Главная >> 5 >> 18

Дирижер

Кто хоть раз побывал в настоящем цирке в детстве, тот навсегда остался его страстным поклонником. Цирк - реальное, праздничное, древнейшее искусство. Это особое состояние души, ощущение бесконечной радости и свободы с детства и до глубокой старости. И вот этот настоящий большой праздник появляется у нас в Якутске.


К нам не приехал цирк, он у нас поселился. Мы будем восхищаться ловкостью и смелостью цирковых артистов, будем весело смеяться, видя на арене смешных клоунов. Бесконечные трюки, фокусы будут потрясать нас. Но приподнятого настроения может и не быть, если в цирке не будет настоящего живого оркестра. Он создает праздничное настроение и заставляет нас замирать во время сложного и опасного трюка. А главный в оркестре, конечно же, дирижер. Цирковой дирижер отличается от обычного очень хорошей реакцией, ведь на арене столько непредсказуемого! Он должен быть страстным, зажигательным. Он похож на портного, который сглаживает своим костюмом недостатки фигуры клиента, а дирижеру приходится сглаживать, к примеру, неровный ход лошади на арене. Цирковые лошади не танцуют в такт музыке. Это дирижер приспосабливается к их шагу. Вот такой человек сегодня гость нашей редакции. Знакомьтесь, заслуженный артист Российской Федерации Владимир Куприянов.


Дорога к этой необычной профессии у Владимира Сергеевича была долгой. Он сам делит свою творческую жизнь на три этапа.


-- Первый - это камерная симфоническая музыка. Я учился в Московской консерватории, но меня забрали в армию, и я служил и заканчивал обучение в Саратове. Первая жена - драматическая актриса, соученица Олега Янковского, поэтому кроме симфонической, серьезной музыкой мне пришлось заниматься музыкой к спектаклям. Затем была Сочинская филармония, куда я поехал по направлению и где был солистом и концертмейстером. Уже в те годы я пробовал писать музыку, а в 1971 году в Сочинском театре выпускался коллектив под управлением ВТМИ, и мне так пришлось много бегать и помогать руководителю, Леониду Семеновичу Маслюкову, и он предложил мне перебраться опять в Москву. Начался этап моей эстрадной деятельности. А с камерным творчеством, роялем в классическом понимании было закончено. В ВТМИ я выпускал творческие коллективы, занялся вокально-инструментальными ансамблями. Затем долго работал в Московском государственном мюзик-холле не только пианистом и музыкальным руководителем, но и делал первые шаги эстрадного дирижера. В то время там работали Любовь Полищук, Макаров, много зарубежных артистов. Но Московский мюзик-холл развалился, и я перешел на службу в Росконцерт, возглавив большой коллектив "Советская песня", где было много артистов и огромный оркестр. В 1982 году серьезно занялся композицией, серьезной музыкой, драматическими спектаклями, фестивалями всякого рода, а в основном сотрудничал с Силантьевым и Михайловым на радио. Но в 1989 году один из крупнейших директоров Союзгосцирка директор Степан Григорьевич Григорян уговорил меня работать в цирке в качестве дирижера. Много езжу, только в этом году я поработал в Астрахани, Волгограде, теперь в Якутске помогаю открывать цирк, а впереди еще Тюмень.


-- Классическая музыка, эстрада, цирк... Широкий диапазон. Что вам это дало как композитору?


-- Быть пианистом - это огромный труд, нужно каждый день по 5-6 часов заниматься. Может быть, если бы не армия, и я закончил у Нейгауза Московскую консерваторию, до сих пор был бы пианистом и ничем другим не занимался. Но судьба распорядилась иначе. Я еще в музыкальной школе пытался сочинять, были какие-то подражательные моменты, потом я научился самостоятельно работать, а лет в сорок стал известным композитором со своим почерком и стилем. У меня всегда звучит в голове музыка. Иногда так доводит! Любые музыкальные звуки заставляют работать: радио, телевидение, компьютер, соседи. Единственное место, где я не слышу музыку, это когда я закидываю удочку и ловлю рыбу, кроме птичек ничего не слышу. Тогда "жесткий диск" в голове стирается, рыбалка добавляет сил к творчеству.


Я мало работаю в кино, потому что музыка в кино вторична, а делать фоновую музыку мне неинтересно. А вот в мультфильмах работаю с удовольствием. Это близко к цирку.


-- А что дал вам цирк?


-- Стать цирковым композитором в широком понимании - безумно сложно. Здесь музыка пишется по секундам, нужно чувствовать трюк, как жонглер бросает булавы, где он останавливается и т.д. Конечно, музыка в цирке тоже вторична, но она очень важна. Помню, мы делали номер с Руденко, когда я музыкой выписывал каждый его шаг, каждое движение. И от номера у зрителей оставалось потрясающее впечатление во многом благодаря музыке. Нужно очень быстро реагировать на смену номеров. Не каждый музыкант, дирижер может стать цирковым. Их нигде не готовят, это получается эмпирическим путем.


Для цирка нужно писать мажорную, оптимистическую музыку, а это очень сложно сделать. В 1975 Тихон Хренников объявил конкурс на создание песни к 30-летию Победы. Многие композиторы откликнулись, я тоже принимал участие. Но все писали про трагедию, а Тухманов - оптимистичный марш "День Победы", и его все запели. Когда я написал "Давай потанцуем", получился мировой шлягер, и он везде пошел и долго меня кормил. А песня "Девятый класс, молчит звонок, апрельский луч упал на стены, как долго тянется урок, впервые ждешь ты перемены..." прожила лишь несколько месяцев. Это нельзя предсказать. В цирке же нужно создать особое настроение, здесь проигрыша быть не должно, так как музыка - составляющая номера.


-- Цирковые - люди особые.


-- Это так, они очень замкнутые, вся их жизнь с детства проходит в цирке, в переездах. Они очень много работают, постоянно репетируют, особенно раньше, когда в цирке был один выходной и репетиции были расписаны по минутам, не дай Бог занять чужое время. Такого нет ни в театре, ни в кино. В цирке есть свои особенности. В день премьеры все говорят: "С началом!", а когда пакуются - "С окончанием!" Никогда не говорят "последний". Это табу. Заменяют на "финальный раз" и другие синонимы. Мужчины в цирке все рукастые: сами ремонтируют реквизит, шьют, пилят, строгают. А женщины занимаются паковкой - распаковкой. Это тоже цирковое понятие.


-- А случаются в цирке какие-нибудь смешные истории, курьезы?


-- Цирк -- серьезное искусство, в первую очередь связанное с трюком и риском для жизни, поэтому какое тут веселье. Это на эстраде курьезы. Достаточно один раз увидеть в цирке трагический случай, чтоб никогда не говорить об этом. А мне приходилось это видеть. Артисты цирка более собраны, более дисциплинированы. А курьезы, конечно, бывают, но связаны с бытом, выходными днями.


-- Якутск для вас не чужой город?


-- Когда я работал в МВТИ, к нам приехала группа ребят из Якутска. Мудрые якутские руководители в начале 70-х решили создать свою эстраду, собрали талантливых ребят и отправили в Москву. С ними занимались и музыкой, и хореографией, и вокалом, даже правила этикета изучали. В результате получился ансамбль "Чорон". Я делал им полностью программу, сам писал номера. Ребятам сшили костюмы, все было готово к работе, после чего программа была принята комиссией, и "Чорон" поехал в Якутию. В первый же месяц они дали 44 концерта. В этом году им 30 лет. Приятно видеть ребят через столько лет. Сережа Черниговский, молодец, не забыл мои уроки. Он много лет работает завмузом в русском театре. Я доволен, значит, не зря учил. 28 июля "чороники" дадут два концерта, обязательно приду.


В этот раз я приехал по приглашению, чтобы помочь открыть цирк, создать в нем живой оркестр. Буду дирижировать и на открытии циркового фестиваля.


-- Есть ли у якутского цирка особенность?


--Особенность в том, что Сергей Расторгуев хочет создать постоянную труппу, чего нет в других городах. Цирковой номер готовится долго: от года до пяти и больше, передается детям и внукам, как у Кио, Дурова или Филатова. Поэтому артисты так много ездят, один номер не будешь всю жизнь показывать в одном городе. У вас есть очень хорошие номера, которые украсят любой цирк мира, - это ребята, вернувшиеся из Китая, есть еще пара хороших номеров, но есть и откровенно слабые. На мой взгляд, так программу сложно формировать. Есть отработанная десятилетиями практика: номера Росгосцирком вставляются в "конвейер", и артисты катаются по стране и миру, а в цирк приезжают все время новые программы.


-- А о чем вы мечтаете?


-- Поехать на Лену, наловить много рыбы: чира, муксуна. Но не получается, на днях поехали и поймали... маленького щуреночка.


-- Чем вас удивил Якутск через тридцать лет со дня первого приезда?


-- Жарой. Я объездил всю Африку, но такого не видел. Там, когда заходит солнце, становится попрохладнее, а здесь солнце не заходит, а жарит целыми сутками. Боюсь, мне никто не поверит, если я такое расскажу. Город строится, становится красивым.


Мы распрощались с Владимиром Сергеевичем, он спешил на репетицию оркестра. Скоро фестиваль. В Якутии начинается новый этап, в нашу жизнь входит ЦИРК. Уверена, зритель в нем будет всегда.