На кинофестивале "Окно в Европу" не нашлось фильмов, достойных Гран-при
Конкурс фестиваля российского кино "Окно в Европу", завершившийся в Выборге, оказался настолько слаб, что Гран-при жюри решило никому не присуждать, равно как и награду за лучшую режиссуру. Первым призом судьи отметили картину "Время жатвы" Марины Разбежкиной. Второй приз достался фильму Александра Велединского по мотивам произведения Эдуарда Лимонова "Русское". Впрочем, в Выборге киноманам все-таки было на что посмотреть.
Удивительно упорно в наших нежданных августовских тропиках Выборг напоминает о зиме. Дома украшены грозными предупреждениями о том, что сверху может упасть "наледь". Местные остряки, насмотревшись "Ночного дозора", прошли по городу и создали при помощи фломастера плакат мистической силы: "Берегись! Сверху падает нелюдь". А падает она прямо в магазин, где продается еще один шедевр местной лингвистики: "Кальсоны бикини". Впрочем, ничего подобного на прилавке не оказалось - видимо, все разобрали. Перед закрытием фестиваля московские дамы отправились в парикмахерскую "Харакири" и, надо сказать, вернулись преображенные. "Касса, баранину не выбивать!" - кричит свою "коронку" из фильма "Три истории" Жан Даниэль в новом фильме Киры Муратовой "Настройщик". Зал падает от хохота, потому что его персонаж вообще-то работает в платном туалете. Кира Георгиевна все это придумывает в Одессе, но ей стоило бы приехать в Выборг - это тоже город ее странных персонажей. Так что фестиваль закрылся Муратовой просто шикарно. Впрочем, до московской премьеры продюсер Сергей Члиянц, сурово насупясь, уговаривал журналистов не рассказывать ничего о фильме.
Не только он, но и все продюсеры, предъявляя фильмы, переживают, как курсистки на экзаменах. Хороший знак. Раньше, в беспрокатное время, сроду никто у журналистов не интересовался, удался ли ролик новой картины и понравилась ли презентация. Алексей Гуськов, человек не менее суровый, чем Члиянц, был белым от волнения перед показом картины "Рагина" - вольной интерпретации чеховской "Палаты N 6". Режиссер Кирилл Серебренников, театральный возмутитель спокойствия, не приехал. Да и вообще, ходят слухи, что его имени могло бы не быть в титрах, потому что в "Рагине", картине интересной, тщательно сделанной, но совершенно непонятной, нет режиссера. И это тоже знак времени. Сценарий дописывался и переписывался разными, даже незнакомыми между собой людьми - то в угоду режиссеру, то в угоду продюсеру-актеру. Пиарщики, очень важные персоны в нашем современном кино, казалось бы, учли все: и политкорректность западного зрителя (не надо курице рубить голову в кадре), и дизайн титров (по-настоящему гениальная работа), и конвертируемость чеховского материала. Но что-то не сложилось. Все-таки своеволие разных авторов торчит в самых неожиданных местах, мешая понять главное: обрел доктор Рагин (Алексей Гуськов) покой и счастье в своем безумии или нет?! Фильм скорее стоит оценивать как полнометражный рекламный ролик того, на что способны участники проекта.
В разделе презентаций, безусловно, победил полнометражный мультик "Незнайка и Карабас", который выходит в прокат 28 октября. Многие с удивлением узнали, что Незнайка Николая Носова и тотем журнала "Мурзилка" - это персонажи одной и той же мифологии, основанной, как ни странно, на шотландском фольклоре. Канадский писатель-карикатурист Пальмер Кокс в начале XX века нарисовал Незнайке знакомую всем шляпу-колокольчик, а русская писательница Анна Хвольсон по мотивам его стихов написала книгу "Удивительные приключения лесных человечков". Дело было в 1913 году. Авторы мультика не стали экранизировать эту книжку, а сделали ультрасовременное посвящение прародителям Незнайки. Судя по всему, это оригинальное, смешное и яркое кино для детей и взрослых. На озвучку удалось собрать звездный состав во главе с Виторганом-Барабасом и Мурзилкой-Хазановым.
Ну а теперь о печальном. Жюри отменило на этот раз и Гран-при, и приз за режиссуру, не обнаружив кандидатов. Вместо этого был присужден Первый приз, которым отметили "Время жатвы" Марины Разбежкиной, и Второй приз, доставшийся "Русскому", самому сильному пункту игрового конкурса. Этот фильм Александра Велединского преследует злой рок: Московский фестиваль его проигнорировал, из интервью режиссера все время изымают имя Лимонова, по чьей ранней прозе снято кино, телеканалы огорченно пеняют: что ж ты, Саша, связался с национал-большевиком, где мы тебе эфирное время найдем теперь... В общем, унылая картина неспособности политизированного сознания отделить мух от мяса, отличного писателя Лимонова от газеты "Лимонка". Конечно, можно согласиться, что на редкость слабый конкурс поставил в тупик судейскую коллегию. Но графа "против всех" уместна только в политическом голосовании, хотя, судя по результату, именно в ней поставило крестик жюри. Серьезно принимать во внимание можно было только "Русское", "Время жатвы" и "Рагина". Актерские призы Владимиру Машкову за "Папу" и Ирине Купченко за в общем-то не главную роль в фильме Романа Балаяна "Ночь светла" всего лишь указывают место этих картин в кинопроцессе. "Папа", стартовавший сначала в провинции, чтобы в сентябре добраться до Москвы, имеет намерение стать прокатным хитом и привлечь в кинотеатры публику старшего поколения, которая обычно не тратит свои деньги на блокбастеры. "Ночь светла" - идеальное кино для телевизионного прайм-тайма и для той же многочисленной категории зрителей. Однако по "Выборгскому счету" победила картина Дмитрия Месхиева "Свои", которая сочетает в себе черты и фестивального, и зрительского кино.