Главная >> 5 >> 2

Кофе с черной каймой

Беда приходит с телевидением. Как только федеральные информационные каналы показали сибирякам "картинку" с поля боя в Северной Осетии, наша аудитория подверглась мощному медиа-программированию. Многие с того момента жили уже не своими страстями, а от одного новостного выпуска до другого. Все - и ужас перед террором, и сочувствие пострадавшим, и мысли о собственной безопасности - в одно мгновение уместилось в небольшом комнатном экране, из-за которого, собственно, вся Россия за несколько секунд попала в другую эпоху. Правильно говорят, что эфир "раздевает" человека, заставляя его против своей воли выносить на суд публики достоинства и недостатки, но также верно и другое - телевидение обнажает самих телевизионщиков. Судя по первым дням большого террора, каждая эфирная компания избрала собственную реакцию на события в Москве и Беслане. Следовательно, призывы президента Путина к консолидации общества далеки от реальности, потому что разные социальные группы следуют разным телевизионным стандартам во время траурных дней. Одни плачут, другие молчат, третьи развлекаются.


Вечер пятницы, суббота и воскресенье, последовавшие за кровавой развязкой бесланской драмы, более чем ярко продемонстрировали ту степень сопереживания и человечности, которая была задана телевизионным каналам, наверное, с самого дня основания. Компании национального уровня - "Первый канал" и Российское телевидение, не впервые испытывающие на себе события террора и как следствие - быструю программную ломку, оказались если не на высоте положения, то уж верную ноту, точный подход к шокированной стране найти смогли. Все попсовые концерты, юмористические передачи из эфирной сетки были выброшены еще до официального объявления траура - на грани оказались, пожалуй, только некоторые игры. Можно долго спорить о том, насколько уместна сплошная лента героико-патрио-тических фильмов, поставленная взамен; несколько лет назад аудитория бы наверняка стала участником бурных публицистических дискуссий, что, как представляется, настраивает зрителя не просто на траурную, но еще и на деловую перспективу. Что делать с террористами и силовиками, кто стоит за трагическими столкновениями, как уберечь свою психику и собственных детей в такое время? Наверное, ответов на эти более чем насущные вопросы было не так уж и много. Как сейчас работает телевизионная цензура, известно не только телевизионщикам... Но мы видели все-таки другую точку зрения. Маститый "пиарщик в кремлевском свитере", появившийся на федеральном экране поздно в воскресенье, справедливо поинтересовался в пустоту - а куда, собственно говоря, делись силы, называющие себя едиными и консолидированными? Что, у России остался один Путин? А на следующее утро и первый, и второй каналы пригласили наконец в студии именно тех, в чьей помощи более всего нуждаются россияне - врачей, психологов, специалистов по исламу и арабскому миру.


К сожалению, не все красноярские компании поступили адекватно общественному шоку от террора. Если все местные программы новостей стремились подробнее рассказать не только о ситуации в Северной Осетии, но и о местном эхе событий, то всенародные корпоративные праздники на иных кнопках оставили самое удручающее впечатление. В то самое время, когда Беслан дрожал от горя и хоронил сограждан сотнями семей, телезритель видел радостные юбилейные пляски в честь популярной передачи: оранжевые маечки, воздушные шарики, бездумные ухмылки. Крупный план - визажисты колдуют над очаровательной телеведущей... вот она выходит из дома и садится в автобус... вот в "ньюс-руме" известный журналист репетирует выход: "Москва, теракт, теракт, Москва". Неужели нельзя было хотя бы подождать, пока кончится траур? Корпоративные праздники - не Новый год, они четко не фиксированы. Похоже, на канале просто не знали, что делать, и поступили по стандарту "мы не обращаем внимания на горе, чтобы горя не прибавлять". Такая точка зрения имеет право существовать. И она, видимо, становится поворотным моментом. Если все это когда-нибудь повторится, значит, мы действительно попали в другую страну.