С чем у вас ассоциируется детство? С теплыми руками мамы, с бабушкиными сказками по вечерам или просто с особым запахом родного дома, который ни с чем не спутаешь... С каждым поколением наше общество находит все более современные технологии, облегчающие труд домохозяек, и это замечательно, но только задумайтесь, как много при этом мы теряем... Какая любимая игрушка ребенка нового тысячелетия? Компьютер. А кто главный в доме? Парадокс, но телевизор. Мы, за малым исключением, даже не помним, как звали наших прадедов, а в XIX веке это было позором. Но не стоит вешать нос!..
В столице среди нескончаемого потока автомобилей, среди безликих бетонных жилых коробок в одном московском скверике скрывается островок детства, где пахнет настоящим русским домом. Добраться до этого островка очень просто: достаточно доехать до улицы Трофимова и найти дом 15-а. Именно здесь в здании бывшего дома пионеров находится центр детского творчества "Южнопортовый". Здесь, помимо музыкальной и хореографической школы, есть этнографический музей русского деревенского быта, литературный музей сказок народов мира и даже своя казачья станица. Эти музеи долгие годы создавались для детей самими детьми.
А начиналось все в 1983 году в одной маленькой комнатушке дома пионеров, где два педагога Зинаида Скударь и Владимир Простов проводили занятия театральной студии "Импровизация". Чтобы студийцы знали о традициях и обычаях своих сценических героев больше, решено было организовать этнографическую экспедицию по Русскому Северу. Потом поездки стали традиционными, благодаря чему удалось собрать различные предметы народного быта, часть же вещей была воссоздана по образцам.
Таким вот способом за 20 лет небольшой класс на пятом этаже центра превратился в русскую избу с настоящей русской печью. Теперь здесь проводятся интереснейшие занятия со школьниками многих столичных и даже пригородных гимназий, лицеев и школ. Возможно, вы спросите, чем уж он так хорош, ведь в столице подобных музеев тьма. Да, это так, только не думаю, что в каждом по-настоящему пекут хлеб, прядут на веретене, настоящей кочергой ставят чугунок в печь...
Вот что рассказала лауреат конкурса "Учитель года-2000" преподаватель музея Алла Садакова:
- Все, что есть в нашей избе, будет использовано по назначению на занятиях. Одно дело рассказать о быте прошлых веков и совсем другое - дать возможность ребенку самостоятельно узнать, какой, к примеру, сильной должна была быть женщина, чтобы приготовить обед на всю большую, совсем не как теперь, семью. Понять, насколько заботливо муж относился к своей любимой, мастеря люльку для новорожденного и всю необходимую в хозяйстве утварь.
Кстати, здесь большинство обсуждаемых тем так или иначе сводятся к отношениям между мужчиной и женщиной - сама организация быта того времени наглядно демонстрирует, как наши предки бережно относились к женщинам, уважали в них мать, сестру, подругу. Здесь на уроках между рассказами о быте, традициях, укладе жизни наших прадедов, об истории русского костюма педагоги в игровой форме пытаются "изнутри" показать, какими были отношения в семье, взаимоотношения детей с родителями. Например, в светелке (девичьей горнице) девочкам рассказывают о том, как их сверстницы много столетий назад готовились к замужеству -шили приданое, ухаживали за собой...
А по соседству с деревянной избой расположилась страна сказок. Макеты сказочных дворцов смастерили сами ребята вместе со своими преподавателями. Как оказалось, поводом для создания литературного музея сказок народов мира стало ...полное незнание современными детьми старых добрых сказок. На вопрос о том, кто, к примеру, написал "Кота в сапогах" или "Диких лебедей", ответ многих школьников поражает: Пушкин! Александр Сергеевич, конечно, великий, и потому тем более не нуждается в чужой славе... В общем, решено было устроить сказочный "ликбез".
Теперь о праздниках, которые здесь традиционно отмечают с размахом, - запись ведется аж на несколько лет вперед. На Масленицу, Святки и, конечно же, праздник праздников Пасху устраиваются игры, трапезы. При этом ребята вновь узнают в самой интересной и живой форме о традициях русского народа. Кстати, украшают трапезную к каждому празднику по-своему. В этом году особо отличились старшеклассницы лицея N 335, занимающиеся батиком (росписью ткани). А прекрасную "сказочную" дверь в избу подарили выпускники реставрационного училища - это была их дипломная работа.
Впрочем, не забывают в центре и о воспитании настоящих мужчин. И разве не пример молодому поколению казаки? Вот поэтому теперь целый этаж центра детского творчества превратился в казачью станицу. Здесь открылся музей казачьего быта. Торжественное его открытие прошло в рамках фестиваля "Шолоховская весна - 2004", который проходил в мае в Юго-Восточном округе. Экспонаты музея рассказывают о жизни казаков, о том, как они воспитывали своих сыновей и дочерей.
Казацкий поселок, который попытались воссоздать преподаватели центра, состоит из нескольких помещений. Одна комната - хата казака. Здесь рассказывается о воспитании маленьких детей. Во второй можно узнать, как воспитывались казачки. Третья комната - курень, где жили воины Запорожской сечи... Нет, правда, пока среди музейных экспонатов ни казачьих шашек, ни папах. Однако побывавшие на открытии самые настоящие атаманы обещали ребятам подарить столь важные для казака предметы.
Сейчас планируется создать на базе музея образовательную программу. Дети будут изучать историю, фольклор казачества. Кроме того, откроется специализированная библиотека, посвященная казачеству. Пока же здесь занимается творческое объединение "Лукоморье" - школа традиционной народной керамики, музей детского творчества "Дымковское чудо", школа традиционной народной культуры "Терем", участники которого ходят в фольклорные экспедиции. А еще - фольклорный ансамбль "Оберег" под руководством Ираиды Осиповой, с которого, кстати, и началось создание казацкой вольницы на Юго-Востоке первопрестольной...