Главная >> 5 >> 18

АRТ-МЕНЕДЖЕР ВЛАДИМИР БАБКОВ: БИЗНЕС-ПЛАН КАК СИМФОНИЯ

Он считает, что экономика - это только часть культуры


Владимир Бабков - не художник, не куратор - в арт-сообществе персона известная.


На фоне артистической тусовки выделяется не только деловым костюмом и серьезной манерой поведения - еще убийственно четкими вопросами об организационном и финансовом аспекте любого праздника жизни. Зануда?


Человек-проект! Член Союза композиторов и магистр британского университета Роберта Гордона, Бабков в одиночку придумал и стал издавать уникальный журнал "АRТ-менеджер". Рекомендуемый как "журнал для профессионалов", он стал ежеквартальной азбукой продюсирования культуры - того этапа творчества, на котором происходит встреча художника с современниками.


Что такое product placement и мерчендайзинг, как организовать гастроли или устроить выставку, найти дирижера или привлечь спонсора - разжевано шеф-поваром. Среди постоянных рубрик журнала - интервью с топ-менеджерами, ярмарки вакансий, информация о фантах и культурных фондах, арт-форумы, мастер-классы, расписание фестивалей.


Рейтинг некоммерческого издания повышается с каждым номером, а его героями становятся те, у кого времени на интервью с журналистами "от культуры" обычно не находится.


Последнее увлечение Бабкова (тема последнего номера) - социокультурный градообразующий проект и путь экономического выживания малой провинции.


- Культура - такой же базовый ресурс постиндустриального общества, как нефть, газ, золото. Мы только начинаем осознавать, каким потенциалом обладаем, в то время как цивилизованные страны давно эксплуатируют свою культуру - помните, как президент Франции воскликнул: "Наша культура - это наша нефть!".


Если между двумя переписями населения с карты страны исчезали две деревни из пяти, то в течение ближайших 15 лет исчезнет один город из трех Фактором развития городов могут стать социокультурные проекты, которые должны заменить умирающие градообразующие предприятия, ставшие обузой на шее города и причиной безработицы. В городах нет добывающих приисков и залежей газа, но есть исторический потенциал, который можно заставить работать на экономическое развитие города. Обеспечить занятость населения - по силам культурной индустрии...


- Можете привести конкретные положительные примеры из российской практики?


- Через 5-7 лет можно увидеть результат (такие бренды, как Канны, Авиньон, Зальцбург, раскручиваются полвека), пока наблюдаются попытки: "Великий Устюг - родина деда Мороза", более удачный проект в городе Мышкине Ярославской области с Музеем мыши, Театром мыши (В 2002-м - в год Мыши - состоялся фестиваль, который посетили 50 000 человек, а доход местной турфирмы составил 2 млн рублей); город Углич с Библиотекой русской водки и Музеем мифов и суеверий; идея инициировать проект "Тамбовский волк". (Был же факт - Дума заседала па вопросу, кому ставить памятник - тамбовскому волку или Пиросмани. Волк победил.) Важна аккумуляция информации: темой регионального развития заинтересовались такие институции, как Фонд Института экономики города, сегодня я был в фонде "Евразия", там согласны работать над социокультурным планированием регионов.


- Вы уверены, что это задача столичных культуртрегеров, а не проблема "продвинутости" местных властей?


- Москва как центр информации, аккумулятор мирового опыта должна помочь методологией. Но основа проекта - лидер, желательно харизматический: чиновник, бизнесмен, учитель. Второе: в проект должно быть втянуто все население города. Третье: местный бизнес, внутренний инвестор, должен видеть потенциальную прибыль. И, наконец, городская власть должна понимать, что качество жизни поднимается на новую ступеньку. Рыночная экономика уже доказала свою несостоятельность в постановке каких-либо целей, кроме потребления. Новой экономике страны нужна этическая и ценностная основа Качество жизни - это прежде всего культурная конструкция, это представление людей о благосостоянии своей среды, это развитие социального окружения.


- Не поспоришь. Лучше расскажите, как жизнь опровергает идеальные схемы.


- Исходная проблема - прежде всего в советском менталитете. Мы позиционируем культуру как сферу социальную - то есть вечно просящую денег. Но время изменилось, и от таких институций, как музей, театр, филармония, мы вправе ожидать инициатив, завязанных на развитии города.


- Как же несовместимость категорий прекрасного и полезного?


- Мир глобализируется необратимо. Процесс остановить невозможно, можно либо включаться в него, либо остаться на обочине. Если не мы инициируем привлекательные для внутренних инвесторов проекты, внешние не появятся. И мы будем по-прежнему ездить смотреть Диснейленд - то есть вывозить капитал. Рынок третьего тысячелетия - это рынок идей, в том числе социокультурных. Новые русские либералы не могут привыкнуть, что экономика - часть культуры, но не ее основа. Почему считается, что нашу неразвитую экономику надо пытаться интегрировать в мировую, а нашу великую культуру - охранять как национальную идентичность? Только культура дает смысл и ориентиры развития. Качество жизни меньше всего определяется размерами страны и политическими партиями. А вот культурный ресурс - основа самоидентификации. Человек представляется: "У нас международный кинофестиваль, я из города такой-то биеннале". Рекомендация "Я оттуда, где автомобильный завод на грани нервного срыва" - не впечатляет.


- На обывательском уровне культура понимается скорее как синоним искусства, а не как сумма знаний, накопленных цивилизацией. Те, кто у нас принимает решения, правильно понимают слово "культура"?


- Дело в конфликте цивилизации и культуры. Первая задает параметры развития общества: мы уже не можем без телефона и интернета. Считаем, что в одной стране нужно работать, учить детей - в другой, а гражданство получить в третьей. Культура является антиподом цивилизации - она стремится что-то сохранить, законсервировать.


- Выходит, традиция русской культуры, исторически неотделимая от предельных оснований бытия и адресованная скорее вечности, чем современности, - не прогрессивна?


- Культура - как река, которая течет независимо от того, черпаем мы оттуда воду или нет, ставим электростанцию или пускаем пароход против течения. К сожалению, мы можем ее только использовать: одеть в гранитные берега, залить бензином или очистить. Наша задача - поставить электростанцию, создать индустрию отдыха на культурном фундаменте.


- А экология реки?


- У нас очень много спекулируют на теме сохранения наследия. Есть потенциал культуры. А есть движение. Мы давно не пользуемся клинописью и не говорим на языке од Державина. Можно основать музей и исследовать окаменелости, а можно смотреть тенденции развития. Мы не можем перегонять на Запад сырье, необходима конвертация на местах. Если рассматривать туризм как добывающую отрасль - сырьем становится культура. Турбизнес упаковывает и расфасовывает привлекательные продукты. Толщина культурного слоя определяет толщину бумажника. Уберите из Москвы театры, музеи, фестивали - чем она будет отличаться от, например, Усть-Матюганска? Произойдет обвал цен на все, потому что в Москву едут за живым культурным слоем. Через культурные проекты власти и бизнесу легче обозначать свой смысл.


- Бизнес этим и пользуется. А что должно делать государство?


- Смотрите, как зарубежные страны активно внедряют свою культуру в мировое пространство - Институт Мицкевича в Польше, Институт Сервантеса в Испании, Британский совет. Институт Гете в Германии, Итальянский институт. За рубежом нет центров российской культуры такого уровня.


- С благими намерениями можно построить Диснейленд, а можно - Авиньонский фестиваль.


- У нас нет ни того, ни другого. Художественная концепция должна быть заточена под уникальность - впервые в этом округе, впервые за десять лет, впервые для пенсионеров. Когда в Манчестере рухнула сталелитейная промышленность, толпы безработных ходили вокруг закопченных домн и плавильных цехов, а элита выезжала из города. Два человека сделали проект - и сегодня это город-музей под открытым небом, где представлена вся история сталелитейной отрасли. Детройт был центром автомобилестроения, но когда продукция была вытеснена с рынка японскими производителями, город начал умирать, и сейчас Детройт - международный выставочный центр. Грац - шахтерский городок в Австрии - выиграл тендер на звание культурной столицы 2003 года. (60 млн евро одних внешних инвестиций.)


- Ваша карьера - пример инициативы и целеустремленности. Как композитор стал идеологом управления?


- Закончил магистратуру Белорусской академии музыки с красным дипломом, написал оперу, симфонию, детский мюзикл, оперетту... Пришлось стать своим собственным продюсером. На каком-то этапе пришло понимание, что музыкальными проектами возможности культуры не исчерпываются.Поехал учиться в Москву, а потом стал заниматься проектами, которые не могут не быть. Журнал "АRТ-менеджер" - видимая вершина айсберга. После того как напишешь симфоническую партитуру, бизнес-план - просто детский лепет, а журнал и подавно. Начинал я в одиночку, а потом сработал "эффект забора" Тома Сойера - люди стали подтягиваться.


***


Дума заседала по вопросу: кому ставить памятник -тамбовскому волку или Пиросмани. Волк победил