В московском культурном центре "Дом" в прошлом году состоялся фестиваль "Этнополь: венгерская музыка от аутентики к современности" , с участием Дьердя САБАДОША, Яноша ЗЕРКУЛЫ, Владимира ТАРАСОВА и Вячеслава ГАЙВОРОНСКОГО, ансамблей "Сигонь" , "Макам" , "Гренчо" , дуэта "Донго". Однако подлинным открытием праздника этномузыки стала встреча с братьями БИРИНИ из Венгрии.
Многие народы в современном мире восстанавливают и развивают свои национальные традиции и умения. Семейство Бирини (отец, два сына, Андрас и Йожеф, и дочь) знаменито своим страстным интересом к народной музыке, народным инструментам разных народов мира и, прежде всего, своего. Семейная коллекция, собирать которую начал Би-рини-отец, насчитывает более 800 инструментов. На выставке в Венгерском информационно-культурном центре в рамках фестиваля "Этнополь" была представлена часть самых необычных экспонатов - около 300 инструментов.
На концерте перед началом семейной программы Андрас знакомил зрителей со звучанием каждого инструмента. Это увлекательный рассказ о ритуальном и практическом предназначении каждого из них.
Звуки варгана, например, в Венгрии считались лечебными. Наверное, поэтому музицировать на нем разрешалось только мужчинам. В XVII-XVIII веках даже был введен официальный запрет женского музицирования на варгане, под предлогом того, что варган слишком завораживает женщин и портит их природный баланс.
Инструмент тилингоу, имитирующий различные звуки, использовался в весенних праздниках для призыва тепла и благополучия. По поверьям не только венгров, но и других финно-угорских народов, у человека, играющего на этом инструменте, судьба складывалась удачно.
Свистулька пан давно перешла во владение к детям, хотя перевод с греческого - "Бог" - дает понять, что изначально это был "не шуточный" инструмент. По венгерской легенде, непослушная дочь королевы сбежала однажды из дворца и превратилась в тростник, поэтому "пан" обладает таким нежным красивым звуком.
Непере - инструмент, издающий треск при ритмической игре. Он всегда использовался в танцевальной венгерской мелодике, буквально втягивая всех в пляс.
А какое разнообразие звуков Бирини извлекал из обычной банки! И квохтание курицы, и лай маленькой собачки, и кваканье лягушки... Даже имитировал кларнет! Если нет банки, можно использовать ложки: всего две ложки - и создается мелодия. Если нет ложек, можно использовать и руки. Андрас - воистину человек-оркестр!
Подобное озорство можно было найти и на выставке. Как вам понравятся инструменты Северной Африки, издающие... хруст? Их использовали для отпугивания злых духов и передачи информации в другое селение. А в Удмуртии для этих целей использовали еловые бруски, подвешенные на натянутых веревках из конского волоса, они назывались тангыра, считалось, что через них шла связь со всем миром.
На выставке можно было внимательно рассмотреть множество других музыкальных экспонатов, ведь все 300 инструментов не могли прозвучать на концерте. Особенно интересны были средневековые образцы: кобза - популярный 1100 лет назад предшественник лютни азиатского происхождения; вращающаяся лютня пенере (на юге России и Украине ее так и называли "венгерской" лютней); инструмент для солирования, известный у южных славян - тамбура, настольные цимбалы: скрипка-труба.
Среди струнных инструментов широко была представлена цитра. Можно было увидеть цитры двух форм: с прямыми боками и "с пузиком" (похожие встречаются и в Австрии). Выставлялись цитры: французская; однорядная диатоническая (в форме поилки); маленькая дебреценская (с головой жеребенка); предшественник контрабаса - цитра-контрабас; электронные хроматические... Любопытна цитра с внутренней головкой, скопированная Андрасом со старинного образца.
Совершенно неожиданной кажется связь духовых инструментов с "темными силами". Тунисская дудка из кожи с нагнетанием воздуха была сделана, например, в виде головы дьявола. А мордовская длинная флейта вырезалась из особого растения с ядовитым соком, поэтому играть на ней можно было только когда она полностью высыхала. Были, правда, и "положительные" инструменты, такие, как инкрустированная дудка в виде козьей головы с изображением "древа жизни".
Очень интересно было сопоставлять внешний вид инструмента и его звучание на концерте: пастуший рожок "шофар" , бандура, банджо, мандолина... Жаль, что сейчас многие музыкальные раритеты разных народов вытеснены их европейскими "собратьями".
К счастью, в Венгрии еще осталось в действии немало старинных инструментов, например, струнный гордон (один из немногих инструментов, на котором разрешалось играть женщине), ударный гордон, трещотка-молоток с зубчатыми колесиками, однострунная скрипка "гадулка" , ксилофон-цимбала из дерева и соломы...
Да и знакомство с семейством Бирини внушает оптимизм: с ними народное музицирование не только не забывается, но и приобретает новых поклонников, привлекает новых музыкантов. Помимо того, что все Бирини мастерски играют на огромном количестве инструментов, коллекционируют их, а мужчины в совершенстве их изготавливают, это семейство устраивает еще и курсы для детей. Там их учат создавать инструменты своими руками, начиная с простых пластиковых дудочек, и, конечно, играть на самых разных инструментах, начиная с того, который сделал сам, и кончая самым современным - синтезатором венгерской дудки Правда, самым совершенным инструментом Бирини считают голос и ...губы (кстати, и концерт они закончили художественным свистом всех зрителей). Один из их учеников уже входит в команду Бирини и гастролирует с ними по всему миру.
Замечательный получился фестиваль! Удивительные были и выставка, и концерт. Жаль только, что мало людей об этом знали, и немногие смогли прийти. Еще больше жаль, что такие концерты-уроки не проводят в современных музыкальных школах.
Москва