Весело и без медовухи прошел в Рощине четвертый международный фестиваль "Мировая деревня"
Сквозная тема ежегодного фестиваля в конце лета - русские обряды и ритуалы, песни-пляски, народные ремесла. Таким образом, как считают организаторы, в жизнь возвращаются исконные обычаи, которые пользовались заслуженной популярностью у людей многие сотни лет.
На Медовый Спас в Рощино приехали участники из Новгорода, Липецка, Твери, Йошкар-Олы, а также Эстонии, Финляндии и Германии. По словам директора фестиваля Татьяны Вершининой, "Мировая деревня" - единственный в России международный фольклорный фестиваль. Помимо культурно-просветительской миссии у мероприятия есть и еще одна - более практичная. Благодаря "Мировой деревне", уверена Вершинина, Рощино может стать заманчивым местом для турфирм и компаний, сотрудничающих с Финляндией.
Формально большинство коллективов-участников называются "любительскими", но, по мнению ответственного секретаря Российского фольклорного союза Ольги Ключниковой, граница между любительским и профессиональным сейчас довольно размытая. Голоса у певцов такие, что иной солист-профессионал позавидует, музыкальные инструменты из рук они практически не выпускают, а знаний о любимом увлечении хватит на книжку.
На "Мировую деревню" в числе прочих приехала вологодский этномузыковед (!) Галина Парадовская, которая рассказала, что в Вологде программа поддержки и возрождения традиционной культуры работает с начала 1990-х годов. В результате святки, колядки и масленица стали чуть ли не главными общегородскими праздниками.
Конечно, можно относиться к таким утверждениям недоверчиво. Хотя в Рощине наглядное доказательство того, что традиционной русской культурой не на шутку увлечены многие, последовало быстро.
"Мировая деревня" началась с торжественного шествия всех участников фестиваля к стадиону - месту фестивального веселья. Правда, подвела августовская погода: во время шествия шел дождь. Тем не менее наряженные в пестрые платья и кружевные платки дамы вместе с кавалерами в залихватских кепках вовсю голосили песни и пытались на ходу приплясывать. На бедность репертуара и отсутствие вокальных данных жаловаться им не приходится. "Какую следующую споем?" - интересовалась какая-нибудь бойкая барышня, и вся группка, недолго думая, подхватывала мелодию. Стало немножко стыдно от того, что собственные познания в этой области ограничиваются банальным "Ой, мороз" и несколькими песнями про коней.
На прошлогоднем фестивале в числе прочего возрождали традицию настоящей русской свадьбы. В этом году последовало продолжение сюжета: фестиваль открывал ребенок, родившийся у счастливой пары. Точнее сказать, малыша вынесли на сцену, а когда публика вдоволь нарадовалась, унесли обратно.
На рощинском стадионе установили сцену для выступления фольклорных коллективов, а мастера народных ремесел разбили палатки со своими изделиями. Им было отведено центральное место на фестивале. По замыслу, бойкая покупка-продажа должна была переме-жаться веселыми выступлениями фольклорных коллективов и канатоходцев, кулачными боями и хороводами.
В ряды мастеров ремесленников незаметно затесались и обычные торговцы. К примеру, явно ошибся адресом производитель неуклюже сделанных подносов с красотами Петербурга, таких же аляповатых гербов и прочих сувениров, в ассортименте представленных на лотках на канале Грибоедова. А размашистая надпись "Шаверма" и бочонки с пивом в декорациях фольклорного фестиваля воспринимались почти что как глумление над традициями.
Среди товаров, представленных на ярмарке, были берестяные поделки и амулеты, искусно вышитые полотенца и скатерти, разнообразные прихватки, подставки, изделия из камней и металла. Приходилось подключать всю силу воли, чтобы не купить безделушки для уюта в доме. В "гастрономическом" и сельскохозяйственном отделах выставки-ярмарки предлагали творог, сметану, косметику на медовой основе, куриные и почему-то страусиные яйца, черного поросенка за несколько тысяч долларов и лисиц разных пород (от двух до пяти тысяч рублей в зависимости от окраса). Говорят, что некоторые теперь держат лису в качестве домашнего животного...
При мне не купили ни одной, но на живой товар в клетках люди любовались подолгу. Особенно много внимания досталось черному поросенку, с которым все хотели непременно сфотографироваться. У актрисы Амалии Гольданской, заехавшей ненадолго в Рощино с выборгского кинофестиваля, такой популярности не было.
Правда, ни одного медового пряника и ни одного бокала с медовухой в субботу на ярмарке не обнаружилось. То ли умельцы по этой части опаздывали, то ли решили немного отступить от старинной русской традиции и ограничиться на Медовый Спас обычным медом.