"Большинство женщин в силу своего характера, возможностей и каких-либо других причин не занимаются бизнесом. Работая в системе рыночных отношений, я поняла, что отношусь к той категории женщин, которых принято называть бизнес-леди" - так говорит о себе Наталья Торик. В свои 22 года она - исполнительный директор компании "Комплект-Сиб-Строй" и руководитель рекламной студии "АС".
- Расскажите, как так получилось, что вы стали работать в компании по продаже строительных материалов? Насколько я знаю, вы готовили себя к профессии журналиста?
- Все началось с создания студии рекламы "АС", директором которой я до сих пор являюсь. В то время мне было 19 лет. Основная наша специализация - производство видеорекламы. У нас в Кузбассе, к сожалению, еще мало людей, которые осознают реальное значение рекламных кампаний для развития бизнеса. Мы стараемся изменить эту ситуацию.
Однажды компания "Комплект-Сиб-Строй" (магазин "Стройка") обратилась к нам с просьбой разработать рекламу. В итоге "Стройка" стала нашим постоянным клиентом. А спустя некоторое время ее руководство предложило мне поработать у них маркетологом. Коллектив "АСа" создавал рекламу, а я разрабатывала возможные направления развития и проводила маркетинговые исследования. Через полгода последовало приглашение на должность исполнительного директора.
Конечно, для меня это было несколько неожиданным, потому что, занимаясь рекламой, я и представить себе не могла, что заинтересуюсь продажей строительных материалов. Но в жизни у меня есть принцип: если чувствуешь, что ты можешь это сделать, обязательно пробуй.
- Теперь вашей прямой обязанностью является управление людьми. Известно, что дружный и профессиональный коллектив - уже половина успеха деятельности любой организации. Многие опытные руководители годы тратят только на то, чтобы создать хорошую команду. Как вы справились с этой задачей?
- Сегодня целенаправленные действия коллектива многое значат. И для фирм, чей бизнес держится прежде всего на человеческом факторе, это особенно важно.
Лозунг "кадры решают все" - девиз большинства успешных руководителей. Поэтому главным фактором в моей работе были и остаются люди. Как оказалось, подобрать нужных сотрудников совсем непросто. Во-первых, я основательно подготовилась: прочитала огромное количество литературы по этому вопросу. К счастью, она сейчас доступна всем. Воспользовалась информацией из Интернета. И только уже имея определенный багаж знаний, приступила к собеседованию. К тому же в тот момент в компании сложилась ситуация, когда коллектив пришлось формировать практически заново. Как бы то ни было, все, что ни делается, все к лучшему. Поэтому сейчас в нашей команде случайных людей нет.
Средний возраст сотрудников компании - 25 лет. У всех высшее образование. Но этого порой недостаточно. Естественно, пришлось изучать законы, технические характеристики товарного наполнения, пройти стажировку в ряде фирм. Каждый наш менеджер имеет свободный доступ в Интернет. Это является обязательным, потому что тот, кто владеет информацией, владеет миром. Знать о новинках на динамично развивающемся рынке строительных товаров просто необходимо.
А для поддержания благоприятного климата в коллективе стремимся отмечать личные и корпоративные праздники. Проводим совместные вечера, на которых специалисты получают звания, например "Лучший менеджер месяца" и т.п.
- Интересно, по каким критериям вы подбирали себе команду?
- Чтобы стать нашим сотрудником, нужно соответствовать некоторым требованиям. При этом главная задача - доказать свою активность, работоспособность, коммуникабельность, показать интеллектуальный уровень и неконфликтность. Менеджеру ведь приходится соблюдать тонкости этикета и дипломатию при работе с клиентом.
Компания действует на рынке, который сегодня находится в стадии формирования, а поэтому очень неустойчив. Для успешного развития требуются мобильность, гибкость и корпоративная солидарность - все трудятся на общий результат. В связи с этим отбор потенциальных сотрудников требует индивидуального подхода. С одной стороны, человек должен уметь работать в команде, а с другой - самостоятельно, и не бояться принимать решений. Если суметь соединить в себе эти качества, то карьера в нашей фирме гарантирована. Неплохой стимул для того, чтобы начать путь наверх. Профессионализм и удача - вот залог успеха.
- С приходом нового человека, а тем более руководителя, как правило, в деятельности любой организации происходит ряд перемен. Это уже закономерно. Какие изменения внесли непосредственно вы?
- Еще одна особенность моей новой стратегии - прямая зависимость между работой и заработком. В нашей компании менеджеры активных продаж - ведущие звенья, наши кормильцы. Принцип их работы строится на динамичном поиске реальных и потенциальных клиентов. Мы сознательно придерживаемся такой позиции, потому что в современных рыночных отношениях ни в коем случае нельзя занимать пассивную позицию.
Кроме того, мы заботимся о наших клиентах. С моим приходом в компании появилась новая система скидок постоянным покупателям. Приобретая товар на сумму больше 3 тысяч рублей, клиент получает серебряную карточку со скидкой 3-5% на все последующие покупки. Золотая карточка дает право на скидку 5-10% при условии, что вы купили на сумму больше 50 тысяч рублей. И, наконец, платиновая, которая экономит ваши средства на 10% и более, если куплен товар на 100 тысяч рублей. Такие приемы, как показала опять-таки практика, весьма действенны.
- Наталья, возраст как-то влияет на отношение к вам коллег по работе или деловых партнеров? Нет ли нотки недоверия: мол, молодая еще, опыта маловато?
- Сейчас у нас полное взаимопонимание. Хотя, честно признаться, руководить командой на деле непросто. Но мне все-таки удалось найти к каждому подчиненному индивидуальный подход. Были, конечно, случаи, когда приходилось доказывать, что, несмотря на возраст, я достаточно компетентна. Для меня в таких ситуациях важно оставаться искренней и естественной.
Завоевала доверие и у людей, с которыми мы сотрудничаем. В основном это крупные российские фирмы. Я просто поняла, что достаточно работать с максимальной ответственностью и отдачей, чтобы партнеры поверили в способности как исполнительного директора, так и команды в целом. В бизнесе это многое значит.
- У вас образовалась настоящая корпоративная цепочка: компания по продаже стройматериалов плюс рекламная студия. Расширяться собираетесь?
- По этому поводу есть много идей. Хотим создать еще одно направление. Какое? Пока коммерческая тайна. Могу только намекнуть. В нем будут гармонично связаны и рекламные технологии, и специфика строительных материалов. В потенциале нашей компании есть все условия для создания этого принципиально нового направления.
Если же говорить о концепции компании в целом, то совершенно точно будем работать в направлении развития активных продаж.
- Наличие гуманитарного образования сыграло какую-то роль в вашей сегодняшней деятельности? Не возникает ли желания более глубоко изучать экономику?
- Знание русской и зарубежной литературы, а также лингвистических дисциплин совершенно меняет мировоззрение человека. Прочитав классиков, начинаешь совсем по-другому относиться к жизни и к людям, смотреть иными глазами на многие проблемы. На самом деле важно услышать человека, но еще важнее понять, какие у него мотивы, чем он руководствуется в своих поступках.
Так получилось, что изучить азы экономики мне пришлось экстерном, в силу необходимости. Естественно, экономические знания нужны, но реально их приобретаешь все-таки на практике. В дальнейшем мечтаю поступить в аспирантуру МГУ по специализации "Информационные технологии".
- Раскройте нам секрет: какими качествами должна обладать деловая леди?
- Мне кажется, как и любая женщина, она должна уметь делать все! Так меня воспитывала мама. Может быть, в бизнес-леди должно быть чуть больше расчетливости, настойчивости, терпения и аналитического подхода ко всему. Когда я открывала студию рекламы "АС", то у меня было самое ценное, без чего вообще нельзя чего-то достигнуть, - желание работать и реализовать себя. Наверное, поэтому все и получилось. Но еще очень важно уметь делегировать полномочия команде. Нельзя и не нужно заниматься всем, каждый сотрудник должен знать свое дело. В бизнесе без этого нельзя.
- Вы уже достигли больших вершин. Согласитесь, что далеко не каждая ваша ровесница может похвастаться подобным социальным и материальным статусом. Наверняка в вашей жизни есть яркий поступок или событие, которым вы по-настоящему гордитесь?
- Рождение сына! Ему сейчас три года. Это сплошная радость и положительные эмоции. К моему сожалению, из-за учебы и работы вижу его не так часто, как хотелось бы. Как любая мама, я, естественно, очень хочу, чтобы он рос здоровым и счастливым ребенком. В воспитании сына мне очень сильно помогают мои родители. Без их поддержки я бы не смогла заниматься любимым делом. К счастью, они понимают, что от моей карьеры зависит и будущее сына.
- Говорят, что люди, делающие карьеру, постепенно меняются. И как показывает жизнь, зачастую не в лучшую сторону. Портят людей, скорее, даже не деньги, а осмысление того, что ты стал на ступеньку выше, чем твой одноклассник, друг или коллега. Ответьте, не кривя душой, новая должность как-то повлияла на ваш внутренний мир?
- Безусловно, по-другому и быть не могло, но, надеюсь, в положительную сторону. Я по-настоящему осознала, что такое ответственность за коллектив, за работу команды в целом, за успех компании. Еще раз убедилась, что в бизнесе нельзя уповать на случай, нужно всегда все просчитывать, чтобы не совершить непоправимого поступка, чтобы тебя не опередили конкуренты. А для этого нужно много работать.
(Журнал "Деловой Кузбасс")