Главная >> 5 >> 18

Евгений Дога: "В Королев вернусь с удовольствием!"

Когда я слышу или читаю о трагической, изломанной любви, в памяти сама собой возникает пронзительной красоты мелодия. Она кружит, рвет сердце, поднимает на неслыханную, светлую высоту... Это музыка из кинофильма Эмиля Лотяну "Мой ласковый и нежный зверь". Уверена, не у меня одной вызывает она такие чувства. Впервые я услышала эту мелодию еще в детстве (фильм вышел в 1978 году) и никак не предполагала тогда, что мне доведется беседовать с ее автором - известным композитором Евгением Догой.


Евгений Дмитриевич в Королев приехал навестить старого друга, а заодно встретиться с королевским поэтом Сергеем Беловым и певицей, композитором Ольгой Вдовиной. Сергей и Ольга попросили маэстро высказать свое мнение о написанном ими по просьбе учредителей гимне Московского международного форума "Одаренные дети". На встречу были приглашены и корреспонденты "Калининградки".


Евгений Дмитриевич прослушал запись созданного нашими земляками гимна и, в целом одобрив его, дал несколько советов. После чего настала моя очередь побеседовать с маэстро.


- Евгений Дмитриевич, откуда корни столь редкой фамилии - Дога?


- Думаю - от имени одного из легионеров, в свое время превративших в колонию Великого Рима земли нынешней северо-восточной Молдавии. Слово "doga" с латыни переводится как название разновидности дуба или украшения на одежде знати.


- Значит, вы родом из Молдовы?


- Да, родился в селе Мокра, что на левом берегу Днестра, 1 марта 1937 года, кстати - в начале большого народного обрядового праздника "мэрцишор". Рядом с нашим селом начинаются знаменитые кодры - вековые леса с огромными ветвистыми дубами, ясенями, кленами. Самые первые мои впечатления связаны с этим первозданным лесом.


Музыка с раннего детства захватывала Женю, и как-то само собой получилось, что после окончания сельской семилетки он поступил в музыкальное училище по классу виолончели, а закончив его, в 1955 году - в консерваторию, где параллельно с совершенствованием исполнительского мастерства стал сочинять музыку. Оркестровывал Хачатуряна, Шостаковича, молдавских композиторов. Так вышло, что на композиторском поприще Евгений дебютировал почти случайно: его сокурсница, в будущем знаменитая певица Мария Биешу, исполнила на молдавском радио его песню.


С тех пор Дога все больше работал как композитор. Трудный выбор между стезями исполнителя и композитора разрешился в пользу второй из-за нежданной беды - паралича левой руки. Решив стать профессиональным композитором, Евгений вновь поступил на первый курс консерватории, уже на "композиторский" факультет. Следующие 5 лет прошли в изучении теории музыки, сочинительстве. Дога прошел полный курс симфонического дирижирования. В 1963 году молодой композитор написал свой первый струнный квартет. Однако после окончания консерватории Евгений пережил творческий кризис: писать музыку "как учили" не хотелось, два года шел мучительный поиск себя. Вернули к музыке и во многом определили дальнейший творческий путь встречи с Эмилем Лотяну, Георге Водэ, Ионом Унгуряну.


- Благодаря работе в кино я, уже в новом качестве, вернулся к истокам народного мелоса, к основе музыки - мелодии. Хотелось, чтобы моя музыка могла собрать много слушателей, оставаясь в то же время серьезной, - вспоминает Евгений Дмитриевич.


Забегая вперед, скажем - достигнуть этой, почти утопической, цели композитору Доге удалось. За долгую плодотворную жизнь в искусстве он стал автором музыки более чем к 200 фильмам, в том числе - к таким популярным, как "Табор уходит в небо", "Анна Павлова", любимому детьми "Мария, Мирабела". Наряду с работой в кино композитор много писал для театра, телевидения, радио. Значительным событием в его жизни стало сочинение музыки для открытия и закрытия московской Олимпиады-80. За музыку к балету "Luciafarul" в 1984 году ему была присуждена Госпремия СССР. В числе произведений композитора - симфония, балеты, струнные квартеты, реквиемы, симфонические увертюры, хоры a капелла, пьесы для скрипки, виолончели, флейты, аккордеона, фортепиано, а также несколько сотен песен, среди которых - "Мне приснился шум дождя", "Все начинается с любви". Самые престижные концертные залы: Дворец съездов, ГЦКЗ "Россия", Колонный зал Дома союзов в Москве, зал "Октябрьский" в Санкт-Петербурге, дворец "Украина" в Киеве, кишиневский "National" и многие другие на концертах музыки Евгения Доги всегда переполнены. Евгений Дмитриевич удостоен многих отечественных и зарубежных титулов и наград: народный артист СССР, заслуженный деятель искусств Молдовы, обладатель Гран-при Международного фестиваля музыкальных фильмов в Брно и т.д.


- Евгений Дмитриевич, вы не производите впечатление человека, "почующего на лаврах". Продолжаете активно работать?


- Во-первых, у меня насыщенная концертная программа. Концерты, составленные из моих произведений, с успехом проходят в разных концах страны. Ближайшие из предстоящих - в Смольном соборе Санкт-Петербурга, в Новосибирске, Кишиневе, Иркутске. Кроме концертов с участием больших симфонических оркестров я зачастую даю и камерные концерты, под рояль (недавно такой состоялся в московском Политехническом музее).- А для кино пишете?


- Конечно, хотя фильмов у нас, по сравнению с советскими временами, выходит мало. Последние мои работы - музыка к фильму Станислава Говорухина "Благословите женщину", к русско-английской ленте "Остров любви", к фильму "Гейдар Алиев" для азербайджанского телевидения, к сериалу, снятому на Киевской киностудии и имеющему пока только рабочее название, и к последней очереди сериала "Патриаршие пруды".


- Я знаю, что вы неравнодушны к проблеме музыкального воспитания подрастающего поколения, являетесь автором нескольких десятков песен для детей, с успехом звучащих с эстрады, членом жюри международного форума "Одаренные дети". И даже организовали из 6-7-летних детишек своего дома в Крылатском ансамбль "Крылатские козявки".


- И не собираюсь от этой идеи отказываться. Дети должны иметь веру, встретиться в первые годы жизни с чем-то хорошим, светлым, и музыка имеет тут колоссальное значение. Только тогда у них есть шанс вырасти полноценными людьми.


- Евгений Дмитриевич, как вам понравился Королев?


- А я уже был у вас с концертом где-то в середине 90-х. Помнится, очень приглянулась здешняя публика: королевцы показали себя тонко чувствующими, интеллектуальными слушателями. С удовольствием вернусь в Королев с одним из новых концертов.