Фестиваль российского кино "Окно в Европу" в городе Выборге заслужил негласное звание "самого интеллигентного" киносмотра. 13 августа он откроет свои двери в двенадцатый раз. Как удалось киносмотру выстоять в пору российского кинобезвременья, сохранить свою индивидуальность? Об этом нам рассказал генеральный продюсер фестиваля "Окно в Европу" Геворг НЕРСИСЯН.
Как все мальчишки, маленький Геворг сбегал с уроков в кинотеатры Еревана, чтобы посмотреть хорошее кино. Сначала это были западные приключенческие киноленты, затем с возрастом пришло понимание. Смотрел всех киноклассиков: Феллини, Антониони, Висконти. Из наших особенно полюбились фильмы Романа Балаяна "Полеты во сне и наяву" и "Храни меня, мой талисман". "Вот это было для меня искусством, -говорит генеральный продюсер фестиваля российского кино в Выборге "Окно в Европу" Геворг Аветикович Нерсисян. - А российские коммерческие кинофильмы я не смотрю. Но я пытаюсь заниматься кинобизнесом, и если бы я попытался сделать кино только для себя, это было бы неправильно".
В кино его привел отец, который был главным редактором "Армкинопроката". "Можно сказать, он передал мне все свои профессиональные секреты", - с улыбкой говорит один из самых влиятельных кинопрокатчиков России.
В 22 года Геворг уже работал в ереванском Бюро пропаганды киноискусства. Потом молодой экономист переехал в Москву, основал продюсерскую кинокомпанию "Парадиз". "После того как отменили советскую власть, - считает Нерсисян, - мы все стали строить заново, а не развивать уже достигнутое. Это было очень большой ошибкой, и для кинопроката в том числе. Но, думаю, этот период уже пройден". А рынок наш перспективнее американского, уверен продюсер: "Лет через десять вы это поймете. У нас больше потенциала. Для народа кино до сих пор является самым дешевым развлечением. Слава Богу, средний уровень жизни у нас поднимается, и поэтому кино будет востребовано всегда, тем более у нас. Есть некая традиция, на которой мы воспитаны, некая ментальность".
Чтобы поддержать традицию, Геворг Нерсисян строит и строит современные кинотеатры по всему СНГ. В Москве у него уже есть "Ролан", "Пять звезд" и "Пять звезд-Бирюлево" (бывший "Керчь"). На подходе еще один, но Геворг скромно не называет даже место будущего семизального кинотеатра. И еще один - в Калуге, трехзальник. И в армянских городах Ереване, Гюмри, Кировакане - везде уже построены или будут построены современные храмы киноискусства. В кинокомплекс превратился и бывший выборгский Дворец культуры имени 50-летия Октября.
Этот кинотеатр - рабочая площадка фестиваля российского кино "Окно в Европу". Задумывался этот киносмотр именитыми отцами-основателями Саввой Кулишом, Микаэлом Таривердиевым, Марленом Хуциевым как кинорынок. А получилось культурное событие, давшее северному городу новую жизнь. "Многие говорят, что это интеллигентный фестиваль, - нежно рассказывает Нерсисян о своем 12-летнем детище, - фестиваль, который прекрасно оценивает кино, фестиваль, который занимается и мейнстримом, и артхаузом. Но, главное, это единственный смотр российского кино". Удивительно, как же выжил такой фестиваль в пору кинобезвременья, в 90-х, когда в России практически перестали снимать фильмы, зато волна западных третьесортных боевиков заполонила еще не успевшие развалиться кинотеатры. "В 94-97-х годах, когда фактически не было отечественного кинопроката, - вспоминает продюсер киносмотра, - фестиваль работал как кинопоказ. Тогда мы много ездили по разным городам. Для многих российских жителей "Окно в Европу" было единственным местом, где можно было посмотреть российское же кино. Времена изменились. Теперь наши фильмы собирают уже по 13 миллионов долларов. Но фестиваль свое место не теряет. Лишь прочнее стоит на ногах". "Но почему же все-таки только российское кино?" - допытываюсь я. "Мы живем в России, - скромно отвечает Геворг Нерсисян. - И у нас нет конкурентов. Мы конкурируем ни с кем-то, а только сами с собой, стараемся каждый год привносить в фестиваль что-то новое. Если так продолжится и дальше, то у фестиваля хорошее будущее".
Третий год подряд на самом "интеллигентном" кинофестивале будут вручать премию в номинации "Реванш". "Мы вдруг обратили внимание, - говорит Геворг Нерсисян, - на то, что на разных фестивалях какие-то фильмы незаслуженно, по нашему мнению, не получают свое. И мы решили: дадим этим фильмам еще один шанс на нашем фестивале". Еще одна особенность выборгского киносмотра, правда, уже "позаимствованная" другими фестивалями, - презентация незавершенных кинопроектов. "Это интересная возможность встретиться с кем-то, - поясняет продюсер. - Были интересные, хотя и трагические моменты. Режиссер Борис Бланк представил кинематографистам свой незаконченный фильм "Щука по-московски", который не суждено завершить из-за гибели Анатолия Ромашина. И этот незавершенный фильм был художественным событием. Незавершенные проекты получают на фестивале ценный опыт - возможность общаться с прессой, телевидением, появляется эффект узнавания, некий толчок для начала экранной и прокатной жизни".
По признанию генерального продюсера (а его слова подтвердил и президент фестиваля Армен Медведев, вскоре присоединившийся к разговору), "Окно в Европу" - самый малозатратный фестиваль. В Выборг специально не приглашаются VIР-персоны. "У нас есть неделя фестиваля - это работа, общение с фильмами, - здесь голос Нерсисяна становится более жестким. - 14 конкурсных фильмов выпадают на пять рабочих дней фестиваля. Праздным звездам некогда отдыхать и прогуливать собачек. Спонсоры, конечно, есть, но они дают не деньги, а дорожные вагоны, места в гостиницах, авиабилеты и залы. Для многих жителей Выборга "Окно в Европу" - самое значительное событие года. Многие специально подгадывают свои отпуска к середине августа - к началу кинофестиваля, чтобы не пропустиить ни одного показа. "Большой город поднять на праздник невозможно, - объясняет Нерсисян. - Если бы фестиваль был в Москве или в Питере, то 99% горожан просто не узнали бы об этом. А для уютного маленького города с красивой историей - это целый шанс. Он его использует и благодаря этому поднимается. Фестиваль - это и работа, и праздник: работа для кинематографистов и праздник для горожан. Если хотите в этом убедиться, приезжайте к нам в гости".
***
Выборгский фестиваль включает в свои программы только отечественное кино. В отдельных конкурсах представлены все виды кинематографа: игровые, документальные и анимационные фильмы.
В этом году в конкурсе игрового кино будут представлены:
1. "Hello, Дохлый", реж. Алексей Гордеев
2. "Арье", реж. Роман Качанов
3. "Весьегонская волчица", реж. Николай Соловцов
4. "Вечерний звон", реж.Владимир Хотиненко при участии Владимира Морозова и Александра Светлова
5. "Время жатвы", реж. Марина Разбежкина
6. "Десять заповедей", реж. Георгий Габелия
7. "О любви в любую погоду", реж. Алла Сурикова
8. "Папа", реж. Владимир Машков
9. "Рагин", реж. Кирилл Серебренников
10. "Русское", реж. Александр Велединский
11. "Срочный фрахт", реж. Арменак Назикян
12. "Чердачная история", реж. Галина Евтушенко
13. "Четыре таксиста и собака", реж. Федор Попов
В рубрику "Реванш" приглашен фильм "Ночь светла", реж. Роман Балаян.
Конкурс неигрового кино:
1. "Genius Loci", реж. Сергей Ландо
2. "Бабья пастораль", реж. Владимир Якушев
3. "Берлинское зеркало", реж. Юлий Лурье
4. "Братья", реж. Дмитрий Кабаков
5. "Великое примирение", реж. Лев Чернявский
6. "Гиперболоид инженера Шухова", реж. Юрий Малюгин
7. "Гулять по воде", реж. Ирина Васильева
8. "Диалоги в электричке", реж. Сергей Литовец
9. "Доброе утро, Вьетнам", реж. Аркадий Коган
10. "Жди", реж. Сергей Босенко
11. "Завещание", реж. Евгений Григорьев
12. "Корни неба", реж. Ильгар Сафат
13. "Костя Цзю. Быть первым!", реж. Аркадий Коган, Наталья Гугуева
14. "Маленькая победоносная война", реж. Иван Твердовский, Евгений Кокусев
15. "Наездницы", реж. Алена Рудницкая
16. "Ной", реж. Жанна Романова
17. "Ночь в 641 день", реж. Дмитрий Лавриненко
18. "О любви", реж. Тофик Шахвердиев
19. "Падение Икара", реж. Юрий Шиллер
20. "Пол Маккартни. 73 часа в России", реж. Максим Каптановский, Дмитрий Завильгельский, Алексей Шипулин
21. "Поп и приход", реж. Сергей Карандышов, Владимир Чутко
22. "Последние из могикан", реж. Григорий Никулин
23. "Правило Веры", реж. Петр Степин
24. "Свадьба тишины", реж. Павел Медведев
25. "Страсти по Марине", реж. Андрей Осипов
26. "Трансформатор", реж. Павел Костомаров, Антуан Каттин
27. "Царапина по небу", реж. Евгений Потиевский
28. "Чижик", реж. Вартан Акопян
29. "Электричка", реж. Майрам Юсупова
30. "Этнография сновидений", реж. Дмитрий Завильгельский
31. "Я к вам травою прорасту...", реж. Алексей Колесников
Конкурс анимационного кино:
1. "2+1", реж. Елена Чернова
2. "Василий Теркин", реж. Роберт Лабидас
3. "Ветер вдоль берега", реж. Иван Максимов
4. "Выстрел", реж. Марина Новогрудская
5. "Гармонист", реж. Светлана Быченко
6. "Гостинец от крестной", реж. Екатерина Михайлова
7. "Грибок", реж. Сергей Косицын
8. "Иван-Хуан", реж. Степан Бирюков, Константин Арефьев
9. "К югу от севера", реж. Андрей Соколов
10. "Как тигренок искал полоски", реж. Олег Кузнецов, Ирина Ракитина
11. "Ключи от времени", реж. Сергей Серегин
12. "Маленькая ночная симфония", реж. Дмитрий Геллер
13. "Музыкальный магазинчик", реж. Софья Кравцова
14. "Приют", реж. Андрей Денисенко
15. "Про раков", реж. Валентин Ольшванг
16. "Простая история", реж. Агамурад Аманов
17. "Рыцарский роман", реж. Эльвира Авакян
18. "Смешарики", реж. Денис Чернов
19. "Трофейные фильмы", реж. Ольга и Александр Флоренские
20. "Фельдмаршал Пулькин. По комарам!", реж. Алексей Караев
21. "Шаг в сторону", реж. Сергей Айнутдинов
Все игровые фильмы "Окна в Европу" включаются в конкурс, который называется "Выборгский счет" и который давно уже стал отличительной и очень важной особенностью фестиваля. В жюри "Выборгского счета" входят абсолютно все участники, гости и зрители, которые заполняют анкеты после каждого фестивального просмотра. По итогам этого общего анкетирования на закрытии фестиваля вручается приз.
В программу "Выборгского счета", помимо фильмов официального конкурса фестиваля, вошли также картины, снятые за последний год и отмеченные наградами отечественных и международных фестивалей:
1. "Водитель для Веры", реж. Павел Чухрай
2. "Возвращение", реж. Андрей Звягинцев
3. "Долгое прощание", реж. Сергей Урсуляк
4. "Игры мотыльков", реж. Андрей Прошкин
5. "Мой сводный брат Франкенштейн", реж. Валерий Тодоровский
6. "О любви", реж. Сергей Соловьев
7. "Последний поезд", реж. Алексей Герман-мл.
8. "Свои", реж. Дмитрий Месхиев
Еще одна традиция Выборгского фестиваля - презентация незавершенных проектов. В этом году участникам и гостям фестиваля будут представлены проекты:
1. Валерий Пендраковский. "Бегущая по волнам".
2. Федор Бондарчук. "Девятая рота".
3. Алексей Учитель. "Космос как предчувствие".
4. Презентация проектов "Ленфильма".
5. "Незнайка и Карабас". Анимация.