В Зеленом театре пытались скрестить Россию с Ямайкой
В МИНУВШУЮ субботу в столичном Зеленом театре проходил фестиваль Rock'rvReggae, ставший одним из событий цикла "Российско-германские культурные встречи" и организованный при непосредственном участии российского Министерства культуры и массовых коммуникаций и посольства Германии в РФ.
На фестивале выступили девять отечественных групп означенных направлений, а закрывать фестиваль пригласили германскую группу Fool's Garden.
Старт концерту дала ска-группа "Каберне Денев", чувствовавшая себя на московской площадке куда увереннее, чем на недавнем "Нашествии".
Музыканты "КД", занятые исследованием и переработкой стандартов ска и rock steady, были едва ли не единственными, полностью подпадающими под придуманный организаторами странный стилистический гибрид: удельный вес ямайских вибраций в их музыке примерно равен содержанию "боевого" рок-компонента. Остальным повезло меньше - электронные Dub TV (исповедующие даб, то есть электронный извод регги-музыки), развеселые "Каникулы Бонифация" (играющие более или менее традиционный регги) смотрелись на сцене совершенно отдельно от слишком громких IFK и "Психеи", которым в середине выступления пришлось отдуваться за рок-направление. И если питерская "Психея" в случае отсутствия ярких мелодий добирала собственной артистичностью, то грохочущие москвичи из IFK смотрелись по-настоящему бессмысленно и безобразно. К видимости концептуального единства рока и регги подвела концерт группа WK - в их музыке фанк, рок и хип-хоп смешаны до гомогенной массы, словно в миксере.
Очевидно, организаторы этого музыкального праздника хотели вдохнуть в свой концерт некий единый дух - в списках выступающих намеренно не было ни единого коллектива из числа завсегдатаев радиоэфиров и покорителей стадионов. Однако в реальности получился фестиваль лебедя, рака и щуки - хорошие музыканты на сцене отыгрывали свои сеты без малейшей не то чтобы тематической, но даже энергетической преемственности по отношению друг к другу: эту тенденцию, обозначившуюся в начале концерта, можно было констатировать и в более пафосной, "хэдлайнерской" части концерта.
Традиционно хорошо и энергично выступила питерская "Текиладжаззз", нимало не "смонтировавшаяся" с расслабленными проводниками ямайских вибраций, ортодоксальными исповедниками корневого регги "Джа Дивижн". Вышедшая следом "5'nizza" собрала самый большой урожай зрительских восторгов: дуэт двух голосов и двух гитар заплетает в тугую косу речитативные "читки", регги, хип-хоп и (!) элементы аскетичного, почти бардовского пения, оставляя ни с чем тех, кто пытается определить и классифицировать их стиль.
После их выступления на сцене долго происходили перестановки, а из динамиков звучал настоящий регги в исполнении Боба Марли - как будто напоминание о том, чему был посвящен вечер. Лучше было этого не делать - публика получила шанс путем наглядного сопоставления определить, что российским последователям главного регги-музыканта еще очень далеко до своего учителя.
Но вот над ЦПКиО опустились сумерки, в зал полился подсвеченный красными прожекторами дым, зазвучала меланхоличная фонограмма, и на сцене появились виновники торжества - германская группа, название которой было написано на афишах самыми крупными буквами - Fool's Garden. Коллектив, выпустивший за тринадцать лет своей жизни уже пять полноценных альбомов, известен во всем мире лишь двумя своими хитами - Lemon Tree и Probably, саунд которых сильно напоминает звук Supertramp, знаменитой эстетской группы 70-х.
Надо сказать, что менее раскрученные (то есть все остальные) песни немецкой группы тоже много что напоминают - даже отбросив очевидные цитаты и парафразы из песен "Битлз", можно услышать отсылки чуть ли не ко всему брит-попу сразу. В том, чтобы приглашать закрывать концерт вторичную группу, вполне мог быть определенный умысел
- на их фоне многие русские участники смотрелись куда выигрышнее. Однако для немцев такая диспозиция вполне могла стать обидной - примерно половина зрителей покинули площадку после прекрасного выступления "Пятницы".
Тем не менее немецкий коллектив отыграл свой час, поминутно благодаря нормально-дружелюбную русскую публику за "теплейший, теплейший прием". Группа прикладывала титанические усилия для того, чтобы наполнить энергией немаленькое пространство, однако ничего не могла сделать со своим невеликим масштабом. Выступление откровенно разочаровывало - вместо того, чтобы остаться в памяти русских слушателей со своей полудетской, немного эстетской песенкой про лимонное дерево, была сыграна большая программа, обнаружившая средней руки исполнительское и сочинительское мастерство. Зрители, расходясь, пели хором - но отнюдь не Lemon Tree, а песню "Солдат" группы "Пятница".