Пермские театралы легко назовут областные театры, знаменитые столичные сцены. У Суксунского муниципального театра "Ступени" такой известности нет. И все-таки он уникален. При том, что профессиональные театры обычно существуют в городах с населением не меньше 70-100 тысяч человек, суксунский работает всего лишь в девятитысячном поселке. Это исключительный случай не только для Прикамья, но и всей России. За 12 лет, что живут "Ступени", и страна-то на своем пути оступалась, падала, поднималась. А каково маленькому поселковому театру (его еще называют сельским)? Как он преодолевает неровные ступени времени? Об этом мы разговариваем с художественным руководителем суксунского театра Анной КРАШЕНИННИКОВОИ. А чтобы наше "сценическое пространство" было более широким, в отступлениях - мнения и других "действующих лиц".
- Свое право на существование вы доказали, "держа дыхание" уже более десяти лет. И все-таки - почему, на ваш взгляд, театр родился и живет именно в Суксуне? Что тут за особая почва?
- Так и есть - особая, в которой сохранились живые театральные корни. Ведь домашний театр графа-заводовладельца Каменского был здесь еще в 19-м веке. В Суксуне жило много заводской интеллигенции, учительства - у них было время читать книги, музицировать, ставить спектакли. В начале Отечественной войны население поселка пополнил большой слой интеллигенции, эвакуированной сюда из Витебска. Они аккумулировали вокруг себя творческую атмосферу. В 60-е годы в Суксуне одним из первых в области появился народный театр. Его руководитель Борис Александрович Боровков, сам профессиональный артист и художник, ставивший в основном классику, прививал окружающим высокий художественный вкус... Словно каждое предыдущее поколение напутствовало следующее на сохранение и продолжение театральных традиций.
- Но чтобы в райцентре возник профессиональный театр, надо было загореться, "пробить". Тем более на дворе стояла пора, когда зрители отвернулись от сцены к политике и многие театры, прежде всего в провинции, начали закрываться.
- Наверное, время и помогло. В смутном 1990 году наш народный театр, где я работала режиссером, за час выдворили из районного Дома культуры. Честно говоря, нам надоело, что театр просто выкачивали: заставляли делать приветствия к разным конференциям, готовить какие-то праздники. И отделу культуры, видимо, осточертели наши строптивость и независимость. Мы оказались в легендарном доме Каменского. Нам отдали большую комнату, которую мы сами за месяц восстановили.
В этом небольшом замкнутом пространстве труппа окрепла. По существу выйдя из-под контроля "сверху", втянулась в работу с полной самоотдачей - зачастую наши репетиции затягивались с вечера до утра. Театр оказался очень цементирующим людей началом. Но стало и жаль, что в народном театре спектакль живет один-два показа. Стало понятно, что без планомерной учебы артистов, работы со зрителем коллектив может сойти на нет.
Как сохранить нажитое, развиваться дальше? Тогда-то и родилась мысль о профессиональном театре. Идею поддержали и помогли ее осуществить в областном управлении культуры. При условии, что мы будем обслуживать шесть районов.
- Вы ставите много классики, берете интересные современные пьесы. Этот подход без скидок на глубинку приятен. А чем все же ваш театр отличается от других муниципальных театров?- Не только по тому начальному условию - обслуживать ряд районов, но и чтобы держать спектакли в репертуаре, нам с каждым из них приходится много ездить. По существу наш театр - передвижной. Есть свой автобус. Привлекательны для нас сцены побольше, как в Осе и Чернушке. Но выступаем и в небольших сельских клубах. Выезжаем в соседние города Свердловской области. Короче, стараемся зарабатывать на жизнь сами. Хотя прививать публике вкус к театральному искусству остается главной задачей.
Сейчас в нашем репертуаре поровну: шесть взрослых спектаклей, шесть детских. И все-таки мы больше позиционируем себя как ТЮЗ, стремимся активно работать на детей, подростков, молодежь. Я сама три года преподавала в школе курс
о театре и понимаю, как важно не упустить нынешнее молодое поколение. Ведь они не читают книги, не умеют чувствовать других. Помню, как дружно и издевательски ребята смеялись над "Молодой гвардией". Мы прямо в школе поставили ее современную инсценировку. Через спектакль они прочувствовали героев и приняли ситуацию. За книжными буквами для них встала жизнь. Сейчас в театре мне очень хочется взяться за "Короля Лира". Шекспир, конечно, бездонный, но в данном случае видится прежде всего тема предательства, неблагодарности. Чем не для нашего времени и любого возраста тема?
- Театральный курс в школе, помощь драмколлективу в СПТУ... Раньше на заводах делали карты с лучами, обозначающими, куда расходится их продукция. Вам тоже впору рисовать такую карту?
- Масштабы, разумеется, у нас не заводские. Но цепочка выстраивается. В учебных заведениях района есть драмкружки, и мы их опекаем. В самом Суксуне работает школа искусств с театральным отделением. Ежегодно проводим для них мини-фестивали. Кто-то из выпускников школы искусств каждый год поступает на театральные отделения училищ и вузов. Несколько артистов театра учатся в Пермском институте культуры. И это еще одно отличие "Ступеней" - актерская подпитка идет за счет местных сил.
- О вашем театре говорят удивительно теплые слова, его приглашают на областные фестивали "Театральная весна" и "Волшебная кулиса". Но ведь, насколько я знаю, не всегда складывалось все так ладно. Было, успешные годы сменились расколом в труппе. Речь шла чуть ли не о закрытии "Ступеней". И вы уходили из театра. Потом был пожар в доме Каменского, ваше бездомье...
- Все верно. Шесть лет театр жил нормально: был большой репертуар, много играли. Но пришел новый глава района, и ситуация стала поворачиваться вспять: нам вменялись те же "тру-ля-ля" на банкетах и праздниках. Попыталась воспротивиться - начались бесконечные ревизии и проверки, а потом и травля. Как меня только не выживали, в чем только не обвиняли! Труппа разделилась на две части. Самой мне пришлось три года ездить на работу в Ключи, создала там театр-студию из сотрудников курорта, в Ключевской школе - театральную школу-студию. Она, кстати, жива до сих пор. Возвращение в "Ступени" стало возможным лишь со сменой районного главы. Но дома Каменского уже не было - он сгорел. Театр переселился в бывший заводской клуб, где не было отопления и электричества. До капитального ремонта руки дошли только в позапрошлом году. Многое пришлось делать самим. Даже кресла, оставшиеся от пожарища, перенесли и установили в зале собственными руками.
- То есть жизнь театра зависит от расположения-нерасположения местных властей?
- Полностью! Вот после своего устройства нормально отыграли один сезон - и снова в подвешенном состоянии. Полгода назад в районе был выбран новый глава, и опять в воздухе "проклятый" вопрос: а нужен ли Суксуну театр? Точнее, нужен ли он этой власти?
Александр ОСОКИН, глава администрации Суксунского района:
- Мы пока не определились, какие преобразования нужны в культурной сфере района. Остаются вопросы и с театром. Самоокупаем ли он? Или настолько дорогостоящ для нас, что лучше привозить артистов с концертами? Может быть, отпустить театр в свободное плавание? Тут надо рассчитывать по финансам и результатам. Театр, похоже, может утонуть в рынке. Нельзя катиться, как раньше, не зная экономики. Инерция в Суксуне, к сожалению, жива. (Для справки: за 14 лет жизни в поселке Александр Вячеславович, по его словам, посмотрел два спектакля "Ступеней").
Лариса НОСКОВА, зам. председателя областного департамента культуры:
- Так экономике нужно учить. Имея в Суксуне театр, надо носить его как корону, а не держать в трепете.
На этом и поставим точку. Помня, что люди власти приходят и уходят, а люди-зрители, как и искусство, остаются. С надеждой, что сия точка для "Ступеней" - лишь одна из многоточия. И не последняя.
Людмила КАРГОПОЛЬЦЕВА
Софья ЛЯПУСТИНА,
заместитель председателя Пермского отделения Союза театральных деятелей России:
- Хорошо знаю "Ступени" и могу сказать: его руководитель - режиссер ищущий, непровинциальный. Человек, одержимый театром. Выучена а Крашенинникова закончила Пермское культпросветучилище и Челябинский институт культуры - по школе Станиславского. Не прекращает учиться и сейчас: ездит на театральные семинары в Москву, смотрит много столичных спектаклей, общается с их режиссерами. Несомненно, все это сказывается на ее собственных постановках. И еще деталь: многие из них оформлял Александр Алехин, бывший главный художник Пермской драмы.
Как-то в разговоре режиссер мне сказала: "Ставлю то, что нужно зрителям". И действительно, по реакции зала я не раз наблюдала это попадание. В работах "Ступеней" есть честность, старательность, эмоциональность. Они без попсы, по правде. Главное же - есть искренность. Здесь не наигрывают, а делают то, что могут.
Александр ИНЯХИН, театральный критик (Москва):
- "Ступени" - это не просто достойная труппа, но очаг, вокруг которого сформировалась творческая аура городка. Даже помещение, любовно перестроенное самими артистами из заброшенного клуба, имеет свою этическую ценность. Здесь играют для детей в крохотном малом зале под крышей, названном "голубятня", умную сказку А. Зинчука "Вперед, котенок!", а в большом зале (200 мест) - "Волки и овцы", чеховские водевили. Все три спектакля сделаны в остроумной жанровой транскрипции, ритмически точны и технологически безупречны (хотя иногда возникает перебор метафорики)..."
(Театральный журнал "Страстной бульвар", N 9, 2004 г.)