Главная >> 5 >> 2

ПРОДАВЦЫ НАСТРОЕНИЯ

Индустрия праздника в нашем городе пока только зарождается. Так считает Надежда ЗАЕЦ - директор работающей в этой нише студии "Сюрприз".


СПРАВКА. Студия "Сюрприз" , занимающаяся индустрией развлечений, организована в постдефолтном 1999 году. Сейчас в ее штате управленческий состав, креативщики, дизайнеры - всего десять человек, а также большое количество внештатных сотрудников. Работающая при студии школа аниматоров выпустила свой третий набор (аниматор в праздничной индустрии - человек, отвечающий за создание настроения, сказочный костюмный персонаж, в отличие от работающего на сцене актера находящийся в непосредственном контакте с участниками праздника).


За пять лет работы в послужном списке студии более 500 успешно реализованных проектов. Впереди - мечты и планы.


Рождение "Сюрприза"


...Согласитесь, профессия педагога консервативна по природе своей. Ведь если в этом году "дважды два четыре" , а "жи" , "ши" пишется с буквой "и" , то и на будущий год революционных изменений по этим вопросам не предвидится. Как набравшейся духа авантюризма учительнице начальных классов, от безденежья освоившей смежную профессию секретаря-референта, без понимания законов построения бизнеса удалось выстроить успешное дело?


- Человек не должен бояться. К моменту организации "Сюрприза" это было первым и главным, чему меня научил предыдущий опыт жизни, - отвечает Надежда. - Я знаю, что могу заняться, например, торговлей. Это для меня совершенно новое дело, но у меня получится, потому что я не боюсь. К тому же в 99-м для организации нашей фирмы и не было нужно никаких специальных знаний.


- Об экономике той поры у меня представления как о "большом кидалово". Этого, конечно, можно не бояться, но, с другой стороны, как на зыбком фундаменте строить свое дело?


- Мы начинали с того, что и бизнесом назвать было нельзя. Нас было три человека, три учредителя. Я и две мои подруги: автор идеи о "праздничном бизнесе" , а также нынешний финансовый директор Надежда Спирина и артдиректор, дизайнер, модельер Юлия Вихрова. Было у нас пятьсот долларов на троих - наш начальный капитал. Мне деньги дал муж, программист. Надежда Спирина "вложилась" трудом: бегала, регистрировала наше предприятие. Из них 250 мы потратили на визитки, буклетики, календарики. Остальные 250 на то, чтобы сделать презентацию самих себя.


Перед презентацией мы сделали анализ рынка. То есть это мы теперь знаем, что это так называется. А тогда мы просто читали прессу: кто предлагает услуги, подобные нашим. Ходили в клубы, смотрели там ведущих, музыкальные коллективы.


- Однако прежде чем предлагать эти услуги, нужно твердо знать, что они будут востребованы. В 99-м рушился даже "пивной" бизнес. Откуда взялась уверенность, что народ захочет праздника?


- Нам показалось, что это может быть востребовано, потому что возникают новые реалии и люди хотят какой-то общности.


Первую презентацию мы сделали на базе бизнес-клуба "Спутник" , которым тогда владела Ольга Селиверстова. Я очень благодарна ей за то, что она приняла нас у себя. И первыми нашими заказчиками стали люди, которые увидели нас там.


- Такой серьезный клиент, как Олег Сорокин, тоже впервые увидел вас там?


- Олег Сорокин впервые увидел нас из окна своего офиса, когда мы делали праздник компании "Орифлейм". В нашей судьбе было очень много таких знаковых случайностей.


Как изобрести велосипед, Или технология праздника


Существует какое-то событие: открытие нового бизнеса, здания, запуск производственной линии, назначение нового директора, юбилей. Сделать вокруг этого праздник - задача студии. Это называется умными словами "индустрия праздника" , "событийный менеджмент" - поясняет Надежда Заец.


А раз есть индустрия, есть и технология. В чем она заключается?


- Все зависит от целей, которые ставит перед нами заказчик. Они бывают внешними и внутренними.


Если ему хочется заявить о себе громко, на весь город, на всю область, - тогда это событие может сопровождаться предварительной РR-акцией: публикациями в прессе, репортажами на телевидении, наружной рекламой, приглашениями на сам праздник большого количества людей, которые потом будут потенциальными агентами. Они будут рассказывать о том, что были на событии и там происходило нечто! Это РR-цель.


Когда мы открывали магазин "Benetton" , придумали "фишку": расставили по Покровке забавно одетых манекенов, которые в руках держали лозунги. Например, драненький пират держал плакат, на котором было написано: "Пооборвался? Иди в "Benetton"!" Грустный-грустный Пьеро советовал: "Не везет в любви? Иди в "Benetton"!" Стояла дурочка-клоунесса: "Не берут в тусовку? Иди в "Benetton"!" Идея показалась интересной, и многие телекомпании в эфир выдали "картинку" с этими странными фигурами, держащими забавные лозунги.


Бывает направленная сугубо внутрь организации цель. Например, знакомство с новыми членами коллектива. Целью может стать и формирование команды - тимбилдинговая задача, если говорить современным языком.


- Но реально ли создать командный дух во время праздника, если в самой компании он отсутствует?


- Я слукавлю, если скажу, что праздник может сделать все. Это большая работа, которая заключается не только в том, что сотрудники по утрам кричат речевки, а на стенах развешана наглядная агитация, в которой прописана миссия компании. Но корпоративный праздник играет не последнюю роль в формировании корпоративной культуры.


Праздник - это совершенно другое пространство. Поэтому если вы скажете, что на празднике можно увидеть истинное лицо компании, вы будете неправы. На празднике можно увидеть праздничное лицо компании. Наша задача - создать такую атмосферу внутри клуба, кафе, ресторана, пансионата, турбазы, лесной поляны, музея деревянного зодчества и всего чего угодно, чтобы человек хотя бы на время забыл о своих ежедневных проблемах.


Если штат компании, например, 2 тысячи сотрудников, то приглашение на торжество по случаю юбилея - признание заслуг. Например, на ежегодном празднике НМЖК присутствует 350 человек, это небольшая часть огромного коллектива.


С этим заказчиком мы делаем четвертый по счету праздник. В 2004 году мы обыгрывали профессиональную ежегодную награду "Ступени". Впервые этой награды удостоились партнеры компании, благодаря которым она успешно растет и развивается. В стилевом решении праздника мы работали на корпоративных желто-зеленых цветах. Наши аниматоры были одеты в традиционные желто-зеленые костюмы, украшенные не менее традиционными подсолнухами. Декорации на сцене символизировали подъем по ступеням.


10 декабря прошло двухлетие компании "Мегафон" в Нижнем Новгороде. Отмечался он в пафосном ресторане "Русский лев". Мы придумали "Ассамблею в честь юбилея". Сцена была задекорирована классическими занавесами в корпоративных цветах, гостей приглашали в зал салютовавшие в их честь барабанщицы. Столы украшали композиции из живых цветов и свечей. Гостям была явлена ретроспектива вопроса: от почтовых голубей до современной связи. Кульминацией стало появление огромного бутафорского торта, откуда являлась певица, исполнявшая "Happy birthday to you!" под фейерверк на сцене. Гости в ответ салютовали бенгальскими огнями, хлопушками, конфетти.


Но наш бизнес носит очень сезонный характер. Например, в сезон под Новый год случается порядка десяти крупных мероприятий. Если проводить аналогию с туристическим бизнесом - это высокий сезон. А все остальное время идет планомерная работа: придумываем новые проекты, пополняем ресурсы, ездим на стажировки и принимаем гостей у себя, учимся...


Скажи, какие праздники любишь, и я скажу, кто ты


- Какие праздники чтит наша буржуазия?


- Новый год, юбилеи и дни рождения фирмы, 8 марта, а в последнее время очень полюбили День святого Валентина! Особенно любят праздновать День святого Валентина торговые центры, поскольку для них это повод устроить промо-акции и распродажи. В это время у нас большое количество заказов на оформление торговых залов.


Летом компании с развитыми корпоративными традициями обязательно устраивают пикники на природе. Это значит, что для нас наступают тимбилдинговые заказы - тренинги на командопостроение.


Осень - это начало бизнес-сезона. Открываются торговые центры, клубы, кафе, рестораны.


- Можно ли во время праздника увидеть психологические нюансы жизни компании, которые не видны в обыденной суматохе?


- Как правило, стиль управления, присущий компании, отражается и на празднике. Демократичные компании предпочитают не делить гостей на випов и не випов и веселятся также демократично: все участвуют в играх и конкурсах, не взирая на должности и положение. Более консервативные компании предпочитают более традиционные развлечения.


Технология праздника - это набор определенных действий, которые приводят к определенному результату. Анализ организационной и корпоративной культуры дает возможность понять нам, какой набор инструментов необходим для создания праздника именно для вашей компании. В празднике не бывает мелочей, и предусмотреть нужно многое, даже то, сколько среди присутствующих гостей дам.


А детские праздники - это совершенно отдельное направление.


- Кто входит в вашу клиентскую базу?


- Самые разные люди: и известные нижегородцы, и самые обычные горожане. Ценовая политика в детском направлении такова, что праздник от Студии "Сюрприз" своему ребенку может подарить каждый.


А если говорить о корпоративных детских услугах, то в этом году Дед Мороз со Снегурочкой и компанией друзей придет к детям ОАО "Нижфарм" в школы N 8, 49 и 53, ресторан "У Шаховского" , "Венский вальс" и клуб "Пикассо". Кстати, портфель предновогодних заказов расписан полностью.


- Чем интересен для города ваш Нижегородский зимний карнавал?


- Прежде всего тем, что карнавал - это праздник для всех, праздник максимально демократичный и приветствующий творческую инициативу горожан. Организатором и инициатором проведения карнавалов (и летнего, и зимнего) является "Коллегия по столичности" при Приволжском федеральном округе. Мы участвуем в этом проекте, потому что весь наш коллектив - фанаты карнавального движения, а в ноябре этого года наш проект "Нижегородский карнавал" стал лауреатом Российского социального форума.25 декабря в 14 часов мы стартуем от кинотеатра "Октябрь". Новогодний кортеж к площади Минина возглавит прибывший из Великого Устюга Дед Мороз, который наделит своей властью представителей власти светской. Театрализованное шествие по Большой Покровке увенчает праздник на площади Минина, дающий старт всем новогодним праздникам города. Не хочется раскрывать все сюрпризы карнавала, присоединяйтесь к нам!


У вас есть уникальная возможность своими глазами увидеть весь возможный пул Дедов Морозов!