СЕЗОН МЕРТВЕЕ НЕКУДА
На фоне летней убогости театральной жизни в столице, когда театры на гастролях или в отпуске, а культурные полосы газет заполняются ленивыми отчетами с зарубежных фестивалей, сохраняется анклав, в котором жизнь кипит. Минувшее лето подкрепило сложившуюся за последние годы практику.
Суть ее в том, что кустарные предприятия разного качества за демпинговые цены снимают залы/зальчики и прокатывают спектакли, которые при обычном положении дел не имеют шансов на внимание. На ура проходит полумилорд-полукупец Ladies Nights, снявший сцену Театра Моссовета, вовсю резвится Роман Виктюк со своей пошленькой "ретроспективой" в пустующем ММДМ. Называется это шуршание "деятельностью независимых трупп", или, того изящнее, сезоном антреприз, хотя правильнее называть явление "межсезонным чесом". Главный манок потока спектаклей, если молчать о качестве, "новизна и оригинальность" постановки. То есть творческие бригады настаивают на своей мнимой инакости, оправдывая свою незаметность во время сезона. И посреди такого редкого пиаровского унисона особнячком стоят "Летние балетные сезоны-2004", храбро относящие себя к качественному мейнстриму, что для балета читается как "к старому доброму Великому искусству". Именно так, ни много ни мало.
В этом году мероприятие осуществлялось на сцене Российского академического молодежного театра ("бережно хранящего атмосферу праздника" - пресс-релиз) рядом с Большим и Малым театрами. Со 2 июля по 25 августа почти ежедневно (!) силами двух трупп - "Русский национальный балет" (художественные руководители Сергей и Елена Радченко) и "Русский классический балет" (Владимир Моисеев). Оба театра работают уже много лет, выступают больше за рубежом, чем в России, потому познавательный интерес к фантомам вполне уместен. Репертуар не вызовет подозрений у самого ортодоксального любителя старины, но обеспечит приступ скуки у среднестатистического потребителя культуры: "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Жизель", "Ромео и Джульетта", "Дон Кихот". Билетеры, фонограмма, занавес, все чинно и благородно; зал наполовину полон сотрудниками компании - генерального спонсора, желающими культурно подрасти за счет предприятия, и гостями столицы, которые не пекутся о качестве "столичного" зрелища. Кажется, вполне себе лепота, чес как чес. Но программка "предоставляет редкую возможность познакомиться с творчеством всемирно известных балетных мастеров и талантливой молодежи". Про мастеров - это, конечно, неотъемлемое от чеса воображение продюсеров. С талантливой молодежью сложнее.
Они - молодая балетная поросль бывшей одной шестой, хореографические школы которой по инерции плодят пехоту для искусства. Школы-бренды, вроде Вагановской и Московской, самопровозглашенные академиями, тоже не гарантируют трудоустройства, но, как правило, их выпускники имеют больше шансов найти достойную работу, чем лучшие по профессиональным качествам питомцы Воронежа, Перми и Алма-Аты. И вот пассионарии, не готовые мириться с грошовыми зарплатами в местных музыкальных театрах, всеми силами рвутся "в Москву, в Москву". Дорога может идти через конкурс или через театральную "горячую почту", но оканчивается, как правило, одинаково - вакансией в гастрольной труппе, где бывшие пассионарии будут стареть, танцуя назубок знакомых со школьных лет тореадоров и лебедей. Изо дня в день, годами.
Они, может, станцевали бы для разнообразия и что-нибудь другое. Но тут всплывает до прелести простой интерес продюсеров (хозяев, худруков, директоров труппы): спектакль должен снимать кассу. А снимает ее только Великий Русский Балет (ВРБ), двумя веками наработанный бренд, к которому гастрольные чесы имеют очень отдаленное отношение. Никакой оркестр не осмелится купировать в концерте сольную партию, скажем, гобоя, потому что у гобоиста болит губа. Никакой скрипач не сократит количество прописанных в партитуре нот, потому что ему сегодня "играть не с руки". На балетных чесах такое случается сплошь и рядом. Не говоря уже о таких "мелочах", как элементарное количество танцующих, хотя от этого зависит, увидит или не увидит зритель придуманный классиком рисунок танца. То есть качественно танцевать классику гастрольные театры не могут по определению, а пробовать танцевать что-то другое не хотят. Продюсер не рискнет вложиться, зритель не рискнет покупать билет на кота в мешке. Лучше расскажет между прочим приятелям, что чуть не уснул на "Лебедином озере". И будет выглядеть вполне себе импозантно.
Самое интересное, выясняется, что бренд ВРБ магически действует на умы не только в наших палестинах, но и в местах, где зритель намного лучше подготовлен к неканоническим высказываниям. Пример тому - шум вокруг последних гастролей Большого театра в Лондоне. При нынешней доступности информации любой желающий может прочитать отзывы британской прессы на балетоманских сайтах в оригинале, без интерпретаций и купюр. Ковент-Гарден, раз и навсегда полюбивший в конце пятидесятых "бег Улановой", не смог проглотить радикальную версию "Ромео и Джульетты" Деклана Донеллана и Раду Поклитару. Версию, которую воспитанные люди зовут "спорной", российская критика ласково пожурила, но в целом одобрила - исключительно за смелость, верное направление и отсутствие пиетета к теням великих предков. Британской публике этого набора оказалось недостаточно, и в отсутствие у премьеры веских художественных достоинств зал Ковент-Гарден стал взывать к старой доброй постановке Лавровского, к бегу Улановой, к тому самому ВРБ, от которого, как казалось, должен был устать весь мир. Увы.
И потому "Летние балетные сезоны" не будут последними и труппы гастарбайтеров будут множить по миру усекновенного Чайковского - Петипа, а москвичи и гости столицы купят билеты на вечно живую как бы классику и будущим летом. И зал будет хотя бы наполовину полон все в той же "бережно хранимой атмосфере праздника". Остается только дожить до очередного чеса...