Вагнеровский фестиваль в Тироле
Есть что-то звонкое в самом слове "Тироль" Эта западная часть Австрии поражает невероятно свежим оттенком зелени полей, густотой лесов, гармонией между природой и созданиями рук человеческих, восхитительным вкусом масла, молока и варенья. Повсюду пасутся красивые и ухоженные буренки местной породы коричневая альпийская: они-то (в паре со скрипками, поставленными с ног на голову и напоминающими деревья) и выбраны в качестве логотипа музыкального праздника, который проводится в Эрле, маленьком местечке на границе с Германией.
Местом для спектаклей избран Пассионшпильхаус, предназначенный для представления страстей Христовых. Его огромное белоснежное здание, напоминающее раковину улитки, словно вырастает из земли на фоне живописной безотлогой горы, и нисколько не портит девственную красоту альпийского пейзажа. Эрл - крошечное местечко, чуть ли не деревушка, а размах фестиваля поистине грандиозный - не более и не менее как вагнеровское "Кольцо нибелунга" Весь цикл звучит два раза, а в дни "отдыха" публика имеет возможность посещать концерты камерной, вокальной и фортепианной музыки.
Вдохновитель, руководитель и демиург Тирольского фестиваля - известный дирижер (устав Кун. Он же режиссер тетралогии. Подобные амбиции могут казаться чрезмерными, но в случае с Куном трансформируются в блестящий результат - и это притом что с театральной точки зрения тетралогия решена предельно скудными средствами, предлагая условные решения и широко апеллируя к фантазии зрителя.
Здание Пассионшпильхауса - не театр в полном смысле этого слова. Здесь нет кулис и оркестровой ямы, действие можно развернуть только на авансцене, в этом случае не остается ничего, как поместить оркестр позади певцов. Так Кун и поступает: грандиозный состав (120 музыкантов пятнадцати национальностей, из которых большая часть из Минска) отделен от певцов прозрачным занавесом и размещен на ступенях в форме амфитеатра, что позволяет не только слышать, но и "видеть" музыку. А под руководством Куна рождение вагнеровской музыки - не менее волнующее зрелище, чем разворачивающиеся на авансцене события "Кольца"
Может быть, сумрачная атмосфера Пассионшпильхауса особенно подходит персонажам средневековых легенд: постановка Куна обходится почти без декораций, и их отсутствия, право, не замечаешь. Сценограф Йорг Нойман ограничивается деталями, обозначающими место действия: небогатая бюргерская кухня в доме Хундинга и Зиглинды, кубы разного размера, призванные изобразить суровую местность в горах, где дети Вотана тщетно ищут укрытия ("Валькирия"), темное и тесное пространство, похожее на заброшенный чердак, где пылятся металлические бочки и куча нужных и ненужных в обиходе предметов - пещера Миме, полукруглые конструкции, олицетворяющие густой лес, ложе с набросанными на него подушками для Брунгильды ("Зигфрид"), элегантный салон с претензией на светскость - место встречи Зигфрида с Гунтером и Хагеном в замке Гибихунгов, еще раз куб и накрывающее его вместе с Брунгильдой огромное полотнище, символизирующие конец Валгаллы ("Гибель богов"). Аскетизм оформления вполне гармонирует с юмористическим духом, в котором художник видит фантастических персонажей: грациозная птичка получилась у него слишком мохнатой, а потому страшноватой, а дракон Фасрнер предстал чем-то сродни персонажам американского фантаста Клиффорда Саймака - еж, да не еж, электрические глаза-лампочки горят, а в момент гибели, естественно, потухают, певец, за дракона поющий, спрятан за "ежом"
Прозрачна и проста режиссура Куна: не прибегая к оживляжу во время длиннейших "разборок" героев, он находит оригинальные и всегда легкие решения, придающие постановке и действенность, и теплоту. Катание прекрасных, затянутых в серебряные одежды дев на велосипедах, к которым привязаны части тел павших героев, отлично выражает пылкий и воинственный дух "Полета валькирий": в роли языков пламени, окружающих Брунгильду, выступают шесть арфисток, одетых в оранжевые одеяния, очаровательные детишки в живописных тирольских нарядах и с плюшевыми мишками в руках закрывают собой ложе любви Зигфрида и Брунгильды, три дочери Рейна в исполнении трех грациозных японских певиц в разноцветных и развевающихся платьях ведут беседу с Зигфридом с высоты трех лестниц... Постановка "Кольца" в Эрле - и пример того, как умный художник может создать захватывающее зрелище и в отсутствие больших средств, и демонстрация доверия к зрителю, которому "воображенье мгновенно дорисует остальное" Излишне говорить, что художница по костюмам Ленка Радецки - Купсрер придерживается того же "бедного" стиля: легендарные вагнеровские герои носят рубашки и куртки, пальто и безрукавки, брюки и сапоги. Вотану и Гунтеру подходят темные очки, бандиту Хагену - шинель, весьма похожая на те, что носили немецкие солдаты во времена Второй мировой войны, а Гутруне - жакет и юбка до колен в нестареющем "стиле Шанель" Серебро выбрано в качестве цвета дев-воительниц, Брунгильда под элегантным серебряным пальто носит серебряный топ и черные облегающие брюки с сапогами. Весь визуальный ряд спектакля настолько же "беден" насколько элегантен и захватывающ.
Не менее захватывающе исполнение музыки Вагнера. Кун, грузный, с бетховенской гривой, восседает на сцене за прозрачным занавесом и оттуда творит чудеса, выжимая из оркестра все соки. Энергия дирижера беспредельна, и это ощущается даже физически - достаточно последить за руками.На слушателя обрушивается бушующий океан божественных созвучий, работа с оркестровыми группами изумительна: арфы волшебно шелестят, струнные проникновенно поют, медные духовые просто покоряют вас блеском и чистотой звучания.
Достойнейшие, а порой исключительные певцы заняты в тирольском "Кольце нибелунга" им одним можно было бы посвятить несколько страниц. На удивление критика, в ролях Вотана, Хагена, Брунгильды выступают итальянские вокалисты - уроженец Тосканы, живущий в Вене Дуччо Даль Монте, до недавнего времени рок-вокалист, а ныне незаменимый вагнеровский бас, изменчивый, как Протей, и выносливый, как Геракл, -великолепный как в роли колеблющегося Вотана, так и в роли грубого убийцы Хагена; Элена Комотти д'Адда - "выращенная" Куном Брунгильда, в блеске женской красоты и расцвете вокальных сил. Самым горячим и самым заслуженным успехом пользуется обладатель "медного" горла Алан Вудроу в убийственной роли Зигфрида. Эндрю Брандсон - Зигмунд и Гертруд Оттенталь - Зиглинда в высшей степени способны передать страстный пыл и глубокое отчаяние запретной любви. Хороши красавицы меццо-сопрано Мартина Томчич - Фрика и наша соотечественница Светлана Сидорова - Эрда. Томас Хэй - Хундинг, Франц-Йозеф Капелльманн - Альберих, Михаэль Купфер - Гунтер являют незабываемую галерею вагнеровских басов.
Огромный зал Пассионшпильхауса полон, и публика сидит затаив дыхание, по окончании спектаклей взрываясь нескончаемыми аплодисментами. Фестиваль в Эрле уверенно набирает силу. В следующем году "Кольцо нибелунга" будет повторено в виде марафона: 22 июля в 19 часов цикл откроется исполнением "Золота Рейна" на следующий день в 17 часов прозвучит "Валькирия" и следом за ней в 23 часа - "Зигфрид" 24 июля в 11 часов цикл завершится исполнением "Гибели богов" Отныне у вагнерианцев и просто любителей высокого музицирования есть еще одно место, куда можно совершить паломничество.
Эрл - Верона