Главная >> 5 >> 18

НЕ ЗАБЫВАЕТСЯ ТАКОЕ НИКОГДА...

В середине семидесятых - начале восьмидесятых годов, в разгар строительства БАМа, я работал инструктором отдела культуры Бурятского обкома КПСС, курировал деятельность театров, творческих союзов, культурно-просветительных учреждений - библиотек, музеев, клубов, народных самодеятельных коллективов. Помню, что обслуживающие строителей-первопроходцев Байкало-Амурской магистрали постоянно держали на контроле. В те годы вместе с артистами, художниками, писателями мне довелось объехать по трассе БАМа почти все рабочие поселки. Горячо принимали бамовцы и местное население народных артистов СССР Л. Линховоина, Л. Сахьянову, Б. Ямпилова, К.Базарсадаева, Д. Дашиева, народных артистов РСФСР П. Абашеева, С. Раднаева, заслуженных деятелей искусств РСФСР, композиторов С. Манжигеева, Б. Цырендашиева, А. Андреева и многих других. Особенно были популярны традиционные Дни литературы и искусства, проводимые в районах республики, и в том числе на БАМе.


В ТЕ далекие годы выдающиеся артисты, известные мастера сцены, несмотря на жгучий холод, бездорожье, отсутствие должных бытовых условий, выступали перед строителями во временных клубах или просто на открытых площадках.


Особенно активно проявляли себя наши художники, часто выезжая на долгое время в Северобайкальский, Баунтовский, Курумканский районы, непосредственно на передовые участки, в рабочие бригады. Многие дни, месяцы провели здесь народные художники РСФСР и Бурятии Д-Н. Дугаров, В. Архипов, С. Ринчинов, И. Налабардин, Т. Рудь, Б. Садыков, И. Стариков и другие. Немало ими написано портретов строителей, набросков, этюдов, затем ставших популярными картинами.


Только в 1976 году художники вместе с Художественным музеем провели 17 передвижных выставок, таких как "Художники о БАМе", "Слава труду", "Творчество бурятских художников". Именно по их инициативе, при поддержке и помощи партийных, советских, профсоюзных и комсомольских органов была создана картинная галерея в Северобайкальске, организована Всероссийская художественная выставка "Мы строим БАМ" в Улан-Удэ в 1979 году, в которой приняли участие широко известные мастера кисти и резца бывшего Советского Союза, был открыт новый выставочный зал Художественного музея им. Ц. Сампилова. Кстати, к открытию этой выставки была установлена и открыта скульптурная композиция "Строители БАМа" перед кинотеатром "Дружба" в нашей столице. На этой широкомасштабной выставке были показаны произведения всех жанров изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, плакат, декоративно-прикладное и народное искусство, а также театрально-декорационное. В ней принимали участие видные художники Азербайджана, Грузии, Украины, Узбекистана, областей, краев и республик РСФСР. Это был один из самых ярких художественных праздников, какие мне довелось увидеть в жизни!


Немало доброго, полезного сделано художниками Бурятии для строителей БАМа. Многие дома культуры, библиотеки и другие общественно значимые сооружения по трассе БАМа оформлены ими, их работами-подарками пополнены фонды картинной галереи Музея истории БАМа. Следующим событием тех лет стал выездной секретариат Союза писателей РСФСР.


Надо заметить, что за годы строительства БАМа литературно-музыкальные фонды пополнились новыми произведениями. Бурятское книжное издательство издало целый ряд книг, ими пополнились фонды библиотек Северобайкальского, Баунтовского, Курумканского районов. Это коллективные сборники стихов, рассказов молодых поэтов, прозаиков "Отвага молодости", "Утренние песни", "Пульс Времени", "Песни молодости", авторские сборники стихов известных читателю поэтов Д. Жалсараева ("Утренние напевы"), В. Липатова ("Уоянская тетрадь)", В. Лоргоктоева ("Оленьи тропы"), М. Шиханова ("Ледовая дорога"), Ц. Галсанова ("Первостроителям БАМа"), Д. Улзытуева ("Страна Ая-Ганга") и многие другие.


Большой интерес у читателей, и в том числе бамовцев, вызвали выпущенные в Бурятском книжном издательстве в 1976 году романы и повести, раскрывающие темы народной жизни байкальского подлеморья, М. Жигжитова, М. Степанова, Б.Мунголова, А.Бальбурова, В. Сергеева, А. Ангархаева, Ц. Жимбиева, Р. Белоглазовой, К. Балкова, Д. Батожабая. Книга стихов Д. Жалсараева "Прибайкалье мое" получила широкий отклик в сердцах поклонников поэзии и, конечно же, имела немалый успех у строителей БАМа.


"В хребтах Уояна" - так называлась книга рассказов для детей младшего и среднего школьного возраста И. Зверева, изданная в 1979 году. Темы родных северных районов коснулись такие маститые бурятские писатели, как Ц. Номтоев, С. Цырендоржиев в своих повестях "Витим - река таежная" и "Мой озерный край". "Песни над магистралью" - так называется книга стихов о Байкало-Амурской магистрали ведущих поэтов Бурятии, изданная в Бурятской книжном издательстве в 1980 году - С. Ангабаева, А. Бадаева, В. Гуменюка, Г. Дашабылова, Д. Жалсараева, И. Игумнова, В. Латыпова, В. Липатова, С. Лиханова, А. Румянцева, Г. Чимитова, А. Щитова, М. Шиханова и других. Большим интересом пользовались стихи талантливого молодого поэта Ш.Нимбуева, изданные в его сборнике "Славлю время прекрасное" (1980 г.), романы "Рубеж" К. Балкова, "Геологическая поэма" В. Митыпова.


Наряду с бурятскими писателями большое внимание БАМу уделяли российские писатели.Об этом свидетельствуют проведенный в Бурятии выездной пленум Союза писателей России, Дни российской литературы на БАМе во главе с писателем Ю. Бондаревым. Тогда к нам приезжали известные писатели, поэты В. Солоухин, Е. Евтушенко, В.Афанасьев, В. Распутин и другие.


Не отставали от своих коллег композиторы республики. "Первопроходцы" - так называлась симфоническая картина-сюита выдающегося композитора, мэтра бурятской национальной музыкальной культуры, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда Бау Базаровича Ямпилова, клавир которой хранится в нотной библиотеке Бурятского государственного академического театра оперы и балета.


Заметным явлением стала в те годы постановка музыкально-хореографической композиции "Мы строим БАМ" Б. Цырендашиева в Государственном ансамбле песни и танца "Байкал". В течение десяти лет она звучала в репертуаре известного ансамбля. В книжном издательстве были изданы сборники песен С. Манжигеева, новые коллективные сборники песен "Уряал" - "Призыв", эстрадный сборник. Сборник песен "Селенга" Б. Цырендашиева, изданный в книжном издательстве в 1976 году, получил широкое признание не только у поклонников творчества популярного композитора, но и среди молодых первопроходцев, первостроителей, которые в те годы очень нуждались в песнях, танцах, не только слушали музыкальные передачи по радио, но стремились и сами исполнять в наспех построенных клубах, а чаще - в походных палатках.


В 1980 году Бурятское книжное издательство выпускает коллективный сборник песен "Бурятские песни", куда включено доброе количество произведений композиторов республики, в том числе о БАМе.


ХОРОШО помню, как в те далекие 70-80-е годы прошлого века выезжали мы вместе с творческими работниками на БАМ, встречались со строителями в Северобайкальске и Даване, Гоуджеките и Куморе, в Тоннельном и Северомуйске, Новом и Старом Уояне.


Вспоминается приезд в Улан-Удэ ведущих музыкантов и исполнителей на выездной секретариат Союза композиторов России и Первый Всероссийский музыкальный фестиваль "Огни Магистрали". С той поры этот фестиваль стал традиционным, ежегодным. Организатором и проводником его становится Бурятская государственная филармония, а в начале восьмидесятых она открывает на Бурятском участке БАМа в Северобайкальске свой филиал, руководили его работой администратор и заместитель директора филармонии, известные организаторы концертной деятельности в республике, заслуженный работник культуры РБ В.В. Молонов и К.Н. Забельская.


Я хорошо помню концерты выдающегося автора - певца современной зарубежной песни, любимца публики того времени, знаменитого англичанина - американца Дина Рида, исполнителя битловских ритмов. Он тогда проехал по всей бурятской трассе БАМа, а после прилетел в Улан-Удэ, дал один концерт на стадионе. Такой был ажиотаж! Принимали его все члены бюро обкома партии и члены правительства во главе с А.У. Модогоевым.


Несколько раз выезжал на БАМ наш филармонический симфонический оркестр с выступлением солистов оперы - народной артистки СССР Галины Шойдагбаевой, заслуженных артистов РСФСР В. Бальжинимаева, В. Бороева и других. Они производили настоящий фурор среди строителей, поражали их своим талантом и мастерством.


Приезжало в наши северные края много разных вокально-инструментальных ансамблей с популярными звездами эстрады: с великолепным И. Кобзоном, Р. Рымбаевой, К. Бельды, В. Макаровым, В. Винокуром, Л. Лещенко. Горячо принимали на БАМе группу артистов Большого театра СССР во главе со знаменитыми певцами А. Ворошило, Е. Нестеренко. Настоящим праздником искусств стали гастроли великолепного Ленинградского балета, продемонстрировавшего неповторимую красоту и богатство всемирно известного императорского театра с берегов Невы.


Была создана специальная концертная бригада с исполнителями авторских песен под руководством ответсекретаря Союза композиторов республики С. Манжигеева.


Сергей Степанович вспоминает о тех годах, о своих поездках на БАМ: "В моей бригаде часто выезжали известные певцы нашего оперного театра Л. Линховоин, К. Базарсадаев, И. Кузьмина, С. Раднаев, В. Буруев, Г. Синюшкин, Л. Шоболов, К. Иванова, В. Глухов - бесценный баянист - аккомпаниатор. Помню, один раз нас на машине повезли по трассе БАМа, приехали в поселок Кумору, дали концерт, а на другой день разыгралась метель, и мы засели в Куморе на целых пять дней. Чтобы нас голодом не морить, забили корову. А вывезли нас, когда погода немного наладилась, вертолетом. А второй раз, я помню, тоже была нелетная погода, мы ждали самолета из Улан-Удэ два-три дня. Один день хозяева - бамовцы заполнили нам поездкой на рыбалку. Помню домики на льду Байкала и большие лунки, и сети, и омуль... Молодые строители очень интересовались нотными материалами наших песен, записывали на свои магнитофоны прямо во время концерта, а некоторые заядлые любители приходили в гостиницу, в общежитие, чтобы записывать песни в исполнении наших артистов, встречались с нами с большим интересом, вопросов задавали море. Очень были любопытные, пытливые ребята".


За этой великой стройкой следила вся страна. Поэтому тема БАМа находила отражение и в программах агитхудожественных бригад. Одни говорили о том, какую продукцию поставляют на БАМ, другие - о своей мечте, как личным трудом внести вклад во всенародную стройку.


В те годы в рамках Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества активно проходили конкурсы агитбригад. Были бригады, приехавшие прямо с магистрали. К ним относится агитбригада "Чайка" Нижнеангарского районного дома культуры. Она посвятила БАМу, его людям немало интересных программ. К конце семидесятых годов "Чайка" уже подготовила и показала около двадцати программ. Среди них "Слышишь, время, гудит БАМ!", "Поднимаем паруса", "Так держать!".


В те годы каждая агитбригада осваивала темы, отражающие БАМ. Среди них селендумский "Колосок", "Стеклодув" Улан-Удэнского стеклозавода и другие. Когда возник вопрос, кого отправить на культурное обслуживание строителей БАМа зимой 1975 года, выбор пал на "Стеклодув". Он заслужил право в числе первых выступить перед первопроходцами "стройки века".


Немалую методическую и практическую помощь клубным и библиотечным учреждениям БАМа оказывали Республиканский научно-методический центр народного творчества и культпросветработы (РНМЦ НТ и КПР) и Национальная библиотека. Коллективы художественной самодеятельности по всей трассе БАМа ежемесячно получали "Репертуарный листок", сборники "Клубная работа" и другую методическую литературу. Издавались книги, брошюры, сборники, сценарии. Так, в 1977 году РНМЦ НТ и КПР была выпущена и направлена на БАМ серия рекламных проспектов автора этих строк о ведущих народных коллективах республики, мои книги "Народное творчество Бурятии", "Силой художественной агитации", "Ансамбль "Байкал".


Во всей этой работе существенная помощь оказывалась Министерством культуры Бурятской АССР во главе с министром, видным государственным, общественным деятелем республики Д.З. Жалсараевым, его первым заместителем A.M. Герштейном, областным Советом профсоюзов в лице В.Е. Совгира, в то время заведующего отделом культуры. В основном в поселках строителей БАМа развитие получала профсоюзная сеть учреждений культуры. Все эти вопросы держал на контроле Областной комитет КПСС и Правительство республики.


Словом, БАМ - это целый пласт в культурной жизни республики. Такое не забывается!