Главная >> 5 >> 18

Борис ГРАЧЕВСКИЙ: "Проблемы, которые мы сможем решить только обнявшись"

"Черный бумер, черный бумер... Стоп, сигнальные огни! Черный бумер, черный бумер, если сможешь - догони!" Сия разухабистая "клюква", стилизованная под голосистый деревенский хор, переперченный рэпом, неслась из динамиков комфортабельного авто, катившего нас из Симферополя в Ялту. Музыкальная композиция не давала забыть, что едем мы в Крым не просто так, а на Международный фестиваль продюсерского кино, на неделю объединивший продюсеров Украины и России.


Это обстоятельство обещало редкую возможность - увидеть цвет российского продюсирования. Людей, с легкой руки которых на экраны страны стали выходить отечественные фильмы, подобные "Бумеру", "72 метрам", "Антикиллеру", "Брату", собирающие полные залы.


Что же такое продюсерское кино? Не давая точного определения, организаторы фестиваля считают его синонимом кино зрительскому, то есть интересному прежде всего тем, ради кого оно делается.


Фестиваль "Кино-Ялта-2004" проходил сразу на пяти городских площадках, в том числе и на набережной.


Открылся форум внеконкурсным показом картины Павла Чухрая "Водитель для Веры" с блистательным украинским актером Богданом Ступкой в главной роли. Лента снималась именно здесь, в Крыму, год назад.


В конкурсной программе было представлено 10 картин: 7 российских и 3 украинских фильма. Среди них: "Антикиллер-2", "Даже не думай" (режиссер Руслан Бальтцер), "72 метра" (режиссер Владимир Хотиненко), "Егерь" (режиссер Александр Цацуев), "Неслужебное задание" (режиссер Виталий Воробьев), "Игры мотыльков" (режиссер Андрей Прошкин), "А поутру они проснулись" и 3 украинские картины "Железная сотня" (режиссер Александр Янчук), "Золотая лихорадка" (режиссер М. Беликов) и "Троянский спас" (режиссер Александр Денисенко).


Подобное соотношение российских и украинских лент вполне отражает ситуацию, царящую в кинематографе обеих стран. Николай Мазяр, возглавлявший департамент кинематографии Украины, посетовал: "У вас в России с 96-го года существовал и реально действовал закон о поддержке отечественного кинематографа, для производства фильмов из бюджета выделялось по 60 - 70 миллионов долларов, а на Украине на те же благородные цели в прошлом году было предусмотрено только 3 с половиной миллиона.


С легкой руки Михаила Зильбермана (продюсера фильмов "Русский бунт", "Хочу в тюрьму", "Подари мне лунный свет") животрепещущей темой обсуждения на "круглых столах" стало наличие государственной поддержки. Складывалось впечатление, что украинские кинематографисты воспринимают российских коллег как людей, не ведающих своего счастья от наличия таковой и посему катающихся, как сыр в масле. В свою очередь Сергей Сельянов, продюсировавший "Брата", "Особенности национальной рыбалки", "Олигарха", "Войну", улыбаясь, заметил, что он мечтал бы поработать в каком-нибудь государственном органе Украины, ибо именно тут, на его взгляд, легче всего в законодательство вносить какие-либо изменения.


Участников дискуссий волновало, не снизится ли уровень кинопродукции, если монополистами в продюсерском деле станут 5-6 директоров телеканалов. А тенденция к этому на российском рынке весьма ощутима.


- Господдержка кинематографа - это определенный инструмент, - считает продюсер Сергей Сельянов. - Понятно, что отказываться от него глупо. Важно научиться правильно этим инструментом пользоваться. В последние время стало отчетливо видно, что можно в кино сделать с государственными деньгами, которых на первый взгляд достаточно много в России. Но 60 - 70 млн. долларов в год, отпущенных на кино, тратились довольно неэффективно. И если пять лет назад на это махали рукой - мол, поддержали хорошего человека, и ладно, то сегодня вопрос выбора - какие именно проекты следует финансировать - стоит очень остро. Что касается телеканалов, все чаще выступающих в качестве сопродюсеров, то, с одной стороны, с каналами нужно развивать сотрудничество -это весьма плодотворно. Но с другой стороны, это должно быть равноправное сотрудничество. Равенство партнеров - это когда я прихожу на телеканал и предлагаю свой проект, который интересен и мне, кинопродюсеру, и каналу. Важно помнить, что телепоказ для канала - главное. Но важно также помнить, что попытка сделать из отснятого материала художественный фильм и одновременно восьмисерийный сериал (о чем очень пекутся каналы) будет вредить любой качественной кинокартине. Нельзя усидеть на двух стульях. В полноценном кино время течет по-иному, чем в сериале. Там другой ритм, другая система крупности, там актеры по-другому должны дышать. А значит, что-то одно - или кино, или телеверсия - будет принесено в жертву. Возникает конфликт интересов. В России спасает еще и личностный момент: у нас два самых крупных игрока на этом рынке из телемагнатов - Эрнст и Роднянский - являются страстными поклонниками кино. Константин Эрнст - просто фанат кино. Он начинал как успешный, яркий кинематографист. То есть они занимаются кино еще и потому, что любят это дело. Они оба, конечно же, думая о телевизионном будущем художественного фильма, тем не менее продюсируют "по велению сердца". Это я рассказываю о случаях, когда у нас получается работать вместе с телеканалами на равных, а рекламные возможности каналов работают и на кинопродюсеров. Комментируя состояние и тенденции развития продюсирования в России, Александр Литвинов, вице-президент Гильдии продюсеров, заметил, что, может, с украинской точки зрения сумма господдержки в России и огромна, но для такой огромной страны, как Россия, она совсем небольшая.


- Сумма, которую тратит государство на кинопроизводство, - рассказывает Литвинов, - гораздо меньше тех частных инвестиций, которые сегодня имеют место. Россия прошла уже тот момент, когда только государство было основным источником денег. Очень важно, что сегодня основные деньги, находящиеся в кинообороте, - это уже средства частных инвесторов и частных компаний. А когда заработает в полной мере система кинопроката (приток зрительских денег) и в полной мере подключатся телеканалы, тогда доля государственных средств станет не столь принципиальна и будет постепенно уменьшаться.


Дельную мысль высказал Сергей Члиянц (продюсер фильмов "Бумер", "Кармен", "По прямой"), обратившийся к европейскому опыту и предложивший украинским кинематографистам один из путей, который реален для украинского кинематографа и эволюционен.


- Нужен переход к коопродукции, - предлагает Сергей Члиянц. - Если съемки идут на территории Франции, актеры итальянские, а тема затрагивает еще и Англию, то страны объединяются таким образом: делят вклады в натуральном смысле и делят территории использования. Не виды использования (одному - кино, другому - DVD), а территории! Мы с Сельяновым, как продюсеры, не можем сегодня собрать с Украины 150 000 долларов на новую картину - это нереально. А вы соберете, потому что знаете специфику вашей страны. Вы можете войти на определенную сумму в наш проект, при этом забрать себе украинский рынок и на нем хозяйничать. Вот это - органичное партнерство.


С тем, что многие вопросы можно решить только "обнявшись", согласен и Борис Грачевекии, художественный руководитель детского юмористического журнала "Ералаш", творческая жизнь которого началась здесь, в Ялте, на картине "Варвара краса".


- Я здесь, на "Кино-Ялте" - с первого фестиваля, и мне очень приятна обозначающаяся тенденция облагораживания форума. Очень важно, что фестиваль становится достоянием города. Этот фестиваль - не совсем классический в смысле соревновательности. Мне кажется, что тут важнее анализ взаимоотношений форм общения и тенденций по бизнесу. Потому что существуют некоторые проблемы, которые мы сможем решить только вместе. Мне приятно ежегодно бывать в Ялте, потому что я показываю свою продукцию зрителям и коллегам. За год сделаны два часа нового "Ералаша" - новая программа на ура воспринималась зрителями.


Любой кинофестиваль - праздник еще и потому, что это встреча с любимыми артистами. Фигура народного артиста России Владимира Коренева в сознании зрителей ассоциируется с морским ветром, соленой водой и, как в шутку заметил Борис Грачевский, "с рыбьими жабрами".


- Очевидно, что продюсерское кино - это кино будущего, -рассказывает исполнитель легендарной роли Ихтиандра. - От этих людей в будущем во многом будет зависеть, что мы будем смотреть на экранах. Кино будущего напрямую зависит от того, насколько глубокими, тонкими людьми являются ваши продюсеры, насколько они являются патриотами кино, насколько профессионален их подход и способность обеспечить экономическую сторону процесса.


Жюри фестиваля "КиноЯлта" - это зрители. Жители и гости города оценивали судьбу картин-участниц по пятибалльной системе. В голосовании приняли участие 2240 человек, и симпатии распределились следующим образом. Главный приз - статуэтка "Бегущая по волнам" работы скульптора Александра Бурганова (автора памятника "Принцессе Турандот" и "А. Пушкину и Н. Гончаровой" на Старом Арбате), а также 10 тысяч у. е. на покупку кинопленки для нового фильма - присужден российской картине "72 метра" (продюсеры Анатолий Максимов и Константин Эрнст, режиссер Владимир Хотиненко). Продюсер Михаил Зильберман отметил этот фильм как один из лучших продюсерских за последнее время. Первого и второго специальных призов - государственной финансовой поддержки проведения премьерных показов в России - удостоены картины "Железная сотня" (продюсеры Юрий и Орыся Борец, режиссер Олесь Янчук) и "Егерь" (Михаил Чурбанов и Дмитрий Воробьев, режиссер Александр Цацуев). Кроме того, были отмечены лучшие работы в номинациях "Земля - киноактриса", "За создание женского образа в отечественном кинематографе", "Верный продюсер", "Приз прокатчика", "За лучший актерский ансамбль". Награды получили киножурнал "Ералаш", создатели фильмов "Водитель для Веры", "Благословите женщину", "Кровные узы", "Кожа саламандры", "Именины".


Ну а закрывал фестиваль актер-легенда, народный артист СССР Михаил Пуговкин. 33 картины с его участием были отсняты на Крымском полуострове, а на фестиваль он приехал со съемочной площадки своего 100-го фильма. Михаил Иванович признался в своей любви к городу: "Ялта, я частенько с тобой расставался, но верен тебе я в разлуке бывал. С какими людьми я в Ялте встречался! Во скольких трактирах чаи пивал! Под сколькими окнами в поисках счастья бродил молодым я, встречая рассвет! Ко скольким красавицам в сердце стучался и "был любим", как сказал поэт".