Главная >> 5 >> 18

РОКЕРЫ И ЛИВЕНЬ, ИЛИ СКЕЛЕТ В ШКАФУ

В эти выходные поселок Эммаус подвергся "нашествию" сорока рок-команд и пятидесяти тысяч их фанатов


Финала мероприятия, затаив дыхание, ждали многие - и организаторы, и милиция, и родители большей части зрителей, а также чиновники разного рода и просто неравнодушные люди. Поводов для беспокойства было множество: новое место для концерта, различные недоброжелатели, публика, которую зачастую приходилось охранять саму от себя, и пр. На сегодняшний день непрерывный грохот музыки и вой толпы смолк, сцена разобрана, милиция проследила, чтобы никто не остался ждать следующего "Нашествия" прямо на поле. Теперь можно смело подводить итоги


У праздника, как мы знаем, две стороны - торжественная и главная. Первая - это буйное веселье и торт со свечками, а вторая - самая большая и неприятная часть айсберга, подготовка, а потом и устранение беспорядка. Никогда не знаешь, что ждет в финале: битые тарелки или салат в карманах. Это и есть скелет в шкафу. В случае с "Нашествием" как раз имеет смысл поделить результаты праздника на две части, потому что сцена и песни - главное торжество, а откуда оно взялось - совсем другая история.


РОКЕРЫ И ЛИВЕНЬ


Главное приключение лета - это два дня непрерывной музыки в исполнении отечественных рокеров. Выступление на одной сцене в порядке очередности не всем артистам принесло пользу: в таком разрезе становится очевидным, что кто-то талантлив во всем, а кто-то поет, потому что умеет. А некоторые и не очень умеют, но комплексом неполноценности не мучаются. Группе "БИ-2", например, противопоказано петь без фонограммы - их хрипы и вопли с трудом напоминают студийные записи. Вообще странно, как они затесались в ряды рокеров, рядом с Наташей Королевой и "Корнями" они смотрелись бы лучше. Кроме того, многие группы выступают для "ушей, а не для сердца", т.е. не заражают той энергетикой, ради которой зрители приходят именно на концерты, а не слушают запись дома. Конечно, таких мастодонтов, как "Ленинград" и "Чайф", ставить в пример бесполезно, но "Пилот" достойно боролся с ливнем за зрительское внимание, а "Галлюцинации" заставили толпу скакать по лужам и грязи. Поэтому многим нужно задаться вопросом: если нет харизмы, стоит ли выходить на многотысячную площадку?


Что касается финала двухдневного отрыва, то я бы обвинила устроителей "Нашествия" в организации массового психоза. Никакие псевдорадостные фейерверки не спасут зрительскую публику от затяжных депрессий. Прежде всего необходимо учитывать главный эффект толпы - даже не фанаты "Нау", даже критически настроенные люди в любом случае поддадутся общему настроению. А какое было настроение? Флегматичный Бутусов демонстрировал фантомы умерших и гениальных групп: взорвал всех "Звездой по имени Солнце", потом хиты "Наутилуса" и, наконец, убийца душевного здоровья - саксофон. Он поставил в конце не жирную точку, а расплывчатое многоточие, которое сделало таких желанных, но неуловимых призраков еще более неральными. Спишем эту ситуацию на психологическую безграмотность организаторов - они всего лишь хотели заработать денег на "Nautilus Pompilius", но чувство незавершенности и смутной грусти еще долго будет преследовать тех, кто был среди зрителей.


ДРАКУ ЗАКАЗЫВАЛИ?


Впрочем, представление закончилось - "Нашествие" действительно было нашествием: развороченные автомобилями дороги, затопленное и затоптанное поле, сломанные заборы, выкопанные огороды и мусор. Причем, похоже, никто не льстил себя пустыми чаяниями о том, что все будет по-другому. Никто, кроме (а что им еще оставалось?) жителей Эммауса. Которых, кстати, вообще не спрашивали: "Можно ли мы пригласим гостей - тысяч 50-60?".


Незваный гость, как известно, - хуже татарина. Проверено. Доказано. В период с 6 по 9 августа. Удержать под контролем 50-тысячную армию любителей летних приключений и тем более уследить за каждым из них - действительно практически невозможно. Практически, потому что правоохранительные органы, кажется, делали невозможное. Однако это утверждение вряд ли способно кого-то успокоить. Эммаус пострадал. Вопрос лишь в том, за правое ли дело?


Да, подобный фестиваль нужен. В нем прежде всего заинтересованы артисты, для которых (даже не новичков) большая честь оказаться в списке участников "Нашествия". Топ-рокеры держат планку, начинающие группы получают шанс проверить себя на огромной аудитории, а заодно познакомиться с "нужными людьми". (Ведь это немаловажно - обрести нужную протекцию акулы шоу-бизнеса: не вцепись Земфира мертвой хваткой в Илью Лагутенко, до сих пор бы пела в дешевых ресторанах Уфы). Зрителям тоже мероприятия подобного плана по душе. Желающие участвовать в "Нашествии" приезжали задолго до начала и подтягивались после официального открытия фестиваля. Большинство приехавших не смутило ни расстояние (приезжали из Новосибирска, Ханты-Мансийска, Омска), ни отсутствие денег (добирались автостопом из Нижнего Новгорода, Саратова).


Тверскому региону "Нашествие" вроде бы тоже - за счастье. Работа над имиджем, что ни говори, - перспективное вложение.Но хороших людей и их замечательных затей, к несчастью, недостаточно для того, чтобы спектакль состоялся. Жаль освистывать режиссера, но...


За державу, знаете ли, обидно. В непогоде, отсутствии транспорта, дорогом пиве и проливном дожде виновата оказалась тверская земля. Побывавшие в Раменском (а ранее "Нашествие" проводилось именно там) с удовольствием вытеснили из памяти негативные моменты прошлых фестивалей и с неменьшим наслаждением начали, мягко говоря, упрекать Тверь в грязи под ногами. А между тем Тверь дождь не заказывала. Он сам себе хозяин: только ему "решать" - идти или нет. А вот рассматривать вероятность осадков было бы естественным для адекватно мыслящего человека. Рассматривать и соответственно принимать меры: при желании можно было бы найти множество реальных способов справиться с этой проблемой. В конце концов, вряд ли кому-то хотелось увезти с "Нашествия" вместо приятных впечатлений воспаление легких.


Что же в сухом остатке? Вера. Да, нам остается только верить, что по итогам мероприятия с пророческим названием "Нашествие" будут сделаны мудрые выводы, которые повлекут за собой реальные действия. Ибо, если случится так, что фестиваль состоится в Эммаусе снова, хочется, чтобы было хорошо и отлично, а не как обычно.