Главная >> 5 >> 18

... И раковины дальних морей

Ярмарка Св. Доминика в Гданьске пришла к нам из XIII века.


Я впервые побывала в Гданьске несколько лет назад в будний день и решила, что в городе происходит какой-то местный или общенациональный праздник: всюду музыка, всюду продают шары, смешные маски, народ толпится вокруг "живых статуй" и ряженых на ходулях, много уличной торговли... Оказалось, обычный день, здесь так всегда.


Когда в этот раз я ехала в Гданьск, уже знала, что попаду туда как раз в разгар знаменитой Доминиканской ярмарки. Знакомые калининградцы (а добиралась в Польшу я как раз из Калининграда) уже успели туда съездить. Это уже традиция - наведываться в Гданьск в течение двух августовских недель, когда ярмарка (существующая, между прочим, с 1260 года). Если в обычный день Гданьск кажется праздничным, то что же сейчас?


Уже на вокзале, когда спрашивала у людей, куда пройти да где в банкомате деньги взять, они улыбались: "О, пани на ярмарку?" И афишные тумбы, и рекламные растяжки - все звало именно туда, на Длуги Тарг, на набережную Мотлавы, в улицы Старого города. Туда, где слышна карильонная музыка от собора Святой Катажины, и мелодия скрипки - под древними сводами играют изящные девушки, и появился завсегдатай всех польских фестивалей и праздников, кочующий из города в город, - музыкант в традиционной украинской одежде, с чубом и висячими усами, под собственный аккомпанемент исполняющий украинские же песни...


Усталые, мы сидим в уличном кафе, пьем польское пиво (к слову, шесть лет назад оно было невкусным, а сейчас есть множество сортов, удовлетворяющих самого взыскательного ценителя), едим польский борщ с "колдунами". (Борщ для русского вкуса непривычен - это практически свекольно-мясной бульон с множеством пряных трав, а "колдуны" - это скорее картофельно-мучные вареники с мясным фаршем. К слову, "пироги" - это не пироги, а пельмени с разными начинками.) А рядом - масштабное и невиданное у нас явление. Расклады, подобные тем, что у нас есть, где продается всякое старье - от инструментов до старых туфель. Здесь, в сущности, то же старье, но какое! Медная посудная утварь позапрошлого века - кофейники, ступки. Антикварные кофейные мельницы. Чугунные тяжелые утюги и чугунные же подставки для них, кованые, кружевного рисунка - ведь утюги грели на плите, а потом их нужно было ставить на подставку. Много еврейских менор-восьмисвечников. Фарфор и стекло, старинные бутылки из-под вина и пива, флакончики от довоенных духов, глиняные куклы - ручки-ножки на шарнирах... А я ведь еще помню таких кукол, и целиком глиняных, и таких, тельца которых были сшиты из ткани и набиты опилками. А это уже прошлый век, середина его фактически. В общем, антиквариат.


Калининградка Аня потом рассказывала, что, приезжая на ярмарку, она забывает обо всем на свете - о музеях, концертах, поездке в аквапарк в Сопот, и часами ходит по этим раскладам. Россыпью - оловянные и серебряные старые ложки и вилки. Старые книги. Много военных штук - противогазы, полевые телефоны. Оживленная скупка-продажа виниловых пластинок - я узнала, что винил сейчас является очень модным увлечением.


Вырвавшись из магического круга этих антикварных раскладов (а то вот-вот и купила бы что-либо чугунное и неподъемное), сворачиваем на улицу поближе к набережной - и тут же оглушены криками зазывал. "Газета "Денник балтыйски!" "Беспроигрышная лотерея!" Региональная газета Труймяста (Тригород - так можно перевести это название, обозначающее три города, фактически являющихся единым организмом - Гданьск, Гдыню и Сопот). Из чисто профессионального любопытства покупаю - и получаю один из главных призов: новый альбом нежно любимого Северина Краевского. Одной запланированной тратой меньше. Да здравствует ярмарка Св. Доминика!


В свое время ремесленники из всех краев привозили туда свои изделия, купцы торговали колониальными "товарами". И сейчас во множестве - и лотки с пряностями, и торговля "запахова" - ароматами в склянках: лаванда, пачули, жасмин, сандал... Одежда и кожаная обувь, скульптурные фигурки и множество морских раковин: "Эта - из Австралии! Эта - из Новой Зеландии! Эта - с нашей Балтики!" Морские звезды и ежи, шкатулки и ожерелья из раковин. И, конечно, повсюду янтарь, янтарь! И льняные шедевры - платья, блузы...


Запахи жареной и свежезакопченной рыбы. Знакомый шашлычный дух. Ехидные лукавые ангелочки из твердого теста, раскрашенные серебристыми и золотистыми красками. Еще один зазывала - на выставку тропических насекомых, скорпионов всяких, пауков. Негры, продающие африканские маски и бусы (негры вполне польскоязычные, да и маски, думаю, изготовлены неподалеку).


В общем, ярмарка. И как полагается, палатки предсказательниц и гадалок. И как полагается, стоит опасаться карманников (к слову, на Гданьском автовокзале гостей встречает предостережение - в том числе и на русском языке: "Внимание! Карманщики!" У нас такого не напишут - как же, портить имидж великого города. Что не мешает наличию воров).


На асфальте приклеенные стрелки указывают путь к выставке импрессионистов из парижских музеев. В руки то и дело суют листовки о различных концертах и выставках. В эти дни еще была масса разных событий - и праздник хлеба, и спортивные шоу - в аккурат к Олимпиаде, и фольклорные праздники, и концерты молодых исполнителей. Вплоть до презентации Одесской области.


Жизнь кипит, торговля идет. К концу дня девушка-продавщица в палатке с брюками и рубашками непередаваемо нежно говорит по мобильному: "Коханый мой... Ну не сердись на меня... Тебе грустно? Но я же с утра на ярмарке весь день, весь день допоздна. Как там ты? Не больно? Срастается?" Ее коханый лежит в травме...


Вечер. Сумерки - невероятной красоты закатные лучи над Мотлавой, над знаменитым Журавом - средневековым гигантским портовым краном (сейчас музей, причем замечательный). Ярмарка сворачивается. И через полчаса все свернуто в знакомые и нам клетчатые челночные сумки и увозится. А еще через полчаса улицы и набережные пусты и чисты. К слову, и "туалетной" проблемы нет - повсюду бесплатные биотуалеты. В том числе и большие кабинки, специально предназначенные для инвалидов-колясочников.


Мы видели много таких инвалидов. Они свободно передвигаются в своих колясках сквозь суету и толчею. И везде для них пандусы. Пьяных мы тоже видели. Числом три за четыре дня. При том, что одним из спонсоров ярмарки была пивоваренная компания, и реклама ее была везде. И пива море разливанное.


Другу, назло Госдуме, мы привезли с ярмарки футболку с надписью по-польски "Пей пиво! Вырастешь большим" (или великим, переводи как хочешь). А о сложных отношениях граждан с властью (как и полагается в демократическом государстве) свидетельствовало массовое одобрение надписи на другой футболке: "Не кради! Власти не любят конкуренции". Жизнь есть жизнь... • Гданьск - Калининград - Петербург