Главная >> 5 >> 18

Остров накануне

Если у нас когда-либо и будет свой собственный "российский Авиньон" (чего так алчут многие неравнодушные к сцене граждане по обе стороны рампы), то местонахождение его, с громадной долей вероятности, предопределено уже сейчас. Это Васильевский остров Санкт-Петербурга, где недавно (как принято писать в таких случаях - "вот уже в третий раз") прошел Международный фестиваль "Театральный остров".


- Почему же именно он? - вправе задать вопрос кто-либо, изрядно поднаторевший в обширном сегодняшнем фестивальном движении, - ведь у нас имеются форумы и поизвестнее, и попредставительнее, и побогаче...


Все так. Но мы и не брались утверждать, что "Театральный остров"-лучший. Просто его атмосфера, его дух, его концепция более всего отвечают той идее глобального театрального праздника, которая с наибольшей полнотой и размахом нашла свое отражение именно в прославленных авиньонских мероприятиях. Подавляющее большинство наших многочисленных фестивалей, несмотря на знаменитое предостережение барона Мюнхаузена, делается со слишком уж "серьезным выражением лица": там обязательны сверхзадача, высокий смысл, глобальная идея. Там, как правило, присутствуют призы и раздача мест (и в результате кто-то из участников уезжает счастливым, а кто-то - с кислой миной) или по крайней мере "заинтересованные обсуждения", после которых некий коллектив, добиравшийся до этого смотра сценических сил нередко едва ли не через всю страну и в радостном предвкушении, после своего показа быстро "получает по мордасам" и тащится восвояси, но уже в совершенно ином настроении.


Нет, кто бы спорил - фестивали нужны всякие. И с высокими наградами, и с бескомпромиссными критиками в роли вершителей сценических судеб. Но всего нужнее нам сегодня именно такие, как "Театральный остров", - радостные, дружеские, проникнутые подлинным духом веселого театрального братства. При этом не пренебрегающие и хорошей концептуальностью. Нынешний фестиваль, скажем, проходил под знаком единения Мельпомены и Полигимнии: в рамках специального проекта "Музыка театрального пространства" свои концерты дали питерский артист Евгений Дятлов, его землячка, обладательница уникальных вокальных данных Полина Руновская, рок-группа неистовой и творчески беспокойной московской актрисы Оксаны Мысиной "ОКСи-РОКс", а также замечательный интернациональный квартет "Русалки" (три голландки и одна русская), собирающие по всему миру народные и старинные песни и исполняющие их а капелла своими пронзительными, поистине русалочьими голосами.


Музыка, если и не правила бал, то по меньшей мере являлась одной из главных "несущих конструкций" и во многих спектаклях основной фестивальной программы. И в удалом прочтении бокаччиевого "Декамерона", привезенного из Дании опять-таки интернациональным коллективом "ГИТИС Скандинавия Театр Компани", и в на ура прошедшем в Петербурге музыкальном ревю Калужского драматического театра "Если любишь - найди" ("ЛГ" писала об этом спектакле в N 12 - 13 за этот год), и в перфомансе "Пух и прах", представленном изрядно нашумевшим в последнее время Русским инженерном театре "АХЕ".


Надо сказать, что в пестром (но отнюдь не пестрящем) многоцветий "Театрального острова" зрелище по себе мог найти зритель с любыми эстетическими вкусами. Здесь был и тонкий, нежный, поэтичный спектакль питерского Молодежного театра на Фонтанке по "заведомо кассовой пьесе" Алексея Толстого "Касатка", и "экзистенциальная комедия в одном действии" из рижского Театра "Дайлес" под интригующим названием "Три товарища - Хемингуэй, Сэлинджер, Беккет". И камерный проект "Norway. Today" от московского "Театра, doc", и масштабная, многофигурная сценическая композиция "Гуляй-рожа", созданная краковской "Багателлой" по дневникам и прозе Витольда Гомбровича в лучших традициях великого польского театра.


Но всех по-разному смотрящих на театральное искусство, думается, вполне примирил между собой спектакль хозяев: Театр Сатиры на Васильевском предъявил свою последнюю премьеру-"Короля Лира" во вдумчивой и серьезной режиссуре Романа Смирнова, в замечательном оформлении Ильи Кутянского и музыкальном решении Евгения Федорова, с неподражаемым Юрием Ицковым (одним из лучших актеров российской провинции, недавно перебравшимся в Петербург) в заглавной роли.


В рамках фестиваля начал действовать еще один многообещающий проект организаторов: открылся говорящий своим названием сам за себя драматургический центр им. Константина Треплева.


Одним словом, театр во всем его многообразии и великолепии. Устроителям еще бы денег немного побольше! И тогда вне всякого сомнения "Театральный остров", оставаясь островом географически, сумеет виртуально расшириться до размеров материка.