Главная >> 5 >> 2

ЧЕЛОВЕК-ПРАЗДНИК

Этот человек может говорить о своей работе бесконечно. Увлекающаяся натура, как истинный творец действа, даже свою речь пытается воплотить в жизнь, хотя бы с помощью жестов и мимики. Неиссякаемый источник идей и творческой энергии, при этом очень скромный. "Недавно меня приветствовали такими словами: "Здравствуй, гений!" Ну какой же я гений? Я - человек коллектива", - говорит Юрий ФОМИН. Рассказывая некоторые подробности прошедшего празднования 70-летия комбината, Дня города и Дня металлурга, он не может усидеть на месте, все время пытаясь воссоздать некоторые события "в лицах". И всякий раз подчеркивает, что праздник - работа коллективная, его персональной заслуги нет.


Сейчас, конечно, это уже неважно, но шествие в субботу, 16 июля, могло быть совсем иным. Юрий Фомин видел праздник так: на очищенных и отреставрированных пляжах Долгого уже собрались многочисленные зрители и с нетерпением ожидают начала представления. Вдруг на воде появляется корабль "Спартак", своим движением олицетворяя прибытие первых строителей на норильскую землю. Получасовое шоу, развернувшееся на воде, посвящено созданию комбината. Далее действо перемещается на площадь Октябрьскую, ведь история города неотделима от истории комбината. Здесь, под аркой дома, актеры разыгрывают спектакль о непростой жизни первостроителей. Далее шествие движется по городу, от первых "сталинок" к тем, что помоложе, затем к "хрущевкам" и так далее. На перекрестках разворачиваются театрализованные картины основных эпох в истории комбината. Апофеоз праздника наступает на площади Металлургов, которая становится символом нашего прекрасного будущего, объединяя праздничное действо на земле и в воздухе...


Даже весьма условный подсчет даст понять - такой праздник нам не по карману. Декорации, реквизит, стоимость трудовых ресурсов - все это неподъемная ноша, отсутствует и время для полноценных репетиций. Так парад превратился в шествие, и то, что мы увидели в дни празднования 70-летия комбината, ничуть не хуже, хоть и менее масштабно.


- В чем самая большая трудность организации масштабного праздника?


- Если говорить о городском празднике, то в согласованности действий всех его участников и в стремлении к единой цели: "Праздник-состояние души", а это, поверьте, очень сложно. Сложно, потому что от каждого зависит выполнение отведенных ему функций, но каждый видит праздник по-своему. Да и понять, кто как сработал, можно только потом. Как говорят сценаристы: хороший сценарий тот, что написан после праздника.


- Праздник уже прошел, как вы его оцениваете?


- Знаете, когда я вышел на форум (на одном из сайтов в корпоративной сети Заполярного филиала "Норильского никеля". -Авт.), сразу столкнулся с негативными отзывами, связанными с мусором на площадях. В постановлениях и совещаниях мы неоднократно акцентировали на этом внимание. Однако ответственные за это службы не смогли обеспечить контроль за чистотой улиц. В таких случаях нужен специальный персонал, который поддерживает порядок, "просеивая ряды" празднующих, контейнеры в местах скопления людей... Все это можно было предугадать, предвидеть. Не понимаю, почему игнорируется запрет правительства РФ о продаже в такие дни напитков в стеклянной таре? И вот когда все хорошо, когда все получается, такой маленький штришок омрачает и буквально выбивает из колеи, негатив оседает в душе неприятным осадком.


- Как долго разрабатывался сценарий, создавалась программа мероприятий?


- План мероприятий, которые проходили в городе на протяжении целой декады, мы с коллегами начали верстать в сентябре прошлого года, понимая, что юбилей - это такая большая форма, при которой нельзя ничего упустить. Каждый думает о своем: подготовка списков приглашенных, размещение - в городе не так много мест, куда можно расселить приезжих. Кто-то думает о гастролерах, выполняя требования их райдеров (список требований артиста, которые должны быть выполнены принимающей стороной: от аппаратуры и площадки до марки питьевой воды в гостиничном номере. -Авт.), порой надутых до размеров дирижабля. Кто-то занят приведением города в надлежащий праздничный вид, а это тоже немало - где какое пространство освободить, чем насытить, плюс декорации, реквизит. Кто-то готовит эмоциональность горожан, дополнительно анонсируя программы предстоящего торжества. А кто-то моделирует основные события, озадачивая художников, бутафоров, различные мастерские и цеха... Достается всем по полной чаше "веселья". Планируя все это "пиршество" заранее, мы можем сделать какие-то наброски, что-то опробовать. Понимая, что основная нагрузка придется на творческие коллективы, мы бросали клич по всем предприятиям компании, проводя творческие фестивали, отборочные туры "Корпорации звезд". Заранее планировали отпуска мы, передвигали свои и участники будущего праздника. Но охватить полностью такие масштабы даже нам не под силу, ведь только за три дня прошло 25 мероприятий на открытых и закрытых площадках - пришлось привлекать силы со стороны. К нам приезжали режиссеры и хореографы из Питера и Кемерово.


- Вы без ревности относитесь к таким привлечениям со стороны?


- Какая может быть ревность? Нет, это вполне нормально. Я сделать могу все, но меня же не клонировать - не дамся (смеется). Мероприятий очень много, они все серьезные, и от того, как пройдет каждое из них, зависит исход всего праздника. Любая несерьезность и фальшь на первых этапах празднования приводят к потере искренней эмоциональности аудитории. От каждого требуется предельная собранность. В Норильске профессиональный уровень специалистов по нашему профилю намного выше материковского. Это связано с тем, что норильчане в считанные секунды могут отличить качественное шоу от "конъюнктуры", мы не можем себе позволить какие-то полуфабрикаты, недоделки, излишний фарс и даже патетику. Потому и требования к тем, кто приезжает сюда, очень высокие. Зато, приехав, они преклоняются перед мастерством норильских культработников и сразу предлагают многим сотрудничество.


- Вы достаточно часто принимаете участие в собственных постановках. Это от банального недостатка актеров или есть другие причины?


- Это интересно! Представьте, что вы все делаете как организатор, держите под контролем, но ведь существует еще и другой потенциал, который надо выплескивать, иначе кажется, что ты чего-то недоделал, недосказал. Во-вторых, зачастую приходится становиться заразительной бациллой в рядах тех, кто после тяжелой смены приходит еще и на репетиции. Вообще, мой рабочий день делится на три этапа. Первый - организационный: звонки, запланированные встречи, планерки, совещания. Второй - выполнение решений совещаний, сосредоточение на проблемах, плановые задачи. И только вечером занимаешься непосредственно творческими процессами, в частности сценариями. Такими вот вечерами мы собирались для репетиций новоявленного "Хора Турецкого" (который выступал в театре драмы с номером "Хор переделов".- Авт.). Некоторым из этих ребят предстояло впервые выйти на сцену. Конечно, я мог бы устраниться, потому что два дня репетиций "выдернули" из общего ритма, но тут был еще один момент. Этот номер был выпестованным детищем талантливейших людей из среды культработников, он должен был стать изюминкой праздника в театре. Кинуть ребят не посмел. К тому же режиссер - это изначально актер, и если он не был в процессе, то ему тяжело понять состояние того, кому предстоит быть на сцене.


- На концерте в том же театре драмы, посвященном Международному женскому дню, выступал еще один уникальный коллектив - хор заместителей директора Заполярного филиала "Норильского никеля". Как вам удалось уговорить их на это?


- Ой, это вообще интересно! Уговаривали, а точнее, провоцировали их на этот подвиг женщины компании. Дело в том, что замы имеют сложный график, который выходит далеко за пределы рабочего времени. Пригласив их для прослушивания фонограммы, под которую им предстояло петь (произведение выбирали тоже женщины), на первой встрече увидели лишь половину. Тогда поняли, что разучивать песню придется по группам и даже в эпизодах индивидуально. Но в итоге - фурор, все остались довольны. Несмотря на то что заместители люди публичные, выступающие с официальными речами, все же перед выходом на сцену они очень волновались - как же, придется петь, это определенно шок! Они поправляли свои белые кашне, очень нервничали, не зная, как примут - ведь с песней, да еще в таком составе выходили впервые. Мы поделились опытом, предупредив, главное - улыбаться! Тем более перед тобой сидят женщины компании, испортить такой подарок нельзя. Когда публика стала требовать выхода на бис, тут уж все растерялись - и рады бы, но не готовы.


Не каждая корпорация может похвастаться тем, что ее руководители VIР-уровня выходят и поют для своих работников. Все остались в восторге от выступления, хор долго не отпускали со сцены и до сих пор вспоминают это событие.


- Откуда вы берете такое количество идей?


- Чем больше отдаешь, тем больше приходит, скупиться на это нельзя. Думаешь о каком-либо мероприятии - все, что приходит в голову, нужно попытаться реализовать. И только то, что не получается в силу каких-то причин, например финансовых, откладывается на будущее. Каждому празднику нужно отдаться всецело. Пройдет время, и ты поймешь, что можно было сделать по-другому, и этого достаточно, чтобы начать придумывать новое. Зачастую хватает услышать звук, увидеть сочетание цветов или линий, преломленный свет, чтобы родились первые ассоциации и зарисовки. Садишься, чертишь, прописываешь. Но лучше всего это получается в компании единомышленников.


- Как вы отдыхаете от таких колоссальных нагрузок, расслабляетесь? Ведь очень сложно постоянно нагреваться и остывать.


- Закаляться надо (смеется). Я ведь не первый год занимаюсь большими праздниками. Если честно, до конца расслабляться так и не получается, хотя знаю, что это просто необходимо. Зачастую, когда все заканчивается, хочется уехать с территории, на которой ты "натворил", чтобы посвятить себя семье, которой ты совсем не уделял времени - жене, дочурке. Ведь эта работа заставляет трудиться с 9.00 минимум до 21.00, а обычно и до полуночи. Хочется вырваться хотя бы на неделю, чтобы зарядиться новыми впечатлениями, напитаться, потому как происходит некое опустошение. К тому же мероприятия продолжаются. Надо успеть сделать замесы будущих вкусных пирогов. Для нас всегда работы хватает.


- Вы очень мало говорите о себе, все время "мы". Почему?


- Я не люблю, когда акцент делают на меня. Да, моя работа специфическая. Есть множество других людей, настоящих работяг, которые заслуживают не меньшего внимания. К тому же всегда найдутся скептики, не считающие это дело чем-то особенно важным.


- Скромный режиссер?


-Да, я режиссер по профессии. Однако сейчас занимаю определенную должность в компании. И меня интересует более широкий фронт: корпоративная культура этой компании, где праздник занимает далеко не первое место. Моя задача - создать условия для развития и сохранения здорового климата внутри коллектива в 50 с лишним тысяч человек.


- Вам стал интересней менеджмент или такой "крен" - необходимость?


- Признаться, это именно то новое, что всегда влечет таких неугомонных, как я. Год назад я работал в городской культуре, сегодня - в корпоративной.


- А что это, по вашему, такое?


- Корпоративная культура - это традиции коллектива, убеждения, целая система материальных и духовных ценностей, это средства привлечения и мотивации сотрудников, позволяющие двигаться плечом к плечу к единой цели. Это, кстати, и отражают корпоративные праздники.


Я долго рассматривал опыт других предприятий, других агентств по организации подобных мероприятий. То, как делается у нас, никто нигде не делает. Мы не ограничиваемся устроением только корпоративных вечеринок. Слишком просто: собрать сотню сотрудников на турбазе или в ресторане, поиграть в банальные игры, послушать "звезду", получить флажок с логотипом корпорации, пообщаться неформально - это приемлемая форма для рядовых компаний. Но не для нас. Норильчане -уникальная нация. Мы живем в мире, который сами построили, поэтому и правила общежития сами устанавливаем.


Приезжают заезжие режиссеры и удивляются, заглядывая на репетиции наших программ: "Да это же театр!". Ведь все наши мероприятия - это некие мини-спектакли, в которых действующие лица - работники компании.


И напоследок. Для тех, кто все-таки не понял, что же такое настоящий режиссер, вот такая картинка от Юрия Фомина: "Моя дочь Катюша, когда начинает рисовать, то сначала разложит листик, потом набирает большое количество карандашей. Они не помещаются в ее маленькой руке, поэтому она раскладывает их ровненько на стол перед собой, смотрит и думает, каким карандашом начать рисовать. Берет один, делает штрих, потом другой, третий - еще что-то добавляет, потом забывается и продолжает творить в цвете, на котором остановилась. Вырисовывает нечто и доказывает, что это вполне понятные вещи, дорисовывая последние черточки. Есть в кого".