ГОСТЬ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИХ ВЕДОМОСТЕЙ" - директор Ленинградского зоопарка Ирина СКИБА
Психологи утверждают, что если ребенок до пяти лет не общался с животным, то уже никогда в будущем не сможет установить с ним полноценного контакта. Именно поэтому так важно иметь в доме собаку или кошку, птичку или хомячка... А еще маленькому человеку обязательно нужно увидеть, как велик и замечателен живой мир, населяющий нашу планету. Увидеть, поразиться, восхититься и полюбить. Непременно полюбить его. А увидеть можно, пожалуй, только в одном месте - зоопарке, где собраны обитатели всех стран и континентов. Сегодняшний гость нашей редакции - директор Ленинградского зоопарка Ирина Скиба.
- Ирина Сергеевна, сколько сегодня в зоопарке обитателей?
- Более двух тысяч, свыше четырехсот видов. Наша коллекция дает очень широкое представление о фауне Земли. Белые и бурые медведи, тигры, волки, зебры, жирафы, обезьяны - это, пожалуй, звери, наиболее заметные посетителям. И есть еще множество совершенно замечательных обитателей. Например, среди тех, кого мы не так давно приобрели для пополнения коллекции, удивительной красоты маралы, королевские фазаны, двугорбые верблюды, росомаха, ласки, какаду Гоффина, цесарки, болотная сова, мохноногий сыч... Приходите, и если вы умеете смотреть, то около двух тысяч зверей, птиц, рептилий увидите непременно!
- Интересно, а есть у сотрудников зоопарка свои любимчики?
- Есть, конечно, есть... Я лично по роду своей специализации очень люблю приматов. Но сейчас мой любимчик - тапир Вилли (это такое копытное), которого мы недавно получили из Калининградского зоопарка. Он очень ручной, когда к нему подходишь - разваливается на полу, подставляет пузико, и в это время его можно почесать. Иногда я выкраиваю минутку, чтобы забежать к нему пообщаться.
- Минутка часто выдается?
- Знаете, именно минутка. У нас ведь работа - двадцать четыре часа в сутки с возможностью на короткое время забежать домой... И так работают все, как мы говорим, "зоопарковые люди" - рабочие, зоотехники, ветеринары, научные сотрудники.
Вообще, люди, если уж поступили в зоопарк и прикипели к нему душой, то работают долго. Это такой образ жизни. Лариса Александровна Корнильева, например, начальник отдела копытных и грызунов, трудится уже сорок лет, главный зоотехник Нина Васильевна Савина - тридцать пять...
- А нужно ли, чтобы поступить на работу в зоопарк, пройти какой-то особый отбор?
- Особый- нет. У нас, к сожалению, не хватает сотрудников, прежде всего рабочих, дворников. Хотя, казалось бы, зарплата, по нашим меркам, неплохая: в среднем шесть тысяч рублей, у дворника - восемь... А вот очереди поступить к нам на работу, как в европейских зверинцах, нет. Наверное, кроме зарплаты, которая за рубежом несравненно выше даже самой приличной нашей, дело еще в том, что там работа с животными престижна, по-настоящему уважаема в обществе...
Так вот, особых требований при поступлении на работу у нас нет. Но есть особые случаи, при которых мы безоговорочно увольняем. Их два.
Первый - если работник подвергнет риску посетителей или себя. Забудет как следует закрыть клетку; попытается, когда не нужно, войти к хищнику, чтобы с ним пообщаться на дружеской ноге.
Второй случай, который влечет обязательное увольнение, - если человек обидит животное. Совершенно невозможно питомца ударить, причинить ему боль. Чтобы загнать, скажем, зверя в помещение для кормления, существуют приемы дрессуры, и их необходимо знать и применять.
- Значит, ваш зоопарк соблюдает права животных, принятые в цивилизованном мире?
- Мы делаем все, чтобы их соблюдать. Европейское сообщество давно уже выработало определенный свод правил содержания животных в неволе, и их стараются выполнять все уважающие себя зверинцы.
Правило первое, о котором я только что сказала, - доброе отношение к животным.
Второе - полноценное кормление. Наши животные получают все, что им необходимо: рыбу, кальмары, охлажденное мясо, салаты, овощи. Если экзотической ящерице нужна свежая клубника, а орангутангу - творог, то мы покупаем эти продукты на рынке. Зоопарк самостоятельно зарабатывает немалые деньги и считает возможным тратить их так, как необходимо питомцам.
Правило третье: животному должна быть оказана любая необходимая медицинская помощь. И наши зверюшки ее получают в полном объеме. Нужно дорогое лекарство - будет лекарство, нужна операция - будет проведена операция.
Кроме того, мы обеспечиваем животным достойную старость. Есть у нас пожилые тигр, медведь - с целым "букетом" заболеваний. Так зоопарк обеспечивает им уход, кормление, медицинскую помощь. Возможно, кто-то со мной не согласится, но я считаю так. Зверь всю жизнь проработал в зоопарке, привлекал и радовал посетителей, рожал потомство, которое мы продавали и получали с этого доход. И теперь он имеет право на обеспеченную старость точно так же, как если бы это был человек.
А четвертое общепринятое правило содержания животных в неволе - обогащение их среды обитания. У нас это большая программа, в ее рамках мы стараемся сделать многое: мастерим дорожки, мостики, всевозможные спортивные снаряды, игрушки. Но, к великому сожалению, из-за тесноты не можем выполнить одно из главных международных требований - к территории, на которой живут звери.
Территория должна быть достаточно просторной, для того чтобы животное могло свободно гулять, уединяться просто так, для отдыха, и с самкой в период размножения, чтобы детенышей можно было вовремя отселить от родителей...
Увы, ничего этого наш зоопарк, расположенный на семи гектарах земли в центре города, обеспечить не в состоянии.
- Но ведь были проекты строительства просторного зоологического парка - где они?
- Это долгая история. Проблема земли, на которой расположен наш зоопарк, возникла с момента его основания.
С самого начала зверинцу выделили два гектара самых неудобных, вечно заливаемых земель. Во время наводнений зоопарк всегда страдает в числе первых - в 1950-х годах был случай, когда во время подъема воды в Неве уплыл морж....
Так вот, в XIX веке об этом неудобстве неоднократно писали газеты, в XX - мы знаем несколько случаев, когда ставился вопрос о выделении другой более подходящей и достаточно просторной территории. И несколько раз наши предшественники вплотную приближались к решению этой проблемы.
В 1936 году, например, под строительство зоопарка было выделено 160 гектаров земли в районе нынешнего Удельного парка. В 1941-м должно было начаться строительство... Сразу после войны средств не нашлось. А вот в последние годы были новые попытки построить зоопарк - в районе станции Морская, затем в Приморском районе. Не могу сказать совершенно точно, что произошло, но обе территории сейчас активно осваиваются. Не нами.
В том проекте генерального плана развития Санкт-Петербурга, который должен утверждаться нынешней осенью, нового зоопарка нет вообще.
- Так это из-за тесноты помещений зверинца путеводители "не рекомендуют" иностранным гостям нашего города посещать зоопарк?
- Да, из-за условий, в которых содержатся животные, главное из которых - теснота со всеми вытекающими отсюда последствиями для питомцев. Хотя... Когда зарубежные коллеги приезжают в наш зоопарк, то удивляются, насколько хорошо мы умудряемся содержать животных в тех условиях, которые объективно существуют.
- Зарубежные зоопарки, должно быть, просторнее нашего?
- Они там тоже разные. В Германии, например, есть много небольших зоопарков, где содержат только мелких животных. Но стоит проехать на машине полчаса - будет другой зверинец, просторный, с крупными обитателями. Еще час - с экзотической фауной, чуть дальше - с местной. И в каждом условия соответствуют потребностям конкретных обитателей. В странах бывшего Союза при создании зверинцев возобладала европейская тенденция. Таллинский зоосад, например, расположился на 80 гектарах, в Риге кроме старого зверинца появился новый на территории в 150 гектаров с возможностью дальнейшего расширения. Думаю, нам тоже пора идти в ногу со временем.
- Ирина Сергеевна, вы сказали, что зоопарк сам зарабатывает немалые деньги и тратит их так, как считает нужным, прежде всего для зверей. А как, интересно, вы зарабатываете?
- Надо сказать, что город дает нам субсидии на капитальный ремонт и реконструкцию, а также на текущее содержание. Остальное, на "чуть больше самого необходимого", зарабатываем сами.
Ленинградский зоопарк - государственное унитарное предприятие, основной доход ему приносят входные билеты. Поэтому мы стараемся привлечь как можно больше посетителей. Главное, конечно же, - постоянно пополняем коллекцию.
Кроме того, у нас прекрасные цветники, детские площадки, батуты; мы проводим праздники с театральными представлениями, конкурсы для детворы.
- Одно время неплохой доход приносила программа "усыновления" животных...
- Она действует и сейчас, только теперь мы ее называем программой опеки. Суть ее в том, что фирмы становятся опекунами тех или иных наших питомцев, переводят на их содержание деньги, а в ответ получают рекламу - название этих фирм мы указываем на табличках, прикрепленных к клеткам. В этом году нам здорово помогла Coca-Cola, "усыновившая" белого медведя и выделившая деньги на проведение фестиваля "Зоопарк - остров детства". Фирма "Меди" стала опекуном четырех животных, "Комбат" "усыновил" волка, "Ирком-Нева" - зеленого питона, FlyCards - тукана. "Летучий голландец" выделил средства на покупку зебры, Педагогический университет уже много лет шефствует над парой кудрявых пеликанов.
- Это фирмы, организации. А помогают ли зоопарку просто богатые люди? Есть ли другие, кроме опекунства, формы спонсорства, меценатства?
- Знаете, во время фестиваля мы проводили вечер для предполагаемых спонсоров. Так вот, могу сказать, что просто так богатые люди денег зоопарку не дают. Лишние сто тысяч они предпочтут оставить в казино.
- Ирина Сергеевна, есть еще несколько вопросов - они касаются конкретных ситуаций, связанных с зоопарком, - которые периодически задают наши читатели...
- Пожалуйста!
- Чем завершилась история со слоном, которого подарила нам к 300-летию Петербурга Индонезия?
- В прошлом году руководство этой страны заявило о том, что готово подарить нам двух слонов. Затем речь пошла об обмене - на каких-то наших редких животных. Называли белого медведя. Мы не согласились: купить азиатского слона не проблема, он стоит десять тысяч долларов, в то время как белый медведь стоит двадцать пять тысяч... Тогда представители Индонезии подтвердили, что готовы сделать нам именно подарок. Но беда в том, что принять его мы пока не в состоянии - нам негде держать этих животных. Сейчас ситуация такова: слоны, намеченные к отправке в Петербург, по-прежнему живут на родине, а у нас готов проект слоновника стоимостью в 200 тысяч долларов. Денег на возведение нет.
- А как идет строительство нового террариума на территории зоопарка? Пока рептилии живут в здании памятника архитектуры на Сенной площади в совершенно не приспособленном для этого помещении...
- Стройка заморожена, здание "законсервировано" - и тут не хватает средств, уже в который раз. Сейчас город выделил на этот объект 20 миллионов рублей, и среди строителей проведен конкурс на право эти деньги осваивать. Очень важно, чтобы власти поспешили решить все эти вопросы и к моменту возобновления работ не развалилось то, что уже построено.
- С хозяйственными вопросами понятно... А что за история приключилась с вашими обезьянами, которые живут на острове в ЦПКиО? В прессе об этом были самые противоречивые сообщения.
- Группа молодых людей вышла на остров и взбудоражила обезьян, в результате чего одна из них пошла по ветке дерева и упала в воду.
А плавают они, надо сказать, очень хорошо, классно плавают. И забавно. Держатся вертикально: головой вниз, попкой вверх - так сразу и не разберешь, кто плывет...
В общем, беглянка вышла на материк и стала гулять по всему парку. Мы ее поймали и вернули в зоопарк. А потом по примеру подруги на такую же прогулку с заплывом отправился самец. Но он в отличие от самочек опасен - может укусить человека. Поэтому его мы также вернули раньше времени домой - в зоопарк.
Вообще многие ошибочно называют происходящее на острове научным экспериментом. Просто наши обезьянки - свинохвостые макаки - отдыхают на природе. Это у них такой детский сад. Своего рода реабилитационный период после жизни в клетке, который необходим всем животным и который имеют питомцы просторных зоопарков.
- Группа читателей, посещавших кружок юннатов при Ленинградском зоопарке в послевоенные годы, интересуется, есть ли что-то подобное для сегодняшних детей?
- Да тот же самый кружок и есть! Ему уже 75 лет. Теперь он называется клубом юных зоологов, и в нем занимаются ребята 7 - 8-х классов. Кстати, занятия там очень интересные. Ребята слушают лекции, ухаживают за неопасными животными, летом ездят в экспедиции наблюдать за животными на природе. Потом пишут рефераты, участвуют во всех возможных олимпиадах и занимают призовые места.
Словом, приходите в зоопарк сами, приводите своих детей. Мир животных прекрасен, и познавать его можно бесконечно!