В театре бытует примета: как откроется сезон, так он и пройдет. Примета, надо сказать, справедливая.
Открытие 33-го сезона в Театре оперы и балета было очень торжественным, при полном зале. Любимая в народе Опера-олонхо "Нюргун Боотур" звучала на фоне нарядных декораций и уникальных костюмов великолепными голосами и красивыми хорами. А после спектакля состоялось не менее зрелищное действо - конкурс национальной одежды среди зрителей, организованный Маргаритой Васильевой. Это заставило зрителей почувствовать себя причастными к большому празднику, каковым по сути и является Открытие. Победители, кстати, получили дорогие призы - ценные ювелирные изделия. А дальше все пошло по нарастающей.
В целом сезон прошел под знаком молодости и успеха. Многие репертуарные и все премьерные спектакли поставлены с опорой на молодежный состав солистов театра. И зрители и более маститые артисты поразились творческим высотам, на которые дерзнули взойти молодые солисты - недавние выпускники средних и высших специальных учебных заведений. Напомним вам имена солистов балета Ильи Кузнецова, Екатерины Тайшиной, солистов оперы Юрия Баишева, Николая Попова, Прасковьи Герасимовой, Феодосии Шахурдиной, Ольги Чемпосовой, Александра Емельянова.
Прасковья Герасимова и Акулина Тихонова участвовали на Открытом конкурсе музыкантов- исполнителей в Уфе, на Отчетном концерте вокального факультета ВШМ на московской сцене (декан - Анегина Ильина, концертмейстер Альбина Герасимова). Александр Емельянов, солист театра и одновременно студент 3 курса АГИКИ (класс В.И. Колодезниковой) стал лауреатом третьей премии 12-го Всероссийского конкурса "Bella voce" в Москве. В июне на сцене прозвучала опера Н. Римского-Корсакова "Царская невеста", которая прошла как дипломная работа еще одной "звездочки" - Анастасии Тимофеевой.
Вновь открытая весной "Музыкальная гостиная" Марка Слепцова, расположенная на втором этаже фойе театра, также сделала основной акцент сделала на молодые кадры - для них она становится пробным шагом к большой сцене.
Театр разработал проект в виде грантов, посвященных Анегине Ильиной, Галине Кривошапко, Февронии Баишевой, Евдокии Степановой. В Международный день театра этих почетных премий удостоились Юрий Баишев, солисты балета Евгения Старостина и Анатолий Попов, флейтист Вячеслав Воронин, артист хора Алексей Габышев.
Весной участились гастрольные выезды солистов оперы. Нина Чигирева проходила мастер-класс блистательной Галины Вишневской. Альбина Борисова с Аизой Решетниковой дали камерный концерт в Оружейной палате Кремля (спонсорская поддержка ОАО "Нижне-Ленское"). Анна Дьячковская, к тому времени в упорной борьбе завоевавшая звание лауреата международного конкурса в Италии, и Прокопий Неустроев с большим успехом участвовали в юбилейном концерте Национального оркестра Театра танца в Концертном зале имени А. Глазунова Санкт-Петербургской консерватории. Солист оперы Григорий Петров выступает в эти дни в концертах танцевального ансамбля "Кыталык" на зарубежных гастролях в Великобритании и Голландии. Во время Международных спортивных Игр "Дети Азии" в кинозале "Сахафильма"" прошла презентация нового фильма о великой певице Якутии Анегине Ильиной.
Красивым завершением концертного сезона в июле стали три вечера. Поклонники творчества Альбины Борисовой были покорены сложностью трехчасовой программы, подготовленной совместно с Аизой Решетниковой. А ценители божественного меццо Айталины Адамовой восхитились исполнением красивейших арий и дуэтов (помогал Николай Бахвалов). На концерте слушатели познакомились с замечательным дирижером Фархадом Керимовым - уроженцем Баку, работающим в Турции. Всех поразила его тонкая нюансировка, высокое чувство стиля. Хочется надеяться, что мы еще услышим оперную и симфоническую музыку в его виртуозном исполнении.
В гала-концерте блистали Нина Чигирева, Марина Силина, Юрий Баишев, прозвучал большой фрагмент из оперы "Кармен" - долгожданной премьеры следующего сезона.
Оркестр театра, несмотря на смену дирижеров (Валерию Ермошкину пришлось уступить Владимиру Рылову) отработал как никогда плодотворно и насыщенно. Но более всех отличился хор театра (главный хормейстер Октябрина Птицына), войдя в историю республики тем, что на высоком профессиональном уровне исполнил и записал новый Гимн.
Конечно, при всех достижениях остаются текущие проблемы. Например, постоянная битва за репертуар: не все названия в этом сезоне увидели сцену, однако новое художественное руководство театра - Валерий Шадрин и Прокопий Неустроев - полны желания реализовать планы по максимуму. С 1982 года в театре ни разу не проводилось капитального ремонта. Часть здания, где работают артисты, безнадежно устарела, хотя в июне 2002 года правительство взяло обязательство на проведение реконструкции и капитального ремонта.
Но все-таки достижений гораздо больше. Так, по давней задумке весной был создан информационно-маркетинговый отдел, начальником которого стала Эльвира Захарова. Он заметно улучшил рекламную деятельность театра, став своего рода "пиар-центром".
Театр подключился к новой системе передачи звукоизображения, с помощью которой намного качественней пройдут записи на ТВ зрелищных мероприятий, будет обеспечен скоростной доступ в Интернет.
Очень много работы оказалось у зам. директора по зрителям и связям с общественностью Маргариты Васильевой по увеличению доходности театральной кассы, поднятия престижа творческого коллектива. Стало возможным безболезненно поднять цены на билеты, и в то же время сделать полноценный охват зрительской аудитории. А вот и показательный пример: выручка одного только премьерного спектакля "Ромео" 9 июля оказалась равной недельному доходу в Нерюнгри, считавшемуся высоким в 2002 году.
Естественно, самые главные достижения театра сфокусированы в новых постановках. В этом сезоне увидели свет четыре премьеры, и у каждой из них было свое незабываемое "лицо". Первой премьерой сезона стал мюзикл И.Якушенко "Феи с алмазных гор" по мотивам корейских сказок (режиссер С.Чигирев, художник Е.Шапошникова) - опера с движением, где актеры много поют, говорят как в драме и танцуют. Постановка, кстати, впервые прошла в России именно на нашей сцене. Другой премьерой был одноактный балет "Мцыри" по поэме М.Лермонтова (балетмейстер К.Чувашев), специально поставленный для творческого дуэта Дмитриевых - Дарии и Дмитрия. Живой интерес вызвала премьера оперы Моцарта "Дон Жуан в Голливуде" с американскими постановщиками (дирижер М.Пьецух, режиссер Э.Фолк, художник-постановщик Е.Шапошникова, художник по костюмам М.Оконешникова, хормейстер О.Птицына).
В это время балетная труппа, не успев отойти от звездного фестиваля "Стерх", принялась за подготовку нового спектакля. И какого! Премьера балета С.Прокофьева "Ромео и Джульетта" в хореографии и постановке Ю.Н. Григоровича (сценография С. Вирсаладзе, дирижер В. Рылов) стала самым грандиозным и блестящим завершением театрального сезона, о котором можно было только мечтать!
Наверно, мало кто знает, что Юрий Григорович согласился войти в состав членов Попечительского совета театра оперы и балета, утвержденного 15 июля с.г. распоряжением Вице-президента республики Александра Акимова, куда вошли руководители крупнейших акционерных компаний республики. И уже совсем станет замечательно, согласись Григорович на постановку еще одного шедевра. Но об этом, и о других планах на будущее мы поговорим ближе к Открытию следующего сезона Театра оперы и балета.