Завтра мы с вами сможем точно определить, интересна ли книга новой власти.
Несколько лет тому назад последняя суббота мая была отдана президентским указом под День работников издательств, полиграфии и книжной торговли. До сих пор корпоративный праздник отмечался в жанре профсоюзных собраний с фуршетом в кульминации. Сегодня наконец осмелились отчитаться перед конечным потребителем - устроить ярмарку "Книги на Крещатике" в рамках Дня Киева.
Вечером этого дня телевизор обязательно покажет нам, как Виктор Ющенко покупает картину или кувшин на Андреевском спуске, как Николай Томенко участвует в каком-то экзотическом культурно-спортивном действии, а другие министры подпевают- подтанцовывают вместе со всеми киевлянами на общем празднике. Красиво!
А придут ли они купить для себя книгу? Во всяком случае, известно, что Гостелерадио, организатор мини-ярмарки на самой людной праздничной площадке столицы, послало приглашение и в Кабмин, и в Секретариат Президента. Как там должны отреагировать на это приглашение?
По меньшей мере, "засветиться" у книжных прилавков, чтобы продемонстрировать массам свою интеллектуальную опрятность. Как писал сыну из концлагеря Василий Стус, "образование - это вид гигиены" . Других средств образовательной гигиены, кроме книг, не существует.
Вариант-максимум, он же - фантастический. Президент Украины говорит своим подчиненным: я хочу лично поздравить украинских издателей на Майдане. Пусть там же, а не в кулуарах, вручат грамоты лучшим. А потом я посмотрю на выставленные новинки - действительно ли они так хороши, как говорят со сцены. К тому же, что-то и себе подберу: давно уже не покупал книг...
И так - помечтаем - все так и происходит. Вручены грамоты лучшим книгоиздателям страны; на весь Майдан-Крещатик объявили, где можно - здесь и сейчас - увидеть-приобрести изделия лауреатов, и Виктор Андреевич коротко говорит: Присоединяюсь к поздравлениям! А теперь пойдемте вместе к киоскам! Как я люблю выбирать книги!
Если бы в это время на Майдане был Умберто Эко, он бы процитировал сам себя: "Лучшим доказательством истинности является прецедент" . А рядом бы какой-то социолог добавил: все правильно, только 7 % успеха зависит от того, что лидер говорит, а 55 % - какое впечатление производит.
И вот уже Президент Украины просматривает действительно заслуживающие самого высокого внимания новинки и - покупает, покупает, не может остановиться. И тем самым, между прочим, "легитимизирует" только что врученные грамоты. Потому что все честно: для издателей ТАКИХ книг грамот действительно не жаль.
А за ним и себе покупают книги министры. Они же, как известно, и в праздники - на работе. Заботятся. Как по писаному - то есть, по учебнику "Менеджер культуры" , где говорится: "Государственные органы управления культурой должны овладеть средствами косвенного влияния на культурные процессы... преобразовать культурное сотрудничество в экономически выгодное для его конкретных участников" . Поскольку прямых средств влияния на развитие отечественного книгопечатания до сих пор правительством не предложено, сделаем экономически выгодным для книгоиздателей хотя бы один этот день, 28 мая...
А за министрами на книжную ярмарку уже подтягиваются депутаты, расстегивают кошельки олигархи. И все это без удержу фиксируют телевизионщики, снимают фотокоры. Сенсация! В Украине рождается мода на книги!
О, мода! Это великая сила! По самой что ни на есть своей технологической сути мода - это индустрия, на которой можно зарабатывать деньги и власть. Проверено! В том числе - и оранжевой революцией. Тот, кто предложил оппозиции оранжевый цвет, наверное был в курсе прогнозов мировых Домов высокой моды относительно приближения высокой популярности именно этой части спектра. А суперкреативные ленты-аксессуары? Полистайте дизайнерские каталоги.
Тот же, кто предложил слоган "Так!" , был просто фанатом архимодного Пауло Коельо. Уже в "Книге Воина света" бразилец говорил: "Воин знает, что на всех языках самые важные слова - короткие. Да. Бог. Любовь. Это слова, которые легко произносятся и заполняют собой огромные пустые пространства" . А в предпоследнем романе "Одиннадцать минут" героиня ощущает "странную радость от возможности сказать "да" всему, что встречалось у нее на пути" .
Эту странную радость (Так!) пережили не только мы, но и мир: Украина стала модной. И мода эта обещает дивиденды: ну, там, отмену поправки Джексона-Веника, льготные условия вступления в ВТО; господина Ющенко, опять же, назвали одним из пяти самых влиятельных президентов мира. Так кому же, как не Виктору Андреевичу, удельному творцу оранжевой моды, понимать блестящие экономические перспективы от "внедрения" моды на украинскую книгу?!
И никаких для этого резервов бюджета выискивать не нужно, никаких программ составлять. Просто пойти завтра на Крещатик и купить книгу. "Что у тебя с рукой, почему ты не наливаешь?" , - удивился бы Михаил Жванецкий.
"Я аж засміявся!
Він і почув, та як зикне, -
Я перелякався,
І прокинувсь"
, - это Тарас Григорьевич так закончил свой "Сон".
Что ж, не придут завтра к украинским книгам первые лица украинского государства - что тогда дальше спрашивать у отечественного производителя, как дела? Ли Якокка, великий спасатель "Крайслера" , писал: "Единственный способ нацелить людей на энергичную деятельность - это общение с ними" . Если же завтра пренебречь профессионально-праздничным случаем пожать руку нашему издателю, то зачем тогда планировать давно анонсированную президентскую встречу с ним? Потому что все будет так, как предвидел тот же Жванецкий: "На вопрос: "как живешь?" - завыл матерно, напился, набил рожу вопрошавшему, долго бился головой о стенку... В общем, ушел от ответа" .