Награжденных премией "Триумф" стало больше на 24 человека
Музее изобразительных искусств имени Пушкина в понедельник состоялась церемония награждения лауреатов независимой премии "Триумф". Публики собралось больше, чем было мест в зале. Для начала Игорь Шабдурасулов прочел телеграмму от председателя попечительского совета фонда премии "Триумф" Бориса Березовского. В телеграмме оплативший премию ныне опальный олигарх поздравил собравшихся "с праздником русской культуры" и порадовался вместе с ними тому, что благодаря им она "пока не стала советской". Тут Борис Абрамович допустил некоторую стилистическую неточность, так как вышедшие на сцену члены жюри как раз и составляли цвет "советской культуры" (Березовский-то имел в виду идеологическую окраску, но у слов своя логика). Особенность премии "Триумф" в том и состоит, что за последние годы она крайне редко выходила за пределы определенного круга лиц, получивших известность, признание и любовь публики именно в рамках советской культуры и при этом вовсе не потерявших приобретенное в последующие годы "разгула демократии". Что, собственно, означало отсутствие глубинных различий между двумя эпохами и даже прямо указывало на их сходство.
Видимо, за последнее время кое-что в культурном ландшафте действительно изменилось, в связи с чем и потребовалось внести дополнения в регламент премии, учредив специальный "Триумф" для "молодежи". Вот уже четвертый год двадцать новых лауреатов сильно исхудавшей в денежном отношении "маленькой" премии поддерживают количеством и качеством основной состав маститых членов ареопага. Молодость в искусстве каждый из членов жюри понимает по-своему, поэтому молодежная сборная, поднявшаяся в понедельник на сцену для получения награды, смотрелась несколько странно. Юные вокалистка Шура Шерлинг и саксофонистка Ася Фатеева оказались в одном ряду с вполне половозрелыми и даже заслуженными Петром Бусловым, Иваном Вырыпаевым и Ниной Чусовой (результат отсутствия договоренности между членами жюри о том, что все-таки значит молодежный "Триумф" - поощрение дарований или награду за реальные достижения?).
Появление Земфиры, вызвавшее бурные аплодисменты зала (из всех молодых публика реально знала только ее), раздвинуло рамки премии в сторону свободы, неформатности и вообще вольных примет нового времени (певица появилась в джинсах и майке, что на фоне праздничных костюмов остальных выглядело в меру дерзко). Кстати, по слухам, Земфиру в лауреаты предложил Андрей Вознесенский. Выбор хотя и чуть запоздавший, но принципиальный: сегодня престиж премии зависит уже не столько от основных лауреатов, сколько от политики в отношении новых имен.
После вручения молодежи цветов и значков наступило время главных лауреатов, прошедших проверку временем. Первым на сцену вышел Алексей Баталов. Публика зашлась в овациях и приветствовала любимца вставанием. Слышался шепот: "Достойно во все времена". Баталова прочувствованной речью поздравил Владимир Спиваков, на что актер, мило смущаясь, ответил, что уже лет двадцать любовь публики достается ему за роль в фильме "Москва слезам не верит", но он тем более рад такой почетной премии, и так далее. Тут на сцену вышел Юрий Норштейн, чтобы поздравить друга (кстати, именно Баталов озвучивал "Ежика в тумане", лучший мультфильм всех времен и народов).
Вторым чествовали Олега Лундстрема. Патриарх советского джаза церемонию личным присутствием почтил, хотя на сцену подниматься не стал. И его публика тоже приветствовала стоя.
Николай Цискаридзе на подмостки не взлетел, как ожидалось, а взошел медленно и осторожно, чуть приволакивая сломанную недавно ногу. Алла Демидова, слегка пугаясь в словах, пожелала ему здоровья и "объемных образов".
Юрий Темирканов приехать не смог, последней из награждаемых стала поэтесса Елена Шварц. В ее честь Андрей Вознесенский даже написал стихи, но сначала изложил их содержание прозой, сравнив Шварц с черным цветом и зарифмовав со Шварценеггером. Шварц отозвалась, вспомнив про годовщину прорыва блокады Ленинграда и про "подспудную боль" питерской поэзии. На этом торжественная часть закончилась, и председатель нынешнего жюри Михаил Жванецкий призвал собравшихся в итальянский дворик "выпить по рюмочке".
Как обычно, вслед за награждением фонд "Триумф" проводит ежегодный фестиваль искусств. На этот раз в его рамках три театральных спектакля: "Белые ночи" в театре Фоменко, "До и после" в Театре на Таганке и "Последняя жертва" во МХАТе. Коллектив лауреатов соберется в Доме литераторов в некоем "Театрализованном представлении" 10 февраля. А 8 февраля там же с сольным концертом выступит Земфира.