Главная >> 5 >> 18

"Тарас Бульба": второе дыхание

Дубно стало полигоном для экспериментирующих музыкантов


ЗРИТЕЛИ БЫЛИ ОЧЕНЬ ДОВОЛЬНЫ ФЕСТОМ


Июльскую знойную и сонную тишину Дубно с сорока тысячами населения на днях нагло нарушил "Тарас Бульба" - всеукраинский рок-фест, у которого есть собственная, довольно непростая история, собственная, годами наработанная мифология. Стартовав вместе с нашей независимостью в 1991-м, "Тарас Бульба" успешно наращивал авторитет, поклонников и неповторимый оригинальный имидж, а исчез из фестивальной карты страны в 1995 году. Исчез по банальным причинам: смена власти, нехватка средств, отход от дела отцов-учредителей. И вот усилиями новой команды энтузиастов в 2002-м "Бульба" стартовал во второй раз в том же режиме - под открытым небом. На этот раз, правда, не на фоне живописного замка, а непосредственно на площади Независимости - тезке столичной площади. Второе дыхание феста сопровождалось "рихтовкой" языком музыкального формата, который можно определить как "все цвета альтернативы" - конечно же рока и фолковой альтернативы. В этом смысле новый "Тарас Бульба" является антиподом "Таврийских игр", которые лишь "прокатывают" ежегодно одних и тех же звезд, что уже и так "завязли" в зубах. "Тарас Бульба" избрал четкий вектор в виде открытого и свободного полигона экспериментирующих музыкантов. Это - серьезный конкурс с участием опытного жюри, которое не куплено, не заангажировано. Главный принцип отбора - профессионализм, музыкальная невторичность, свежесть и оригинальность идеи.


ЧТО ДАЕТ ПОБЕДА?


Фактически этот фест является единственным в стране реальным конкурсом для молодых групп, победители которого получают значительный импульс для развития, а это - возможность записи на профессиональной студии "Априс" (Винница) двух-трех песен. Владелец Гран- при получает право записать целый альбом. Кроме того лауреаты получают чеки на право приобретения товара в сети музыкальных магазинов "АО Трейд- Украина", а суммы, фигурирующие в этих чеках, совсем не маленькие. Поэтому, есть смысл побороться за победу. Предварительно отобранных по демонстрационным записям групп оказалось около сорока - а это половина всех, кто послал свои треки в адрес "Бульбы". Стоит лишь представить себе титанический труд, который добровольно взвалил на себя Александр Пахолюк, прослушивая все это "добро". Впрочем, в Дубно в первый день фестиваля вышли команды, которые так или иначе заслуживают внимания. То есть - отсутствовали полные "самоделки", или эдакие неисправимые эпигоны, которых не жаль снимать с гонки. Поэтому из хороших команд жюри отобрало самых лучших. На второй день на сцену вышли полтора десятка групп. И это уже было настоящее профессиональное и яркое рок-шоу. Публике и организаторам пришлось только жалеть, что такой свежий и интересный материал не видит вся страна в режиме прямой трансляции на одном из национальных каналов. Вместо этого ей (стране) подсовывают очередную порцию какой-нибудь российской попсы...


ТРИ ПАРАДОКСА ФЕСТА


Существует, по крайней мере, три парадокса, связанные с фестивалем в Дубно. Первый: перпендикулярность музыкальной эстетики "Бульбы" относительно реальных вкусов населения маленького городка. Логичнее было бы представить поп- конкурс с гостями а-ля Виктор Павлик или Ирина Билык. Вместо этого "семейного отдыха" под легкую "эстрадку" под сценой толпилась неформальная молодежь из Львова, Тернополя, Ивано-Франковска. Во-вторых: отсутствие серьезных спонсоров в виде политических партий, кандидатов в президенты, бизнесовых структур никак не повлияла на качество самого шоу и конкурса. Хватило поддержки молодого мэра и местных структур. В-третьих: отсутствие традиционных для любых импрез хедлайнеров ради привлечения внимания масс-медиа и публики. Интересно, что лидеры зрительских симпатий (те же хедлайнеры) быстро нашлись среди участников и соискателей.


ЛИДЕРЫ


Скажем, киевское трио "Трутни" (вторая премия импрезы прошлого года) были явными фаворитами публики. Представьте себе драйв "AC/DC" и тексты "Братьев Гадюкиных" в одном флаконе. На этот раз "Трутни" получили первую премию, хотя и были "в шаге" до Гран-при. Главную награду жюри решило отдать "Оркестру Янки Козир". Вполне заслуженный трофей киевская группа получила не только за исполнительский уровень, а главное - за вокальную манеру Янки Козир, которая удивительным образом сочетает панковскую эстетику Нины Хаген и аутентику в духе Кати Chilly. Об "Оркестре Янки Козир" в кулуарах феста все три дня говорили как об явлении - новом, неожиданном, в высшем смысле - творческом явлении. Следовательно, определились два "звездных" полюса "Бульбы" - народные любимцы "Трутни" и концептуально-элитарный "Оркестр Янки Козир". Третье открытие фестиваля - группа "Дивні діти" из Белозерска Донецкой области. Здесь стержнем также является фронт-вумен - прекрасная певица Елена Квитченко, которая с залом делает все, что ей заблагорассудится. Она все делает награни фола, но в лучшем рок-н- рольном понимании этого слова. В связи с этим: в памяти почему- то всплывает образ великой рок- певицы Дженис Джоплин... "Дивні діти" свою вторую премию разделили с "Кодоном" - группой из Виноградова, которая очень профессионально играет модный сейчас хард-кор, притом без какой-либо конъюнктуры органически вплетает в жесткие рифы веночки украинских народных мелодий. Львовская "Оратанія" (3-я премия) порадовала искренностью, песенностью, легкостью. Не меньше поразили их антиподы по музыкальной эстетике - экстремально-тяжелый коллектив "Глобалайз абструс". Кстати: единственные, кто пел в манере "гроулинг" (рычание). Эти ребята из Янтаря показали, что и такая разновидность металла развивается в стране. Дипломантами "Бульбы" стали "Пінс" из Гадяча (психоделический хип-хоп), "Тетіс" из Дрогобыча (рок-мейнстрим), "Тенета" из Кривого Рога (рок-индастриел) и "Царство Небесне" из Стаханова (мелодичный арт-рок с поющим барабанщиком). Кроме них в гала-концерте выступили специальные гости - гитарист-виртуоз Сергей Чантурия, его коллега Александр Яковлев и ровенская супергруппа "От Винта", которая устроила настоящий праздник единения молодежи в музыке.


Итак, трехдневный марафон в Дубно не прекращался ни на миг, поскольку местный музыкальный бар "Альт" принимал в свои "объятия" всех, кто отыграл на большой сцене. Похоже, что музыкально-экзотических впечатлений дубновчанам хватит на целый год - вплоть до следующей акции. Жаль, что того роскошного разнообразия впечатлений не получит наш рядовой зритель национальных ТВ-каналов, которые, наверное, и далее будут кормить его слишком невкусным "мылом"...