Главная >> 5 >> 18

Новая сцена - синоним удачи

Оперные и балетные критики об итогах сезона


В преддверии нового опернобалетного сезона самое время подвести итоги прошедшего. По традиции мы обратились к обозревателям центральных изданий и ведущим независимым оперным и балетным критикам с просьбой ответить на вопросы анкеты: 1. Спектакль сезона.


2. Разочарование сезона.


3. Тенденция сезона.


4. Дебют сезона.


5. Персона сезона.


Мария БАБАЛОВА ("Русский курьер"):


1. "Диалоги кармелиток" в "Геликсне"; "Летучий голландец" в Большом.


2. Оперная программа "ЗолотоМаски"; "Жизнь за царя" в Мариинском театре в постановке Дмитрия Чернякова.


3. Гастрольная активность суперзвезд с коммерческими концертами, не отражающаяся на реальном, очень среднем уровне оперной жизни; поиск ярких режиссерских имен при практическом игнорировании проблемы подбора соответствующих партиям солистов.


5. Владимир Спиваков, создавший оркестр.


Юлия БЕДЕРОВА ("Время новостей"):


1. "Летучий голландец" Конвичного: обманул многие ожидания, но, как предполагалось, оказался лучшим спектаклем не только сезона, но и пореформенного Большого.


2. "Макбет" Някрошюса: исполненный някрошюсовского символизма театральный текст, апеллирующий к Шекспиру, но мало говорящий с Верди.


3. Режиссерские поиски, увенчавшиеся расширением репертуара, а вовсе не расцветом режиссерского театра


5. Конвичный в облике Летучего голландца, внедрившегося в скромную местную оперную жизнь. Екатерина БЕЛЯЕВА:


1. Балет "In the middle" Уильяма Форсайта в Мариинском театре с участием Дарьи Павленко и Игоря Колба.


2. Возобновление "Симфонии до-мажор" Баланчина в Большом.


3. Уход от традиционной классики к босой лексике - в Москве и, наоборот усиление классических традиций и явная тенденция возвращения к советским редакциям в Петербурге.


4. Николай Цискаридзе в партии Феи Карабос в "Спящей красавице"


5. Мария Александрова по совокупности премьер, новых партий (Джульетта, Леа, Аспиччия), премий ("Золотая Маска" за "Светлый ручей"), успехов на парижских гастролях - ее переход в ранг прима-балерины Большого вполне заслужен.


Екатерина БИРЮКОВА


("известия"):


1. "Аида" в Новосибирске.


2. "Снегурочка" в Мариинке.


3. Драматические режиссеры пошли в оперу. Пока хорошего мало.


4. Теодор Курентзис. "Аида" - его первый большой спектакль.


5. Дмитрий Черняков. Сергей БИРЮКОВ ('Труп"):


1. Колеблюсь между "Диалогами кармелиток" в "Геликоне" и "Летучим голландцем" в Большом. Если выбирать что-то одно - пожалуй, все же "Диалоги": там мне упрекнуть просто не за что, потрясение и от музыки, и от постановки, и от исполнения сильнейшее. Как чисто эстетически, так и нравственно, а это в современном искусстве бывает нечасто.


2. Наверное, "Макбет" в Большом. То ли я отстал от жизни, то ли, вправду, дико скучно. Ой, вот еще разочарование почище - "Искатели жемчуга" Виктюка в Новой Опере. Работа со стороны режиссера откровенно непрофессиональная, притом снобистская. Правда, слово "разочарование" тут вряд ли подходит - мало кто уже и ждет от Романа Григорьевича чего-то путного. Скорее это просто-напросто провал.


3. Мне кажется, она в том, что никаких тенденций. В Большом жизнь вроде кипит, но по-прежнему бессистемно: приглашают случайных людей вроде Замбелло... Впрочем, среди них и такой зубр, как Конвичный, попадается иногда. Интересной провинции стало меньше по сравнению с прошлым годом - во всяком случае, судя по программе "Золотой Маски"-2004, где провинциальные музыкальные театры не очень ярко выступили. Впрочем, была "Жизнь с идиотом" новосибирцев, которая лично для меня во многом реабилитировала это сочинение, показавшееся в давней постановке Покровского просто малоталантливой политической агиткой.


5. Называть Бергмана стало трюизмом. Хотя именно бертмановский спектакль потряс максимально. Пожалуй, воспользуюсь случаем и воздам дань Петеру Конвичному за его "Летучего голландца" буквально взорвавшего атмосферу Большого театра и стряхнувшего уважаемой академической труппе пыль с ушей.


Вадим ГАЕВСКИЙ:


1. Вечер балетов Форсайта в Мариинском театре.


2. Вечер балетов Баланчина в Большом театре.


3. Движение вверх провинциальных театров - Новосибирск (фестиваль "Золотая Маска" в Москве) и Пермь (фестиваль Баланчина в Петербурге).


4. Анна Никулина в "Лебедином озере" в Большом.


5. Виолетт Верди в Большом. Ольга ГЕРДТ ("Известия"):


1. "Тела" Саши Вальц - лучшее из всего, что показали в сезоне. "Ромео и Джульетта" Доннеллана - Поклитару - ментальный сдвиг в Большом театре. Балеты Форсайта в Мариинском театре - технический прорыв.


2. Решение жюри "Золотой Маски" никак не отметившего в разделе "Современный танец" спектакль Багановой "Полеты во время чаепития". Что, впрочем, уже неудивительно. "Палата N 6" Поклитару, нейтрализовавшая успех его же "Ромео".


3. Не заметила. Разве что современный танец стареет и бронзовеет, а академический театр ("Ромео" в Большом, балеты Форсайта в Мариинке, приход Алексея Ратманского в Большой театр) дрейфует в сторону актуального искусства.


4. Анастасия Меськова в "Ромео" Не ожидала.


5. Как ни прискорбно, Анастасия Волочкова, заставившая все СМИ работать на себя.


Анна ГОРДЕЕВА ("Время новостей"):


1. Вечер одноактных балетов в Большом театре.


2. "День рождения Отелло" Поклитару в Русском камерном балете "Москва"


3. Ярко выраженной тенденции у сезона не было.


4. Николай Цискаридзе - Фея Карабос в "Спящей красавице"


5. Вернувшаяся на сцену Ульяна Лопаткина.


Тамара ГРУМ-ГРЖИМАЙЛО:


1. а) "Травиата" Верди - шедевр великого Франко Дзеффирелли, трижды сыгранный на сцене Большого театра. Совершенно современный, очень цельный, живой, изящный спектакль высшего музыкального качества;


б) "Летучий голландец" Вагнера, подготовленный Большим театром в удачном содружестве с баварской Штаатсопер, в оригинальной постановке Петера Конвичного.


2. а) "Искатели жемчуга" Визе - постановка Романа Виктюка в Новой Опере - образец чудовищного садизма новаторской режиссуры, стремящейся приспособить оперу к клиповому мышлению. Партитура расчленена и порублена на части с хладнокровием киллера.


б) "Мазепа" Чайковского в постановке Роберта Стуруа на сцене Большого театра, где режиссеру - как ни прискорбно - помешала музыка, а музыке, соответственно, помешал режиссер, увлекшийся шекспиризацией оперы Чайковского, но проигравший ее сверхзадачу.


3. Явно проступившая тенденция к обновлению репертуара оперных театров. Особенно этим отличается вот уже несколько сезонов подряд "Геликон-опера" где были поставлены впервые в России такие яркие сочинения разных стилей, как "Лулу" Берга, "Петр Великий" Гретри, "Средство Макропулоса" Яначека, а в нынешнем сезоне - "Диалоги кармелиток" Пуленка (не говоря об оригинальном оперно-джазовом ревю "Гершвин-гала" в стиле Бродвея 30 - 40-х годов).


4. Дебютом с большой буквы нужно назвать полноценные (хоть и учебные!) спектакли Центра оперного пения Галины Вишневской - "Царскую невесту" и "Фауста" По существу, это дебют нового оперного театра.


5. Дирижер Владимир Понькин, блестяще работавший как постановщик спектаклей "Геликона" и Центра оперного пения Папины Вишневской.


Елена ГУБАЙДУЛЛИНА: 1. "Ромео и Джульетта" Деклана Доннеллана и Раду Поклитару на Новой сцене Большого театра.


2. Стараюсь избегать откровенно слабых спектаклей, поэтому каких-то особых разочарований в последнее время не испытала.


3. В балете и опере слишком многое стало предсказуемым, исчезли неожиданности, практически от любой премьеры получаешь то, чего ждешь заранее.


4. Первый и очень удачный опыт маститого режиссера драмы Деклана Доннеллана в балетном театре.


5. Солист Большого театра Юрий Клевцов. То, что он хороший танцор, все знали давно. В балетах Поклитару "Ромео и Джульетта" и "Палата N 6" он раскрылся еще и как тонкий, многогранный актер.


Лейла ГУЧМАЗОВА:


1. Балеты Форсайта в Мариинском театре. Кажется, эта труппа сожмется в кулачок, вытянется в струнку и станцует все, что ни затеет руководство театра; вагановская выучка только в помощь. Пачки-конусы из "In the middle" предлагаю считать гербом сезона. Из гастрольных пальма первенства, несомненно, у "NoBody" Саши Вальц театра Шаубюнне, за что отдельное спасибо мэрии Берлина.


2. Балеты Джорджа Баланчина в Большом театре. Сработаны грубо и неопрятно: "Симфония до-мажор" сильно уступает себе прежней, миниатюры выглядят не сонетами, а упражнениями в орфографии.Другое: длятся тихие домашние радости в contempofary dance - нет ни новых имен, ни выдающихся спектаклей.


3. а) Дальнейшая баланчинизация страны;


б) актуальные Стравинский и Прокофьев;


в) гастрольные трафики мировых звезд чуть чаще пересекаются с российскими сценами.


4. Татьяна Баталова как автор танцев в оперной постановке Большого: святая святых впервые открыла двери еретику без балетного образования.


5. Уильям Форсайт, который "сделал это" в Мариинской труппе, и Алексей Ратманский в качестве балетного худрука Большого. Ему достался очень трудный санитарный подвиг Геракла, и, вычисляя среднеарифметическое между итогами нынешнего сезона и планами на будущий, легко заметить, что трудится он тщательно, взвешенно и с умом.


Наталья ЗИМЯНИНА ("Вечерняя Москва"):


1. "Летучий голландец" в постановке П.Конвичного в Большом театре.


2. а) Несуразная и даже убогая музыкальная часть "Золотой Маски";


б) "Огненный ангел" в постановке Ф.Замбелло в Большом театре.


3. а) Сильное давление (в том числе и личным обаянием) пиарщиков на журналистов;


б) прозвучало больше оперных названий; навскидку - "Огненный ангел" и "Летучий голландец" в Большом, "Диалоги кармелиток" в "Геликон-опере" "Укрощение строптивой" в Театре Покровского, "Луиза Миллер" Верди, "Соловей" Стравинского, "Сестра Беатриса" Гречанинова - в концерном исполнении Капеллы Полянского. В Учебном театре РАТИ впервые показали "Богатырей" Бородина.


4. а) Молодой дирижер Мариус Стравинский в очень трудных спектаклях "Геликон-оперы" "Леди Макбет Мценского уезда" и "Диалоги кармелиток";


б) Алексей Ратманский на посту художественного руководителя балета Большого театра.


5. Галина Вишневская, фактически поднявшая в Москве новый театр -Центр оперного пения с небезынтересными спектаклями.


Валерий КИЧИН ("Российская газета"):


1. "Диалога кармелиток" в "Геликоне" Очень ценны инициативы театра, открывающего нашему зрителю знаменитые, но практически неизвестные у нас оперы XX века, а также более древние раритеты. Замечательно, что даже эти древности и диковинки оказываются у Дмитрия Бертмана современными, способными привлечь публику - сегодня этот театр самый живой из всех московских "опера-хаузов"


2. жизнь за царя в Мариинском театре - ощущение, что ни режиссеру Чернякову, ни дирижеру Гергиеву Глинка неинтересен. Единственная режиссерская задача спектакля - поразить жаждущую оригинальностей тусовку. У дирижера же, похоже, задачи нет вообще - он одинаково яростно отмашет и Глинку, и Вагнера, и Верди, и Пуччини.


"Искатели жемчуга" в Новой Опере. Теперь уже Бизе малоинтересен режиссеру Роману Виктюку потому что в тот вечер он увлекся японскими танка и немного слонами. Спектакль вне концепций и музыки.


3. Продолжает прогрессировать "режиссерский" театр, но уже часто в ущерб музыке: приходят люди, которые явно не любят вещь, за которую взялись, и крайне мало смыслят в музыкальном театре.


4. Дебют Ратманского в Большом дает некоторую надежду на то, что монстр сдвинется с места.


5. Кири Те Канава, которая первая из звезд "взяла" зал Московского дома музыки без микрофонов и динамиков. Режиссер Борис Айрапетян, который в эпоху тотальной коммерции возрождает жанр кинооперы и снял фильм "Норма"


Сергей КОРОБКОВ:


1. "Ромео и Джульетта" С. Прокофьева в постановке Д.Доннеллана -Р.Поклитару, "Диалоги кармелиток" Ф.Пуленка в "Геликон-опере" в постановке Д.Бертмана, "Серенада" Дж.Баланчина в Пермском театре оперы и балета.


2. Разочарование - такой же грех, как уныние.


3. Поиск.


4. Пожалуй, Владимир Панков (как композитор, а не актер) во мхатовских "Мещанах"


5. Джордж Баланчин.


Екатерина КРЕТОВА ("Московский комсомолец"):


1. "Диалоги кармелиток" в "Геликонопере" Владимира Понькина и Дмитрия Бертмана.


2. Оперная программа фестиваля "Золотая Маска"


3. Появление в репертуаре музыкальных театров небанальных названий, авторов и постановщиков (Прокофьев, Вагнер в Большом, Гретри, Пуленк в "Геликоне" Виктюк в Новой Опере и т.д.).


4. Юные артисты мюзикла "Ромео и Джульетта" в Театре Московская оперетта.


5. Дмитрий Хворостовский.


Майя КРЫЛОВА ("Независимая газета"):


1. "Амелия" канадца Эдуарда Лока - спектакль, показанный на фестивале "Dancelnversion" и "Ромео и Джульетта" в Большом театре.


2. "Кто есть кто" Эйфмана, "День рождения Отелло" Поклитару в Русском камерном балете "Москва" "Сапфиры" (проект Ирмы Ниорадзе) и Вечер Баланчина в Большом.


3. Слишком много скандалов: вокруг спектакля "Благовещение" А.Прельжокажа, показанного в Москве на фестивале "Гран-па" и, конечно, Анастасия Волочкова. Широкая публика интересуется не столько самим балетом, сколько смакует скандалы вокруг него. Положительная тенденция - назначение Алексея Ратманского. Существует ожидание прорыва от нового художественного руководства.


4. Мария Александрова и Денис Савин - Джульетта и Ромео в балете Доннеллана - Поклитару Большого театра и Юрий Клевцов - Доктор, "Палата N 6"


5. Эдуард Лок, Хулио Бокка, Йохан Кобборг - гастрольные персоны. Игорь Моисеев отметил уникальный юбилей. Анастасия Волочкова - антиперсона.


Татьяна КУЗНЕЦОВА ("КоммерсантЪ"):


1. Гастрольный спектакль - "Амелия" канадца Эдуарда Лока (фестиваль "Dancelnversion"), местный - "Ромео и Джульетта" в Большом.


2. "День рождения Отелло" Раду Поклитару в Камерном балете "Москва"


3. Отрадная - эксклюзивные постановки в репертуаре Большого. Безотрадная - остальные балетные театры не первый сезон в коме (но тут тенденция уже превращается в традицию).


4. Юный Денис Савин - Ромео в балете Большого театра (постановка Доннеллан - Поклитару).


5. Бесподобно-беспрецедентная Анастасия Волочкова.


Виолетта МАЙНИЕЦЕ ("Большой журнал Большого театра"):


1. "Ромео и Джульетта" С.Прокофьева в Большом как самая новаторская постановка на академической сцене и Вечер балетов Уильяма Форсайта в Мариинском театре ("Steptext" " головокружительное упоение точностью" "Там, где висят золотые вишни"). Спектакли Дж.Баланчина в Пермском театре оперы и балета, показанные на фестивале "Век Баланчина 1904-2004" в Петербурге.


2. "День рождения Отелло" на музыку С.Прокофьева в Камерном балете "Москва" в постановке Р.Поклитару. Особенно огорчающая после удачных постановок в Большом ("Ромео и Джульетта" и "Палата N 6"). "Поточный метод" в творчестве к добру не приводит.


3. По-прежнему ставится и переиначивается (не к лучшему) классика. В Большом радуют поиски нового репертуара и эксперименты - лед тронулся! Огромное количество ярких актерских работ и дебютов в этом новом репертуаре. Мариинка, наоборот, по-прежнему обращается к надежным международным ценностям - Баланчин, Форсайт; пока что отказываясь от создания своего репертуара. Там прошли два интереснейших фестиваля - "Мариинский"-2004 и особенно "Век Баланчина 1904 -2004".


4. Много замечательных актерских дебютов и среди мастеров и молодежи, один выделить трудно. Но тем не менее Мария Александрова - Джульетта и Денис Савин - Ромео ("Ромео и Джульетта" Большой), Диана Вишнева ("Steptext") и Леонид Сарафанов - "Головокружительное упоение точностью" (Вечер балетов Уильяма Форсайта, Мариинский театр).


5. Балерина Большого Мария Александрова. Самая яркая московская балерина с большим творческим диапазоном, за этот сезон станцевавшая ряд неожиданных и противоположных партий, особенно в современном репертуаре.


Марина НЕСТЬЕВА ("Музыкальная академия"):


1. "Летучий голландец" в Большом.


2. Работа режиссера Р.Стуруа в "Мазепе" в том же театре.


3. Намечается возвращение в репертуар или пополнение его произведениями XX века, а также созданными сегодня. С другой стороны, сделана серьезная заявка на постановку барочной оперы - "Альцина" Генделя в Пермском театре. Так как уже довольно давно аналогичный интерес заметен в отечественной инструментальной музыке, есть надежда, что и в оперном жанре этот пласт наконец-то всерьез увлечет наших постановщиков и певцов.


4. Хотелось бы, чтобы таких мастеров вольного перевода, как Игорь Эбаноидзе и Псой Короленко, изобретательно и остроумно переиначивших либретто Э.Шиканедера для постановки "Волшебной флейты" Моцарта в Маленьком мировом театре, и в дальнейшем привлекали разные оперные труппы при создании литературных текстов.


5. Режиссер Петер Конвичный.


Елена ТРЕТЬЯКОВА ("Петербургский театральный журнал"): 1. "Жизнь за царя" Д.Чернякова в Мариинском театре. "Аида" Д.Чернякова в Новосибирске. "Макбет" Э.Някрошюса в Большом театре.


2.Отказ Мариинского театра участвовать в "Золотой Маске"


3. Расширение репертуарных рамок за счет обращения к музыке XX века (Шостакович, Прокофьев, Пуленк) и опере XVIII века (Сарти, Гендель).


4. Дебют в оперной режиссуре Э.Някрошюса.


5. Д.Черняков.


Валерия УРАЛЬСКАЯ


(журнал "Балет"): Характеристикой сезона могут служить не спектакли, а поток фестивалей. И хотя они не всегда фиеста (праздник), в них много познавательного, и это - своеобразный смотр и накопление информационного ресурса. В целом сезон ровно рабочий, не принесший ни особо ярких впечатлений, ни гнетущих разочарований. С надеждой на будущее. ..


Андрей ХРИПИМ ("Независимая газета"):


1. Чемпионов, на наш взгляд, сразу три: "Летучий голландец" Конвичного в Большом, "Диалоги кармелиток" Бертмана в "Геликоне" "Жизнь за царя" Чернякова в Мариинке. Неожиданно Бертман в амплуа гуманиста, Черняков - ирониста, Конвичный - антифеминиста.


2. Также достаточно. "Мазепа" в Большом театре: режиссерски, дирижерски и исполнительски. Непробиваемый прозаизм Франчески Замбелло в "Огненном ангеле" Небольшой, но все же ложкой дегтя в крепко сбитом "Голландце" были оркестр и лирически расслабленная трактовка Александра Ведерникова, лишавшая музыку Вагнера ее привычных байройтских черт. Официальный дебют Виктюка в оперном театре ("Искатели жемчуга" в Новой Опере) - механический перенос приемов из собственных драматических спектаклей не дал чаемых результатов, "декоративное искусство" "съело" всю оперу до самых сюжетных основ. Начав сезон с расширения привычного оперного пространства за счет символизма в "Царской невесте" Ивана Поповски, Центр Вишневской поставил для себя слишком высокую планку - уже в "Фаусте" мы вновь увидели привычную студенческую самодеятельность.Ни один театр, кроме Мариинского, не отметил достойно 200-летие Глинки.


3. Паломничество в оперу знаменитых драматических режиссеров и других "смежников" Продолжает расти интерес театров к музыке XX века. Большой театр в своем премьерном списке один к одному повторял репертуар Мариинки последних лет, не всегда удачно (как в случае с "Огненным ангелом"), но в плане стабильности сезон выдался здесь гораздо лучше предыдущих. Много новых певцов в Большом, не всегда соответствующих формату этой сцены.


4. Впервые в Москве пели Вальтрауд Майер, Патрисия Петибон, Бо Сковхус, самый раскрученный контратенор Дэвид Дэниэлс и Кири Те Канава. Их искусство "умного пения" контрастно выделялось на фоне нескончаемой демонстрации вокальной силы большинством наших даже весьма знаменитых певцов. Талантливый тенор Максим Пастер появился в Большом, но сплошь и рядом вынужден петь не свой репертуар -опер бельканто и Моцарта пока нет на главной сцене страны. Еще мне нравится, как начинает молодой дирижер Феликс Коробов, работающий сразу в двух театрах - имени Станиславского и в Новой Опере.


5. Валерий Борисов, давший новое лицо и новый, фантастический звук хору Большого театра. Талантливый директор Владимир Урин, не позволивший пропасть Музыкальному театру имени Станиславского, который, уйдя на реконструкцию основного здания, вынужден играть на самых разных площадках, разбросанных по всей Москве. Пусть сезон и был в художественном отношении неудачным, но театр выжил, и у него уже к началу минувшего сезона была в распоряжении новенькая и хорошо оснащенная репетиционная база позади старого здания. И конечно, по-прежнему по определению и умолчанию Валерий Гергиев.