Экстремальный отдых снимает напряжение офисных будней
Стресс, который испытывает стандартный офисный трудяга при погружении с аквалангом, на борту байдарки или под куполом парашюта, не идет ни в какое сравнение с затяжным и устойчивым стрессом, приобретаемым за рабочим столом. Для противников стресса в любой форме всегда остается диван с книжкой, синее море и белый пароход. Однако популярность экстремального отдыха уверенно растет не только среди буйных одиночек, но и как вариант корпоративного праздника.
Гонки на именины
За примерами далеко ходить не надо. В конце июля инвестиционная компания "Финам" второй раз отмечала свой день рождения автомобильными гонками на выживание. Эта мысль, по признанию начальника отдела рекламы ИК "Финам" Вадима Титова, пришла в голову сотрудникам, отвечавшим за подготовку прошлогоднего десятилетнего юбилея компании.
Сразу надо сказать, что к картингу, вполне доступному любому желающему, идея гонок на выживание не имеет никакого отношения. Сегодня нет такого места в интернете или в "офлайне", куда можно прийти по ссылке Яндекса или по адресу, указанному в рекламном объявлении. Гонки на выживание - это юношеское увлечение начала 90-х годов таких редких и известных личностей, как, например, Николай Фоменко. И сегодня, судя по опыту "Финама", отцы-основатели гонок на выживание не стремятся сделать свое хобби бизнесом на широкую ногу, поставить его на регулярную основу и извлекать доход путем увеличения оборота. Нет, говорит В. Титов, найти выходы на этих людей было непросто. Но если кто-то задастся целью устроить себе праздник за рулем и в шлеме - это вполне возможно. Нужные люди и общие знакомые всегда найдутся.
Праздник "Финама" оба раза проходил в Крылатском. Организаторы гонок предложили на выбор несколько трасс, но в черте города по многим причинам это было сделать удобнее. Многим гостям и партнерам удобнее добираться к месту гонок, а потом домой. Проще совместить гонки и другие составляющие праздника: фуршет, танцы, официальную часть и т. д. Кроме того, такие массовые мероприятия всегда требуют разрешения и поддержки со стороны милиции, МЧС, дежурства "Скорой помощи". Все это опять же проще организовать в городе.
Судя по отзывам участников гонок и болельщиков, партнеров и гостей "Финама", полученные эмоции стоили затраченного времени и труда организаторов. Традиционная ухабистая грунтовая трасса неправильной формы была щедро полита летним ливнем. Самодеятельных гонщиков в настоящей гоночной экипировке погрузили в специально подготовленные для гонок автомобили "Ока" - двери заварены, стекол нет, на окнах решетки. В лицо летит жидкая грязь, соперники азартно толкаются, под колесами - скользкие рытвины. Это не "Формула 1", это гораздо круче, особенно когда между этапами соревнования с показательными выступлениями гоняются признанные мастера! В таком приключении, несмотря на
Попытки возить ничем не провинившихся горожан на плато Путорана, в Уэлен, чтобы напиться на морозе, или, скажем, к Северному полюсу - это просто жестоко.
весь азарт, действительно, главное - не победа, а участие. "Прийти первым и сделать это красиво - конечно, здорово, - говорит Вадим Титов, - но еще больше эмоций, если твою машину бьют и выносят с трассы".
Гонки, подобные тем, что устроил "Финам", обойдутся желающим в сумму около 15-20 тыс. долларов. Средние и крупные компании себе такое вполне могут позволить минимум раз в год. В эту стоимость кроме устройства самой трассы входит техническое обеспечение: доставка и обслуживание машин (причем не обязательно проводить гонки в классе "Ока", можно и на стандартных вазовских "восьмерках"), а также работа судей, комментаторов и инструкторов - мастеров спорта, специальная одежда, шлемы и т. д.
Экстрим русской глубинки
О соотношении "цена-качество" и количестве полученных эмоций Вадим Титов ("Финам") сказал так: "Возможно, прыжок с парашютом дает адреналина в несколько раз больше и стоит во много раз дешевле. Но я туда никогда не полезу". И это серьезный аргумент. Скидывать гостей и партнеров в километровую бездну под ногами рискнет не каждый. Но при желании энтузиасты экстремальных коллективных праздников могут найти и такие варианты. В отличие от гонщиков авиаторы достаточно активно продвигают свои услуги. Возможно потому, что авиаспорт в нашей стране развивается давно и имеет множество поклонников. Влияние времени, пожалуй, заметно в том, что некоторые аэроклубы сегодня совершенно четко ориентируются именно на корпоративный сегмент клиентов.
В питерском аэроклубе "Звезда" прямо так и призывают потенциальных клиентов устраивать акции и праздники с участием клубной авиатехники. То есть кроме услуг летной школы, возможностей прыгнуть с парашютом или даже приобрести самолет в личное пользование в клубе организуют праздники на природе с музыкой, видеосъемкой, рыбалкой и шашлыком вперемешку с парашютными прыжками и авиашоу.
Если у компании-работодателя достаточное количество сотрудников, увлекающихся дайвингом, а главное - соответствующий бюджет, то она может вывезти команду к берегам Египта или другим столь же экзотическим берегам. Но не менее экзотический и экстремальный для городского жителя отдых можно найти и в России.
"Россия, со всей своей "экзотикой", остается страной разового отдыха как для иностранных граждан, так и для состоятельных россиян, - говорит Александр Квасов, экстрим-директор компании "ПС-Центр". - Причиной тому - вопиющее несоответствие категорий "цена-качество". Я не имею в виду спортивный туризм, который всегда будет оставаться уделом немногих".
По мнению А. Квасова, такие поездки для неподготовленного человека часто превращаются в страдание А попытки возить ничем не провинившихся горожан на плато Путорана, в Уэлен, чтобы выпить водки на морозе, или, скажем, к Северному полюсу
- это просто жестоко. Однако, если специализированная туристическая компания задастся целью, то она сможет познакомить своих клиентов с природой, традициями и бытом их же страны, связь с которыми утрачивается после первого года проживания.
Тот же "ПС-Центр" старается максимально подготовить клиентов к реалиям жизни русской глубинки. Кроме экскурсий, русской бани, рыбалки и приготовления пищи в печи в деревенской избе (как развлечения и жизненной необходимости) есть посещение пещер и дайвинг в карстовых озерах - и не в Египте, а в Архангельской губернии.
***
Отцы-основатели гонок на выживание не стремятся сделать свое хобби бизнесом на широкую ногу, поставить его на регулярную основу и извлекать доход путем увеличения оборота. Найти выходы на этих людей непросто.