Доверяя машину автостоянке, составьте АКТ осмотра
- Вечером я поставил свою иномарку на платную автостоянку. А утром, когда пришел забирать автомобиль, увидел, что на нем появилась царапина по всей длине корпуса. Охранник, которому я предъявил претензию по поводу повреждения машины, «перевел стрелки» на меня. Мол, царапина «уличной» грязью забилась. Значит, я заехал на автостоянку на машине с поцарапанным корпусом. Могу ли я рассчитывать на возмещение ущерба? По расчетам работников мастерской, восстановление покрытия автомобиля обойдется мне в 12 тысяч рублей.
- В соответствии с Гражданским кодексом РФ ущерб возмещается причинителем вреда. Но для этого необходимо выяснить, по чьей вине произошло повреждение автомобиля. Сделать это было бы легче, если бы работники стоянки выполнили установленные Правилами оказания услуг автостоянок (утверждены постановлением Правительства РФот17.10.2001 г. N795) требования. Согласно п. 20 указанных правил при постановке транспортного средства на хранение (въезде) уполномоченный работник исполнителя производит внешний осмотр авто. А по требованию потребителя или исполнителя оформляется акт, содержащий сведения о товарном виде и комплектности техники. Документ составляется в двух экземплярах (один передается потребителю) и подписывается потребителем и уполномоченным работником стоянки.
Этими же правилами предусмотрена ответственность исполнителя в случае повреждения автомототранспортного средства при хранении. В частности, п.32 оговаривает возмещение убытков, причиненных потребителю. В этом случае составляется соответствующий акт в двух экземплярах.
Для предъявления исполнителю требований о возмещении ущерба в добровольном порядке нужно обратиться с письменной претензией к владельцу автостоянки. В случае отказа удовлетворить ваши требования можете обратиться в суд. Но это еще не значит, что его решение окажется в вашу пользу. Исход судебного разбирательства будет зависеть в первую очередь от того, насколько убедительными окажутся ваши аргументы, доказывающие, что повреждение автомобиля произошло именно во время его хранения на автостоянке. Это могут быть показания свидетелей, заключение экспертов и т. д.
***
Нужно ли возвращать подарок или его стоимость?
- Один из магазинов Ставрополя проводил акцию продажи сложнобытовой техники вместе с вручением подарков. Я купил телевизор за 7600 рублей. В качестве подарка мне вручили парфюмерный набор из двух флаконов туалетной воды. На вопрос, можно ли выбрать что-нибудь другое, продавцы ответили, что именно этот подарок прилагается к телевизору. Что ж, дареному коню в зубы не смотрят. А позже оказалось, что подарок-то небескорыстный.
Телевизор вскоре сломался. Поскольку гарантийный срок его не истек, я решил расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченные деньги. Тем более, как показали результаты проверки качества, проведенной магазином, телевизор имел производственный дефект. Но продавцы поставили условие: выполнят мое требование, если я верну бракованный телевизор вместе с подарком. Я объяснил, что это невозможно — туалетную воду наполовину использовал. Тогда работники магазина предложили вернуть мне стоимость подарка — 400 рублей, хотя в кассовом чеке была выбита только одна сумма. Деваться было некуда. Вернул магазину требуемую сумму. Получилось, что «сувенир» я купил на свои деньги. То есть заранее стоимость «подарка» была включена в сумму покупки. Но это еще не вся интрига в моей ситуации. В другом магазине я увидел точно такой же парфюмерный набор, причем стоил он... в два раза дешевле. Правомерны ли действия работников магазина? Если купленный товар оказался с дефектом, должен ли потребитель возвращать выданный ему в качестве поощрения подарок или возмещать его стоимость? Что на этот счет говорит законодательство?
- Подобная практика стимулирующих продаж сейчас очень распространена. Торговые предприятия, устраивая «сейлзпромоушн», инициируют тем самым дополнительный мотив для совершения покупки (сниженные цены, подарки, льготные купоны и т. д.) И здесь многое зависит от порядочности торговых предприятий и добросовестности рекламы. Вообще-то подарок - это добровольный жест продавца. И никаким законом возврат сувениров (подарков без договорадарения) не предусмотрен.
К сожалению, зачастую подарки, которыми заманивают покупателей магазины, на самом деле есть не что иное, как завуалированная форма продажи товаров-«довесков» при покупке основных товаров. Что ни говори, а «бесплатно» - магическая формула в рекламе. Если продавцы потребовали от вас вернуть стоимость «подарка», значит, вы этот товар купили, и он входит в общую стоимость покупки. Однако Законом РФ «О защите прав потребителей», а также Правилами продажи отдельных видов товаров оговаривается, что продавец не вправе обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением других.
***
Какой срок реализации у салатов?
- Недавно мы решили с коллегами купить в одном из супермаркетов Ставрополя несколько видов салатов, заправленных майонезом, для корпоративного праздника. Они продаются на развес. Но вот внешний вид салатов не очень понравился - «кеся-меся», как говорят дети.
Спросили у продавца, какие из них посвежее. Оказалось, что салаты привезли в магазин еще вечером. Интересно, какой срок реализации установлен для такой продукции? Раньше считалось, что многокомпонентные салаты, да еще на майонезе, хранить можно в течение нескольких часов. На что нужно обратить внимание при их покупке?
- Если вы сомневаетесь в качестве продуктов, то, конечно, не стоит их покупать. Что касается сроков реализации салатов, то они определяются согласно нормативной документации их приготовления. С введением Закона РФ «О техническом регулировании» производителям дано право разрабатывать технические условия производства той или иной продукции и самим устанавливать сроки ее реализации. Утверждают ТУ Госстандарт или служба Роспотребнадзора после проведенных исследований образцов продуктов, в том числе и по заявленному предприятием сроку реализации с условием его хранения при определенной температуре. Этот интервал — от 6 часов до пяти и даже 10 суток. Более длительный срок реализации говорит об использовании в производстве консерванта - сорбиновой кислоты. В Ставрополе некоторые супермаркеты готовят многокомпонентные салаты сами, прямо в магазине. У них есть производственные площади. Использовать консерванты для них нет смысла. Другие магазины делают заказ на салаты в специализированных цехах. Здесь — другое дело.
Если вы сомневаетесь в свежести салатов, потребуйте у продавца удостоверение качества. В нем должна быть указана дата изготовления (для особо скоропортящейся продукции — и время) и конечный срок реализации.
Обратите внимание, какая температура в холодильной витрине(при наличии термометра). Она не должна превышать 6 градусов. Кислый запах салатов — верный признак «залежалости».
Посмотрите, каким инвентарем пользуется продавец. Для разнородных салатов должна использоваться отдельная лопатка.
Выпуск подготовлен совместно с Центром защиты прав потребителей (ул. Ленина, 328/3, тел. 37-06-57), отделом ЗПП комитета экономразвития и торговли городской администрации, территориальным управлением Роспотребнадзора по Ставропольскому краю.
***
фото: