Главная >> 5 >> 18

Рецепт от Бурды:"Не экономьте на детских книжках"

Борис Бурда, обладатель двух Хрустальных сов в клубе "Что? Где? Когда?", а также чемпион КВН в составе знаменитой одесской команды и ведущий популярной кулинарной программы, которую смотрит полмира, - настоящая телезвезда. Потрясает его буквально энциклопедический запас знаний: за игровым столом он просто мгновенно выдает ответ, тем самым делая сомнительным комплимент, которым его часто награждают - "человек-компьютер", потому что никакая машина не сравнится с быстрым человеческим разумом. Думаю, не только меня мучил вопрос: как становятся такими умниками? А может быть, сразу рождаются? И вот представилась счастливая возможность спросить об этом у самого Бориса Оскаровича, который был членом жюри фестиваля авторской песни "Астана-2004".


- Умными не рождаются никогда, только становятся. Родители - невероятно важно, но не их гены, а отношение к детям. В нашей семье жива традиция, по которой жалеть на книжки ребенку нельзя даже из хлебных, и я воспитывался в уважении к печатному слову. Мой дед был человек не ахти какой культуры, практически никогда ничего не читал, но последние деньги тратил на книжки для внучка Бореньки. Я, может быть, и есть создание той библиотеки для внучка Бореньки.


- А где вы учились?


- Я учился в знаменитой одесской 116-ой школе, которой многим обязан. Со мной 7 лет за одной партой сидел будущий профессор, доктор наук, лауреат Государственной премии, один из ведущих физиков-ядерщиков России. В школьном ансамбле "Мажор" я аккомпанировал на пианино нашей солистке, "рожденной революцией" Наташе Гвоздиковой, она пела, кстати, бардовские песни. Школа у нас была очень сильная, почти ненормальная, можно сказать, и директор, который обладал очень важным качеством - смелостью, он не думал перед каждым шагом, " что мне за это будет?". А дальше, когда встал вопрос, в какой вуз поступать, несколько умных людей мне сказали, что это уже все равно.


- И все-таки?


- Я стал инженером-теплоэнергетиком, 20 лет вполне успешно работал по специальности, выпустил в Москве книгу в 300 страниц, но вот произошли какие-то события, которые толкнули меня на другую стезю. Теперь в моей трудовой книжке написано "телеведущий". Я делаю передачу кулинарную и в то же время культурологическую. Только что снял, например, рецепт салата, и все время пока готовил, рассказывал не о салате, а о гражданской войне в США, президенте Линкольне, потому что салат называется "Скарлет". Я вспомнил Скарлет О' Хара, а дальше как было не рассказать о Линкольне? Моя программа сейчас кроме Украины выходит в США, в Германии, Израиле и многих других странах, ее потенциальная аудитория - полмиллиарда человек.


- А откуда у вас такая любовь к кухне? Тоже из отчего дома?


- Не только. Во-первых, конечно, от родителей - они прекрасно готовят. Когда в семье какое-то торжество, отец выгоняет мать из кухни и говорит: "Ты, Леночка, сюда не ходи, сегодня праздник", и готовит сам. А может быть, большую роль сыграла моя первая жена: очень интересная женщина, талантливая поэтесса, но яичницу поджарить не умела. Я немножко подумал и сказал: "Бэлла, в семье должно быть разделение обязанностей.Я не умею стирать и гладить. Она говорит: "В чем дело, я умею". Ну вот, продолжаю, это большая работа, а скоро будет еще больше, когда появится ребенок. Сделай одолжение: не заходи на кухню без моего разрешения - убью к чертовой матери!


- Все женщины только мечтают о таком запрете!


- Ну не знаю. Когда женщины получают это даром, то считают само собой разумеющимся.


- А петь как вы начали?


- В одесской команде КВН. Ее ядро уже было создано, и объявили дополнительный набор. На конкурс подали 300 заявлений, отобрали семерых для устного экзамена, после которого взяли четверых, в том числе и меня. Задали вопрос: "Почему береза белая?", и я сказал: "Да что вы, товарищи, себе позволяете? Разве не знаете, что в нашей великой песне поется "Нет для нас ни черных, ни цветных?".


А вот писать, как наши основные сценаристы, не получалось, я расстраивался - неприятно было оставаться в хвосте. Но в КВНе нужны песни, связки к сценкам и еще много чего такого. У нас было два прекрасных серьезных поэта, а разве серьезный поэт может написать песенку между сценками? Нет! А я могу! И практически все стихотворные строчки, которые пели в одесской команде, написал я. Вот так все и началось.


Борис Бурда на фестивальной сцене блестяще подтвердил, что имеет право оценивать участников и вручать дипломы - в его песнях очевидны талант остроумца, поэта, исполнителя и знатока. Вот, например, "Монолог биолога", который пытается на страх браконьерам скрестить осетра с электрическим скатом или для нужд села - собаку с коровой, чтоб "сама бы паслась и других бы пасла".


Чтоб помочь скотоводам


в нелегком их деле,


Я создам полуящериц-полусвиней.


Отрубаешь им ноги, а через неделю


Отрастают другие и даже


постней.


О своей роли члена жюри Борис Бурда высказался жестко:


- Я бы сказал, что мы - уважаемые, пользующиеся авторитетом несколько сволочей, которых пригласили сюда делать жестокое и противное дело: одним людям давать проход на сцену, другим отказывать. Но лучше быть сволочью по отношению к одному автору, чем он обидит своим пением тысячную аудиторию, а этого допустить нельзя. Еще одна наша цель- помочь писать лучше. Некоторым авторам я даже могу быть полезным, что-то посоветовать.


И дальше бард Борис Бурда продолжает уже как знаток:


- Должен быть несколько иной уровень культуры стихов, и тут, к сожалению, русскому языку не повезло. В других языках, например, в испанском, стихотворения с рифмой связаны с вычурным манерным стилем, называемым гонгоризмом (по фамилии испанского поэта, жившего 4 века назад, Луиса де Гонгора), и считаются чем-то невероятно сложным, вроде нашего каламбурного или акростиха. У великого Федерико Гарсия Лорки нет рифмы. Недавно в Испании перевели "Евгения Онегина", говорят, лучший перевод, совершенно адекватный испанскому восприятию, - тоже без рифмы! А русский стих преимущественно рифмованный, здесь установлена планка, ниже которой опускаться нельзя. Вот важнейшая из моих задач была - подсказать молодым авторам, какова эта планка, и как ее установить для себя. А способ простой: повнимательнее читать хороших поэтов, у которых нет особого вычура, но, тем не менее, уровень достаточно высок.


И вообще отделить в Бурде барда от знатока и кавээнщика невозможно. Выйдя на сцену с гитарой, он прежде чем спеть, устроил веселую разминку для ума. Оказывается, интересными могут быть не только правильные, но и ошибочные ответы умников из клуба "Что? Где? Когда?", которые Бурда первым придумал собирать. Вот несколько самых смешных из его коллекции


Как-то был задан вопрос: "Назовите транспортное средство на восьми колесах, удобное, модное, экологически чистое, популярное среди молодежи". Наша фестивальная поляна дружно выкрикнула: "Ролики!". А одна команда знатоков решила, что это лафет.


Любители бардовской песни также сразу смекнули, что именуют норвежские ученые "сложной смесью из органических и неорганических отходов, металлов, стекла и тряпья", а наши домохозяйки то же самое называют одним коротким словом... Профессиональные игроки ответили "колбаса". (Хотя не так уж они и не правы:


если иметь в виду не норвежсккий, а скажем, советский продукт, то мусора в нем, действительно, хватает).


Борис Оскарович очень хвалил нашу веселую и находчивую аудиторию. А ведь и правда, в рамках бардовского фестиваля можно проводить не только турнир по историческому фехтованию или футбольные баталии, а КВН или даже брейн-ринг - люди-то собираются талантливые. И Борис Бурда обещал еще приехать, "если позовут".


Игорь БУРГАНДИНОВ (фото)