Главная >> 5 >> 18

Тенденции наперекор

2004 год объявлен Годом Чехова. 100 лет назад, 15 июля, в немецком городе Баденвейлер Антон Павлович скончался. Не успевший достичь вселенской славы при жизни, сегодня Чехов один из самых известных, любимых и востребованных в мире писателей и особенно - драматургов. С одним, однако же, нюансом. То ли время пришло такое жестокое, то ли режиссеры на театре стремятся перещеголять друг друга в оригинальности, но только милые, интеллигентные чеховские герои год от года становятся на сценах все жестче, агрессивнее, антипатичней, невольно бросая тень на самого автора. Но есть, к счастью, приятные исключения.


Подмосковную усадьбу Мелихово Чехов купил в феврале 1892 года и на семь с половиной лет уютный домик в цветущем саду на берегу тихого пруда стал гостеприимным кровом для многочисленных чеховских друзей и знакомых. Что не мешало хозяину много и плодотворно работать. В саду был даже построен специальный флигелек, ставший знаменитым тем, что в нем от первой до последней строчки была написана "Чайка". Перед окончательным переселением в Крым Чехов в последний раз побывал в Мелихове 25 августа 1899 года. Имение было продано и на долгий срок не то чтобы совсем забыто, а отставлено на задний план в летописи жизни писателя.


Возрождение Мелихова началось с театра. В ныне уже далекие 80-е годы прошлого века художественному руководителю Липецкого театра Владимиру Пахомову пришла в голову дерзкая мысль сыграть чеховскую "Чайку" на том самом месте, где она была написана. Да, прямо на пленэре, под открытым небом. Сказано - сделано. Приехали всем театром в Мелихово и, хотя в тот день моросил дождь и было прохладно, сыграли при огромном стечении народа со всех окрестных мест и прознавших о том москвичах. С тех пор - пошло-поехало. Каждый год в конце мая на "Мелиховскую весну" приезжает Липецкий театр со специально подготовленным к этому дню спектаклем. А с приходом на должность директора Музея-усадьбы Юрия Бычкова, искусствоведа, писателя, историка культуры, чеховское Мелихово обрело воистину второе дыхание. Ежегодные театральные фестивали, ставшие международными, научные конференции, мастер-классы, семинары, уже не говоря о ежедневной экскурсионной и научной работе, сделали бывшее чеховское имение одним из притягательнейших мест Подмосковья.


Погрузившись в изучение мелиховской летописи - писем, документов той поры - Ю. Бычков берется за перо, пробуя себя в драматургии. В мае 2001 года на II Международной "Мелиховской весне" Липецкий театр представил его пьесу "Любить пересмешника" - изящную комедию, персонажами которой стали: сам Антон Павлович, его сестра Мария Павловна, будущая жена Ольга Книппер, издатель Суворин и три молодых дамы, с которыми Чехов ведет насмешливый литературно-любовный флирт. Все строго документально и в то же время легко, забавно, ничуть не принижая ни главного героя, ни его окружение.


В мае нынешнего года Международный Мелиховский фестиваль, пятый по счету, длился целых десять дней при участии полутора десятков театров от берегов Средиземноморья (Италия) до Тихого океана (Владивосток). Премьеру новой пьесы Ю. Бычкова "Приснись мне, дуся" показал Московский театр-студия имени Михаила Чехова. Тоже строго документальная история взаимоотношений Чехова и Книппер - от первого знакомства до последнего дня жизни писателя - убедительное опровержение всяческих досужих вымыслов о пагубности этой женитьбы для Чехова, корыстных помыслов Книппер и т. д. Молодым исполнителям (Чехов - Сергей Караулов, Книппер - Оксана Розенфельд, они же - сопостановщики спектакля) порой еще не хватает глубины чувств в драматических моментах и разнообразия средств их выразительности, зато они очень хороши в лирических сценах, тех нежно-колких перепалках, какими так любил обмениваться Чехов со своими адресатами. Главной паре спектакля как бы "аккомпанирует" второй дуэт - Мария Павловна -Юлия Мищенко и Иван Бунин -Евгений Рубцов, - чей зарождавшийся, казалось бы, роман, так, увы, и не состоялся. Сама себя обрекшая на служение брату, болезненно ревниво относясь ко всему, что, по ее мнению, отвлекает его от творчества, Маша пренебрегла личным счастьем и чуть не погубила любовь Антона. Такая симпатичная маленькая женщина в вечной соломенной шляпке становится колючей и недоброй даже при одном упоминании об Ольге Книппер. Это грустно и даже чуть-чуть смешно... Но что поделать, коли все так и было.


После мелиховской премьеры спектакль "Приснись мне, дуся" игрался пару раз в Театре "Эрмитаж". Хочется надеяться, что он войдет в театральную афишу Москвы. Скромных, неброских, но очень чистых, теплых, интеллигентных спектаклей не так уж много среди последних столичных премьер. Особенно среди непосредственно чеховских или связанных с именем писателя.


И еще одно важное, на мой взгляд, событие, сопряженное с Годом Чехова. Издательство "Гелиос АРВ" выпустило замечательную книгу-альбом "Лучший из людей" Юрия Бычкова, посвященную мелиховскому периоду А. Чехова. Свыше трехсот исторических фотографий XIX - начала XX века, документально подтвержденных в тексте, представляют нам Антона Павловича, его родных, его окружение с 1892 по 1899 год.


Благодаря аккуратности отца - Павла Егоровича, который вел дневник, и многочисленным семейным письмам, автор книги-альбома день за днем и чуть пи не час за часом скрупулезно восстанавливает усадебную жизнь Чеховых. С приездами гостей, отлучками Чехова по издательским и профессиональным врачебным делам, хозяйственными работами, домашними праздниками. Чтение настолько увлекательное, что начинаешь ощущать себя членом этой большой, необыкновенно талантливой семьи, вершина которой - "лучший из людей", как охарактеризовал Антона Павловича Константин Сергеевич Станиславский, присовокупив: лучшие мои годы проходили в "Чеховский период". "Чеховский" написано с заглавной буквы. Но, конечно же, не одним Мелиховым ограничивается автор книги-альбома. Брат Александр живет в Петербурге, и перипетии его нелегкой семейной жизни становятся предметом внимания и забот Антона Павловича. Младший сын Александра Мишутка - это будущий великий актер Михаил Чехов... Так все расширяется и расширяется круг чисто мелиховских событий. Пересказывать содержание "Лучшего из людей" - дело безнадежное. Книгу надо прочитать от первой до последней строчки. И она поможет каждому еще лучше узнать и еще глубже полюбить великое достояние русской культуры, имя которому - Чехов.