ВСЕГДА СЧИТАЛА этническую музыку особым явлением, предназначенным не для широкой публики, а для узкого круга интеллектуалов, отличающихся своеобразным мышлением и чересчур оригинальным подходом к жизни. Любя все нетривиальное и не относящееся к "масскульту", несколько раз пыталась посещать заведения, в которых играют этническую музыку, но каждый раз уходила с концерта, так и не дослушав. Закрытые площадки не могут в полной мере отразить дух этники, клубная атмосфера не позволяет ощутить эмоциальное богатство и национальный колорит народной музыки, которая во времена своего зарождения исполнялась на открытом воздухе. В этом я убедилась, посетив в прошлые выходные сад "Эрмитаж", где проходил третий международный фестиваль "Этна". Уже с первой песни стало ясно, что в этот день всем собравшимся предстоит услышать и увидеть нечто впечатляющее. Когда Зуля Камалова запела народную татарскую песню в сопровождении одной только гитары, все собравшиеся - а народу уже к началу фестиваля собралось немало - обратили глаза и уши к сцене. О Камаловой говорят, что "ее голос проникает в душу и сжимает сердце". Хоть она и поет на татарском, несложно понять, о чем ее песни. Зуля поет о любви - к людям, музыке и жизни. После лирической песни "Не забывай" Зуля позвала на сцену музыкантов своего ансамбля. Скучать не пришлось: Камалова, родившаяся в Удмуртии и живущая сейчас в Австралии, исполняет народную татарскую музыку, но в ее песнях находится место для элементов многих национальных культур: цыганской, бразильской, австралийской, болгарской, африканской.
Музыканты ансамбля Камаловой используют многие аутентичные инструменты. В "Эрмитаже" прозвучала такая экзотика, как татарская флейта курай, варган, индийский барабан табла, греческая бузука, калимба, туба и фагот. Зуля и ее ансамбль очаровали всех собравшихся неповторимым звучанием инструментов и искренним, эмоциональным исполнением татарского фольклора.
После выступления Зули Камаловой "Эрмитаж" на некоторое время погрузился в атмосферу бескрайних просторов Крайнего Севера - началось выступление петрозаводской группы "Ва-та-га". На фоне электроники в их песнях звучат народные инструменты, старинные мелодии завораживают неповторимым северным колоритом. Медитативность "Ва-та-ги" неожиданно сменяется импровизацией, а современность смешивается с далекой древностью. Опираясь на культуру и песенное творчество северных народов, эти музыканты добились удачного синтеза традиций и современных стилей. В некоторых композициях на фоне древних песнопений слышны даже отголоски джаза и классики.
Интересно, что лидер группы Александр Леонов самостоятельно занимается изготовлением традиционных инструментов России и Карелии - многие из них были представлены на фестивале. И уж совсем неожиданным было звучание железного листа, с помощью ударов по которому - как шаман по ритуальному бубну - Александр Леонов погрузил всех в состояние, близкое к нирване.
Тем неожиданнее и эффектнее стал выход следующего коллектива - это были братья Джунушовы из Киргизии. Их веселая и непривычная для русского слуха музыка основана на киргизском фольклоре. Набор инструментов не отличается большим разнообразием - они играют только на традиционных киргизских инструментах, но профессионализм и техника игры поражают. Три брата - Камчыбек, Рысбек и Нурлан - назвали свою команду "Сыновья Лура" в честь своего отца, который учил их игре на комузе. Этот струнный инструмент издревле используется в киргизском фольклоре, и, как говорят братья, раньше все киргизы умели играть на нем.
В числе многих инструментов братья Джунушовы используют киргизский варган - звук его ниже, чем, например, у татарского варгана, а в сочетании с комузом он звучит просто неподражаемо. Стоит отметить, что после выступления братьев многие зрители кинулись покупать киргизский варган - благо играть на нем не так уж сложно.
Братья Джунушовы устроили в "Эрмитаже" настоящее шоу - мало того что они очень колоритны внешне и выходят на сцену в национальных киргизских костюмах, их выступление включает элементы акробатики: во время синхронной импровизации на трех комузах они вдруг начинают играть на инструментах друг друга или, не прерываясь, перебрасывают комуз с левой руки на правую... Поразили слаженность игры киргизских музыкантов и душевность, с которой они исполняют народные песни, - сразу видно, насколько сильна их любовь к родине и привязанность к национальной традиции.
На фестиваль, рассчитанный на семь часов непрерывного выступления, с каждым часом стекалось все больше народа. Люди собрались разные. Наряду с москвичами, внешне ничем не выделяющимися из толпы, можно было встретить хиппи, представителей различных религий. Не обошли вниманием московский фестиваль гости столицы. А вот уж кого я не ожидала увидеть на "Этне", так это панков и металлистов. Многие из присутствующих надели этнические наряды. Вся эта колоритная публика к концу фестиваля до отказа заполнила не только сад "Эрмитаж", но и газоны вокруг него. Люди стояли в проходах, лежали на полянах, танцевали на площади и дорожках между клумбами, ели национальные блюда, запивая пивом и вином, в общем, радовались жизни, солнечной летней погоде и замечательной музыке.
К выступлению венгерских гостей "Этны" партер открытой площадки "Эрмитажа", кафе и поляны, с которых видна сцена, были заполнены зрителями. Хотя многие места вновь освободились - под венгерскую группу Parno Grast ноги сами пускаются в пляс. В основной состав этого цыганского ансамбля родом из глухой венгерской провинции входят восемь человек, а в выступлениях принимают участие еще восемнадцать.
Если посетить их небольшую деревушку, можно убедиться, что талантом наделены все ее жители от мала до велика. Взять, например, танцевальную группу ансамбля, в которой участвуют и десятилетние дети, и пожилые цыгане. Музыка постоянно присутствует в жизни участников Parno Grast, наверное, поэтому их творчество заражает всех безудержным весельем. Зная любовь русских к зажигательным цыганским песням, несложно догадаться, с каким восторгом встретили венгерский коллектив.
НЕМНОГО отдохнуть от танцев позволили африканские музыканты - дуэт "Цикады Юга", состоящий из марокканца Эсаида Салмана и выходца из Буркина-Фасо Адама Сиссоко. Они не зря называют себя "кочевниками духа": используя в своем творчестве традиции африканских стран и играя на разнообразных ударных и струнных инструментах Африки, они сплавляют их звучание с европейской и средиземноморской музыкой, создавая новые художественные формы. К тому же во время выступлений они изобретают новые языки, импровизируя как со звуком, так и с собственным голосом. Еще один оригинальный и доступный всем язык они изобрели в "Эрмитаже" - именно на нем напевали Адама и Эсаид под аккомпанемент африканской гитары гони, лютни гуэмбри и барабанов дум-дум, джембе и хаюй. Нашлись желающие потанцевать под такую музыку - они напоминали древнее африканское племя во время ритуальных плясок у костра.
Пока следующий коллектив настраивал инструменты, перед собравшимися выступили капоэйристы. Древнее афробразильское искусство капоэйра, объединяющее танец и единоборство, пришло в
Россию сравнительно недавно - в 1994 году. Но в Российской Федерации капоэйры уже есть настоящие профессионалы, которые порадовали зрителей зрелищным игровым шоу в сопровождении народных бразильских инструментов.
Танцевальный марафон продолжился с выходом кумира Болгарии - Иво Папазова и его Свадебного оркестра. Вместе с Эмиром Кустурицей, Папазов начал популяризировать балканскую культуру в далеком 1974 году и сейчас стал легендой Болгарии. На родине его уважительно называют Ага, что значит Мастер. Он создал новое музыкальное направление, объединяющее балканский фольклор и современную музыку.
Иво не случайно назвал свой оркестр Свадебным - именно такая музыка издавна звучит на свадебных торжествах в Болгарии. Каждый болгарин мечтает пригласить Иво на свою свадьбу. Наверное, после московского фестиваля пригласить Папазова и его оркестр захотят и многие наши сограждане. С первыми звуками Свадебного оркестра в "Эрмитаже" начались настоящие гулянья - мало кто смог усидеть на месте, а к концу выступления перед сценой организовали хоровод с цветами и болгарским флагом.
Папазов стал достойным завершением вечера, зарядив всех весельем и радостью. Настоящая эйфория началась в "Эрмитаже", когда во время последней песни Иво начался праздничный салют. Фейерверком в буквальном и переносном смысле закончился этнический праздник в "Эрмитаже".
Организаторы не зря назвали фестиваль "Этна". Сила воздействия прошедшего мероприятия сродни извержению вулкана. Подобный фестиваль с таким же успехом прошел на берегу подмосковной реки Яхрома в прошлые выходные. А следующее мероприятие - фестиваль этнической музыки Ethnolife - состоится в эти выходные под Питером. На фоне современной музыкальной культуры, в которой, безусловно, много талантливых музыкантов, этническая музыка обретает вторую жизнь благодаря потрясающей энергетике, чувственности и неповторимому национальному колориту. Пожалуй, только в этнике нет подражателей и плагиаторов, и каждый коллектив индивидуален. Но в то же время все музыканты, исполняющие такую музыку, движутся в едином русле мировой этнической традиции.
Этно становится все более популярным в мировом музыкальном пространстве и с каждым днем завоевывает все новых почитателей как стиль, объединяющий с помощью светлой и радостной музыки множество различных культур - и на сцене, и среди поклонников.
На прошедшем в столице международном фестивале "Этна" одни нашли новых друзей, другие заново открыли для себя мир народной музыки, третьи изменили отношение к жизни. Подобные праздники позволяют увидеть мир в более ярких красках, почувствовать единство всех людей, населяющих планету.