Главная >> 5 >> 18

Человек праздника

О ДЕЯТЕЛЯХ культуры нередко приходится слышать: это люди праздника, их работа продолжается даже тогда, когда весь остальной народ отдыхает. В общем, быть человеком праздника и постоянно заботиться о досуге других - совсем непросто. Тем не менее, о своем выборе никто из культработников не жалеет, находя в этой деятельности немало притягательных моментов.


Татьяна Николаева, начальник отдела культуры и работы с молодежью Юргинской районной администрации - человек инициативный, энергичный, интересный, личным примером подтверждает: именно такие люди могут чего-то добиться на ниве культуры. Нынешним летом Юрге исполнилось 80 лет, и в подготовке к этой круглой дате, как и в проведении самих торжеств, главная организующая роль отводится по традиции районному "министерству культуры". А это, кроме всего прочего, - и фестиваль "Моя малая Родина", и творческие отчеты с выставками изделий народных умельцев, и смотры художественной самодеятельности, и еще добрый десяток будничных "основных направлений реализации программы деятельности учреждений культуры".


...Когда-то в юности Николаева начинала с работы библиотекаря. Именно тогда опытные наставницы научили ее грамотно обращаться с литературой, умело использовать ту печатную информацию, которая есть. "Если этому научиться, то можно в жизни многого добиться, - говорит Татьяна Геннадьевна. Особенно помогли мне так называемые "громкие чтения" я поняла, как надо работать с аудиторией. Через три-четыре месяца почувствовала, что моя стезя - педагогическая. После училища получила распределение в коррекционную школу, куда обычно доставляют "трудных" подростков - переростков (на голову выше тебя), которые, как правило, уже имеют криминальный опыт, "У тебя характер сильный, ты молодчина, ты сможешь командовать даже стройбатом, не то, что мальчишками", - так довольно своеобразно напутствовали меня мои вчерашние преподаватели".


К чему они клонили, свежеиспеченный педагог Николаева поняла, когда получила официальное направление на руки... Хорошо, хоть в родные края отправили, в Юргу, "Мой характер действительно оказался необходим в данной педагогической деятельности - одними уговорами мало чего навоспитываешь. А ребят надо было учить азам общения, уважению к окружающим, элементарному самообслуживанию... По своей инициативе я даже "тягала" их в походы. И теперь, не кривя душой, скажу: для меня это была отличная школа.


Вскоре я получила приглашение в Дом детского творчества ведущим методистом по организации культурно-досуговой работы и детского движения. Через полгода - в неполные 25 лет - стала его директором. В то самое время у нас в районе как раз создали новую структуру - комитет по делам молодежи и туризма, возглавить который, как вы догадываетесь, опять же предложили мне. И я взялась за гуж, поскольку у меня был принцип: никогда ни от чего не отказываться. Параллельно закончила Тобольский пединститут. И продолжала работать. Как-то поймала себя на мысли о том, что мне просто нравится общаться с людьми. Причем - любого возраста и социального положения. В конце концов выработала кредо: в каждом человеке есть то, чего нет во мне, и это качество в нем надо разглядеть, заставить работать для его же блага и на пользу окружающим".


За привычной фразой "организация работы с молодежью" стояли требующие реализации социальные программы (поддержка молодой семьи, содействие малому бизнесу), программы поддержки клубных формирований, объединений и общественных организаций детей и подростков, взаимодействия с многочисленными творческими коллективами... Словом, обширная сфера Деятельности. А в конце девяностых молодежному подразделению Татьяны Николаевой добавили еще и функции районного управления культуры.


"Если иметь в виду конкретно наш Юргинский район, то, наверное, целесообразно говорить прежде всего о сохранении традиционной культуры, - подчеркивает Т. Николаева. - Дело в том, что мы находимся в определенной степени в "таежном тупике" -в хорошем смысле этого слова, конечно. Здесь сохранилась самобытность, если хотите, девственность культуры. И до поры такое богатство не использовалось не потому, что это кому-то было неинтересно, а потому, что мы, к сожалению, какое-то время- подменяли развитие культуры ее европеизацией, увлекались западничеством. Слава богу, при этом умудрились не затоптать, не загубить, а лишь на время отодвинуть в сторону собственную (настоящую, высокую) культуру. Она тем временем потихоньку себе жила и выжила-таки. Потому что настоящая. Подлинная культура - это ведь организм очень серьезный. Поначалу я хваталась сразу за многое. Только потом как-то вдруг стала замечать в выступлениях наших родных творческих коллективов нечто, на что раньше особо не обращала внимания. Я поняла: культура - не только песни. Культура это и манера одеваться, и манера говорить, и умение исполнить одну и ту же песню - каждый раз по-разному. Мне, уроженке здешних мест, кажется всегда интереснее, теплее, светлее, колоритнее наше звучание, юргинское. Хотя я с удовольствием прислушиваюсь и к другим интерпретациям".


Культура - это еще и ремесло, считает Татьяна Геннадьевна. "Она и в вышивке, и в работах по дереву, и в пошиве одежды, и в ковроткачестве. Даже на таком маленьком пятачке - пространстве юга Тюменской области, как Юргинский район, все иначе, все наособицу, свои неповторимые элементы, своя какая-то "округлость", присущие только нашим мастерам. Вроде бы и березки везде одинаковые, и липы, и осинки. Но манера работы и обработки дерева в каждом конкретном случае - абсолютно разные. Одно дело, когда в глубинке внедряют "иномарочную" деревообработку и делают вещи с помощью тех или иных технологий. И совсем иное - работа человека-мастера, который рядом с этой березкой живет. По сути, дерево это и лес буквально вырастают на его глазах, а заодно с ними растет и он. И когда у него спрашиваешь, как ему удалось сделать какую-то интересную шкатулку или скульптурку, он непременно начнет свой рассказ с того, откуда "эта кочерыжечка, этот чурбанчик, это полешко появились", и обязательно вспомнит, какая это была красивая березка.


Человек не о "технологии исполнения" будет говорить, не о технике обработки дерева, а о том, где он взял этот материал, и какая история с ним приключилась, прежде чем появился этот сюжет... А когда он рассказывает, ты ведь не только его слышишь, ты видишь в его глазах те глубокие ощущения, давшие импульс творчеству. И это нельзя придумать. Мастером невозможно прикинуться, им можно только стать. Традиции не научишь, с нею можно только жить. Это и есть то самоценное (бесценное, неповторимое) самодеятельное народное творчество. Скорее, здесь можно говорить не о высокопрофессиональном искусстве, а о культуре, которая как раз и может быть в глубинке. Именно здесь рождается подлинное творчества - самодеятельное и народное. Именно его сохранением, поддержанием и развитием занимаюсь я и мои коллеги".


По наблюдениям Т. Николаевой, в Юргинском уже третий год идет тенденция преемственности поколений. "Например, у нас в районе существует уникальный фольклорный ансамбль "Ивушка", где поют а капелла 60-80-летние бабули, ставшие лауреатами и дипломантами всех возможных и невозможных фестивалей - самая настоящая кладезь фольклора. Их репертуаром, исполнительским стилем заинтересовались и молодежь из ансамбля "Вместе", и даже шестнадцатилетние девчата - из певческо-фольклорной группы "Карусель". Причем, услышав, как поют старшие, те, кто помоложе, приходят в ведомство Татьяны Николаевой и с порога заявляют: "Я тоже хочу!" Вот это "я тоже хочу" дорогого стоит, А люди все идут и идут. И сейчас уже на базе детского сада "Малышок" появилась группа "Солнышко". Дети, услышав, как красиво поют их сестры, мамы, бабушки, прабабушки, вдруг и сами захотели спеть так же. Попробовали - получилось. Самое ценное - что основа, она местная, юргинская. Здесь есть и своя студия звукозаписи, где можно записать самые интересные наработки.


Итак - отдел культуры, да еще и работа с молодежью. Двойная, в общем, нагрузка. А почему? "Да потому, - говорит начальник отдела Николаева, - что утеряна идеология, Старая стала не нужна, новая - еще не появилась. А подростки, молодые люди ведь никуда не делись. Если раньше в школах были всевозможные кружки, секции, то сейчас этого нет. Дети предоставлены самим себе. И вот здесь роль учреждений культуры в их воспитании - огромна. А если мы говорим об обязательности образования для каждого российского гражданина, то по части культуры мы должны помнить о гарантированной нашей Конституцией доступности культурных ценностей. Значит, мы, культработники, должны корректно и дипломатично убедить человека в том, что ему необходимо это культурное богатство, предложить такое "культурное обслуживание", от которого он не сумел бы отказаться. Словом, чтобы стал гражданин наш "духовной жаждою томим", как сказал поэт. А направлений деятельности у нас хватит на всех. Мне, во всяком случае, эта работа нравится".