"ЭРМИТАЖ" ПЕРЕЖИВАЕТ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ
Кто-то, возможно, скривится в усмешке: эка невидаль - сад! Сегодня таким достоянием может похвастать любой гражданин, имеющий загородный дом. Но в том-то и дело, что этот сад необычный. Уникальный. Единственный в своем роде. Потому что этот сад - Эрмитаж. А Владимир Александрович Абрамов - его директор. Оба в этом году юбиляры. "Эрмитаж" отметил в июле 110 лет со дня основания. Владимир Абрамов 23 августа отметит дату в два раза меньшую, чем "Эрмитаж".
ЗДЕСЬ ЦВЕТЫ УМЕЮТ УЛЫБАТЬСЯ
В этом саду он помнит себя мальчишкой. Он приходил в "Эрмитаж" на каток с завидной регулярностью. Только Вовка никогда не катался. Причина банальная - у него не было коньков. Но ему очень нравилось бывать здесь и следить за тем, как звонко утюжат лед другие. Потому что каток и все, что происходило на нем и вокруг, создавало ощущение маленького праздника, где всегда много света и музыки. И пусть мороз настырно щипал нос, Вовка даже греться не уходил: друзья доверяли ему сторожить ботинки. И он честно их охранял.
В этом саду Владимир Александрович помнит себя и 20-летним юношей. Он пришел сюда выяснить отношения с приятелем. Зашли в ресторан "Русалочка", посидели и, разгоряченные объяснениями, выскочили на улицу. Неизвестно, чем бы все это закончилось, окажись парни в другом каком месте. Но ведь это был сад "Эрмитаж"! И золотая осень тихо шуршала под ногами. Настоянный палой листвой воздух приятно холодил разгоряченные лица. И фонари горели расточительно нежно. И все вместе взятое как-то вдруг остудило приятелей. Владимир Александрович до сих пор помнит, что подумал тогда: не все так в жизни и плохо.
Сад всегда производил на него какое-то успокаивающее действие. Словно все, что здесь жило, пело, цвело и росло, тоже умело чувствовать. И чувства эти излучали покой и необъяснимую нежность. Вероятно, поэтому в "Эрмитаже" всегда такая комфортная атмосфера.
ЕМУ УТЕСОВ ДАРИЛ ПЛАСТИНКИ
А в душевном комфорте Абрамов нуждался, как никто. Судьба щедро одарила его талантами и тем самым в немалой степени ему навредила. Когда человек наделен чем-то одним, он при наличии ума и характера начинает это одно развивать, углублять и часто превращать в дело всей жизни.
Другое дело - Абрамов. Бог так много ему дал, что Владимиру ничего не оставалось, как пробовать себя то в одном деле, то в другом. Нет, то было не разбрасывание, а скорее поиск, желание постичь себя самого. После армии пошел работать, научившись профессионально класть паркетную доску. Заказчики ему доставались серьезные. Например, стелил полы в доме Утесовых и долго хранил пластинку с личным автографом Леонида Осиповича.
Потом был институт, юридическое образование. Партийная работа и успешная предпринимательская деятельность. Когда в Москве появилось Управление городского заказа, бывший тогда первым секретарем
Ждановского райкома партии Борис Никольский предложил Абрамову прийти работать. Хотя бы на год.
Владимир Александрович проработал четыре, пока твердо для себя не решил, что чиновничья стезя его не привлекает. Что хочется ему заняться чем-нибудь поживей. Среди этих раздумий защитил докторскую диссертацию по юриспруденции и стал членом Творческого союза и Международной федерации художников.
И этим не ограничился. Мало того, что писал картины, он вдруг открыл окружающим безусловное актерское дарование, взявшись профессионально читать стихи.
Неизвестно, куда бы на сей раз вывела судьба Владимира, не постучись к нему в дверь давние друзья. Они и заманили его на освободившуюся должность директора сада "Эрмитаж". В те минуты Владимир Александрович подумал не о том, что ждет его на новом поприще, а вспомнил вдруг то благостное состояние, которое возникает у него всякий раз, когда он оказывается в саду. И согласился.
ШВЕЦ, ЖНЕЦ И НА ДУДЕ ИГРЕЦ
- Не прогадали, Владимир Александрович. Красивая у вас работа.
- Я тоже так думал, когда соглашался, - не лукавил Абрамов. - Это работа красива по результату. Когда же пришел, сел в это кресло и ознакомился с истинным положением дел, тогда только понял, какой клубок организационных, правовых и финансовых проблем мне предстоит распутывать.
Пожалуй, ни одна из предыдущих работа не дала Абрамову возможность реализоваться так полно, как здесь. Ему предстояло быть одновременно руководителем, предпринимателем, юристом и художником в широком значении этого слова. Ведь "Эрмитаж" - это сад, парк, место отдыха и просто место, где проходят все важные события культурной жизни.
А чтобы все это процветало, необходимо очень много работать. И Абрамов упорно делал поступательные шаги вперед.
- Прежде чем приступил к работе, - откровенничает Владимир Александрович, - я честно пытался разобраться, что значит статус памятника садово-паркового искусства. И что с этим памятником нужно делать? Раз это сад и парк в одном лице - здесь должны быть деревья, цветы, кустарники. Но ничего этого не было.
Когда провели экологическую экспертизу и поняли, что нужно, чтобы "Эрмитаж" отвечал присвоенному ему статусу, выяснилось, что денег для этого нужно в 4 раза больше, чем выделяет Комитет по культуре правительства Москвы.
Здесь с новой силой проявилась предпринимательская активность Абрамова. Совместно с префектурой ЦАО и управой Тверского района он очень быстро оживил сад, заставив посаженные цветы улыбаться. Больше того, устроил пышный фестиваль цветов, в котором участвовали 30 озеленительных организаций, ландшафтных фирм и цветоводческих хозяйств Москвы, и пригласил на этот ароматный праздник всех желающих.
Калитку "Эрмитажа" Абрамов распахивает широко, правильно понимая, что сад цветет для людей. А чтобы им было еще приятнее здесь находиться, задумал в ближайшее время еще ряд мероприятий. Например, по новому генплану сад "Эрмитаж" украсит не только пруд с лебедями, но и топиарный сад, кусты в котором будут подстрижены в виде различных фигурок, розарий и миниатюрные английский, голландский и французский сады.
НА КОНЬКИ ОН ТАК И НЕ ВСТАЛ
Постепенно в саду расширяется культурно-развлекательная программа, сохраняя традиции прошлого. К слову, проводившиеся ранее отдельные выступления джазовых коллективов вылились, в конце концов, в Московские международные джазовые фестивали, которые ежегодно собирают на концертной площадке "Эрмитажа" лучших отечественных и зарубежных исполнителей уже седьмой раз.
Нюанс, но очень показательный. До Абрамова ветеранов войны в городском саду сильно не жаловали. 9 мая они собирались здесь стихийно, по доброй воле, чувствуя себя не всегда уютно. Владимир Александрович делом доказывает, что ветеранам здесь рады. В День Победы накрывает для них столы и делает все для того, чтобы выказать победителям уважение.
Смена времен года меняет и характер развлечений, предлагаемых посетителям. Летом - цветы и птицы, игры и концерты на воздухе. Открытые кафе. Зимой - каток. Владимир Александрович по-прежнему любит наблюдать это счастливое быстрое действо. Сам он кататься так и не научился. Возможно, оно и к лучшему. Есть шанс вернуться в детство.
Несмотря на то что жизнь уже поставила ему две отличные отметки - 55, почему-то все чаще мысли возвращаются туда, где все только начиналось.