Главная >> 5 >> 18

ЧУВАШСКИЙ ХМЕЛЬ СНОВА ВОСТРЕБОВАН

Закончила свою работу выставка-ярмарка "Хмель, солод и пиво России-2004". В прошедшую субботу состоялось награждение победителей и призеров, участники простились с гостеприимной столицей Чувашии и разъехались по домам. Каковы же итоги трехдневного марафона?


Организаторы форума преследовали несколько задач. Первая и основная цель - привлечь внимание к хмелеводческой отрасли, которая в Чувашии имеет древние традиции, но до последнего времени находилась в серьезном кризисе. Переход большинства пивоваренных предприятий России на современные технологии застал наши хозяйства врасплох - вовремя не обновили сорта хмеля, на низком уровне осуществлялась его переработка. В результате рынок был потерян, а аграрные предприятия республики, чтобы удержаться на плаву, резко сократили площади хмельников, предпочитая возделывать менее затратные культуры.


В 2002 году Министерство сельского хозяйства России приняло программу поддержки хмелеводческой отрасли, аналогичная программа ("Хмель Чувашии на 2003-2005 годы") появилась и в нашей республике. Медленно, но верно чувашский хмель начал возвращать утраченные позиции, интерес к нему заметно возрос. Появились и частные инвесторы, которых привлекают новые сорта хмеля, освоенные чувашскими сельхозпредприятиями. Они не уступают аналогичным импортным по качеству, но значительно дешевле.


Российские пивоваренные гиганты, поставляющие свою продукцию на международный рынок, пока не слишком благосклонны к чувашскому хмелю. Причин тому много, но основная кроется в ограниченных возможностях республиканских предприятий, производящих и перерабатывающих хмель. Их технический парк не обновлялся около десяти лет, используемые чешские хмелеуборочные комбайны частью морально устарели (например, в ЗАО "Янтиково МТС" Козловского района они работают аж с 1976 года), частью стоят без запчастей. Естественно, нужного качества возделывания добиться очень трудно, а уж о потерях при уборке урожая и говорить не приходится. "Чехи требуют предоплату, не соглашаются на рассрочку. А запчасти дорогие. Потому на модернизацию техпарка не хватает средств", - говорит директор "Янтиково МТС" Валерий Гаврилов.


В то же время, по данным вице-премьера - министра сельского хозяйства республики Михаила Игнатьева, чувашские производители хмеля только в этом году не освоили 7, 6 млн. рублей господдержки. "Министерство предлагало предприятиям долгосрочные кредиты, лизинг, но никто особой инициативы не проявил. Если так пойдет и дальше, в следующем году мы из федерального бюджета можем такой помощи и не получить", - сказал министр, обращаясь к участникам научно-практической конференции, проходившей в рамках выставки.


Правда, и к самому министерству есть претензии со стороны чешских поставщиков хмелеуборочной техники. В прошлом году, к примеру, по непонятным причинам сорвался подготовленный чешской стороной визит в Прагу представителей республиканского Минсельхоза. В общем, всем надо учиться работать с партнерами. Наверное, уже назрел вопрос и об организации специализированных хмелеводческих хозяйств. Таких, как, допустим, агрофирма "Рассвет" Звениговского района Марий Эл.


Однако, несмотря на все сложности, наш хмель находит своего потребителя, в первую очередь в лице региональных пивных компаний. Из таковых в выставке участвовали чебоксарские "Букет Чувашии" и "Янтарь", соседи из Нижегородской области - лысковское предприятие "Макарий". Специально для переговоров о поставках чувашского хмеля приехали представители новороссийской фирмы "Пино". Еще две компании - ОАО "Жигулевское пиво" г. Самара и кировское ОАО "Вятич" - поначалу хотели просто присмотреться, прицениться, но к концу выставки уже завели речь о конкретных закупках. Всего республиканскими предприятиями заключены договоры на поставку 220 тонн хмеля, что на 80 проц. больше, чем в прошлом году.


Еще больший экономический эффект дала проходившая параллельно с фестивалем "Хмель, солод и пиво России" II Межрегиональная выставка "ПродВолга", в которой приняло участие около сорока предприятий. Только на самой выставке было реализовано продукции на сумму около полумиллиона рублей, заключено 104 договора и соглашения о намерениях. "Программа выполнена и перевыполнена. В следующем году мы значительно расширим свою экспозицию", - подвел итог работы самарской делегации ее руководитель Магомед Магомедов.


Нынешний выставочный марафон впервые проходил в театре оперы и балета, и организация мероприятия заслужила самой лестной оценки. "Поверьте, такого я даже не ожидал увидеть. А мне есть с чем сравнивать, - сказал корреспонденту "СЧ" представитель ОАО "Жигулевское пиво", получившего Гран-при и три медали фестиваля, Андрей Чугункин. - Все дни на площадке поддерживалась образцовая чистота, не было пьяных, никто не задирался, милиции практически нечего было делать. Просто здорово".


Такого же мнения о выставке придерживались и другие участники. Значит, можем, когда захотим? Конечно, в немалой степени успешному проведению праздника способствовали и сами гости. Качественному сервису, доброжелательному общению с покупателями стоило бы поучиться многим нашим торговым предприятиям. Поэтому было особенно приятно, что на общем фоне очень достойно смотрелся "Букет Чувашии", ставший генеральным спонсором мероприятия. Ну а качество его продукции в очередной раз подтвердилось двумя золотыми медалями.


Организатор выставки - республиканский МТВ-центр - еще недавно проводил до 20 различных выставок в год.Сегодня их количество сократилось в несколько раз, но, судя по всему, это пошло только на пользу. По словам директора выставки Натальи Ростовой, МТВ-центр, скорее всего, окажется в убытке. Причем несмотря на то, что один квадратный метр выставочной площади обошелся участникам в 2365 рублей. "Мы хотели показать гостям наш красивый город, сделать их пребывание на чувашской земле максимально приятным, чтобы у них остались о республике самые лучшие впечатления, - объяснила Н. Ростова. - Поэтому и выбрали местом проведения площадку возле музыкального театра, где много зелени и ощущается некая камерность, располагающая к доверительным отношениям. Может, поэтому на выставке было заключено так много договоров. Да, возникли дополнительные затраты, но дело того стоило".