Главная >> 5 >> 18

Поэты северного лета

Наши победили! Так двумя словами, коротко и ясно можно подвести итоги фестиваля авторской песни "Астана-2004".


Парадокс, однако! Люди едут в Астану в самый разгар летних отпусков. Когда турфирмы зазывают на горячие пляжи, горнолыжные курорты, предлагают апельсиновый рай, Сочи, Турцию... И что выбирает народ в итоге? Правильно, северное лето! Фестивальное братство, сложившееся за три дня, в прямом смысле легко узнать в лицо. Каждый, кто провел эти выходные на столичном "фесте", приобрел алый, ни с чем не сравнимый оттенок щек, обгоревший нос и обесцветившиеся под палящим солнцем волосы.


Что можно найти в такую погоду в голой степи, спросит ленивый обыватель. Выгоревшую в степных пожарах траву, пыльные карьеры, высохшие русла рек? Правильно. Но решено было свыше, что поляна бардовского фестиваля в этом году уцелела. Не тронул ее ни огонь, ни вода. Разве что медные трубы... И птица-слава.


Фестиваль авторской песни в столице проводился уже в шестой раз. Трудно даже представить, чего не хватает теперь "Астане". После визита в столицу Александра Городницкого "бардфест" стал признанным центром бардовского движения не только в Казахстане, но и во всей Средней Азии. Флаги гостей фестиваля, традиционно выставленные возле сцены, в этом году заняли больше места, чем обычно.


А вот все прочее осталось прежним. Правило древнегреческих трагедий здесь соблюдается неизменно: единство времени, места и действия. Те же лица, тот же 42-й разъезд карагандинской трассы, третье воскресенье июля... Даже дядя Вова, черный флаг на палатке которого неизменно развевается каждый фестиваль прямо возле сцены, почти не изменился за эти годы. Повзрослел только сам фестиваль. И в уровне конкурсантов, и в качестве организации.


- Просто невероятно, сколько здесь бывает замечательных людей! - восхищенно говорит Наталья, глядя с холма на раскинувшийся лагерь. - Мы из Костаная ехали целым вагоном бардов. Всю дорогу песни пели, и здесь будем петь!


Каждый раз, подводя итоги фестиваля, организаторы сетуют на то, что на поляне бывает много "левых". Причем настолько, что к нему можно смело применить термин "грушинский синдром".


Чтобы завлечь публику, давно уже не применяется административный ресурс. Даже напротив: не рекомендуется присылать на фестиваль в обязательном порядке работников образования и подневольных чиновников. Даже школьные турклубы в этом году не звали - они приехали сами. И все равно первая ночь на фестивале прошла не под тихий перебор струн, а под кацапские ритмы Верки Сердючки. Душевному общению любителей бардовской песни мешали не только разборки, но и... самовольные съезды машин с бугра прямо на палатки. А завершилось все феерической картиной: на фоне звездного неба (какого в самой Астане давно уже не увидишь) на крыше разбитого вдребезги "Пассата" лихо отплясывала молодежь...


Первый день фестиваля закончился часов в шесть утра. К этому времени наконец угомонилась молодежь, стали просыпаться непосредственные участники фестиваля. Конкурсантов на этот раз собралось 83 человека. Пока в армейских палатках проходили отборочные туры участников, на фестивальной поляне царил праздник жизни. Зрители играли в футбол и купались.


Настоящий праздник песни начался ближе к вечеру, когда на сцену стали выходить маститые барды, заставляя людей плакать, смеяться, думать о смысле жизни и прочих вещах, для которых в обычной суете не остается времени. Вдумчивость и искренность всегда считались одним из главных признаков бардовской песни. Недаром Эдуард Двухименный, когда на Грушинском фестивале его попросили спеть для второго тура что-нибудь попроще и повеселее, ответил:


- Понимаю, это нравится публике, но - не можем, выросли. Стыдно...


Может быть, именно поэтому организаторы в этом году сделали все ставки на Городницкого. Ведь на его песнях выросли все те, кто пел в эти дни на бардовской сцене в Астане. И фестиваль от этого нисколько не пострадал. Персона Александра Моисеевича для бардов - то же самое, что Шумахер для водителей, Марадона для футболистов или Гагарин для космонавтов. Приезд маститого барда - праздник, а похвала из его уст в адрес исполнителя - путевка в жизнь. Впрочем, это был не единственный подарок для победителей. И не последний сюрприз.


- Я надеюсь, что на фестивале-2004 мне удастся взять в руки гитару, потому что на предыдущих это практически невозможно было сделать. Первые три фестиваля даже присесть некогда было, ей-богу! - признался однажды директор фестиваля Максат Сарсенбеков.


Нынче его мечта осуществилась. Получилось не только посидеть у костра с именитыми гостями, но и подняться на сцену фестиваля в качестве исполнителя. Удалось это и всем членам жюри нынешнего фестиваля: Борису Бурде, Раисе Нурмухамедовой, Андрею Козловскому, Николаю Старченкову...


Получив мощный заряд душевного тепла от песен мэтров, жители палаточного города приступили к прослушиванию конкурсантов.


К сожалению, в номинации "Композитор" в этом году достойных претендентов не нашлось, зато хороших авторов было предостаточно. Что интересно, уже второй год подряд победителя в этой номинации члены жюри находят совершенно случайно. Юрий Анастасьян приехал из Бишкека в качестве зрителя, а уехал абсолютным чемпионом. Он даже не подавал заявки на участие в конкурсе, но вечером его талант был оценен у костра, где волею судьбы собрались маститые барды. Парню предложили поутру отправиться на прослушивание. Что Юрий и сделал. И победил!


В этой же номинации "Автор" дипломантом стал актер столичного драматического театра Артем Терехин. Оценивая выступления студента Казахской академии музыки, Александр Городницкий сказал просто и лаконично: "Артем - поэт". Такая похвала из уст классика дорогого стоит.


Еще один хороший подарок приготовил глава администрации президента Имангали Тасмагамбетов. Самому верному участнику фестиваля он подарил собственную гитару. Таким человеком оказался Андрей Козловский.


Главный трофей - фирменную семиструнную гитару, традиционный приз от газеты "Экспресс К", увезла в Тюмень Татьяна Овчинникова - победитель в номинации "Исполнитель". Ее вручил генеральный директор нашей газеты, постоянный участник фестиваля и член жюри Александр Губерт.


- На фестивальной поляне вы обязательно получите то, чего вам не хватало в течение года. В том или другом виде, - говорил Максат Сарсенбеков, приглашая гостей на фестиваль. И оказался совершенно прав.


"Астана" подобна бутылке из синего стекла, описанной Реем Брэдбери: заглянув в нее, каждый видит то, что хочет. Кому-то запомнились красивые женщины, кому-то - пьяные мужчины.Одни увозили домой трофеи и награды, другие - бесценный груз: новые красивые песни, которые бередят душу, заставляют по-другому взглянуть на жизнь, стать лучше и добрее к людям.


В любом случае наши победили! Потому что там, где главенствуют музы, все остальные молчат...