Час подведения итогов ММКФ был звездным часом российского кино.
Одна из самых ярких картинок фестиваля - гудящая цветная толпа у Дома кино перед каждым (!) сеансом российской программы. Даже днем! За последние 10 лет я такого не припомню. На какую-нибудь "Машу" дебютанта Сергея Ткачева зрители рвались прямо как на Тарантино.
Сегодня на МКФ в Карловых Варах российское кино представляет фильм Валерия Тодоровского "Мой сводный брат Франкенштейн". Поотвыкли мы от такого патриотизма.
...Тесный и душный рабочий зал Госкино был набит битком: люди сидели в проходах, на полу, даже на ступеньках сцены. Уплотнившись донельзя, публика ожидала премьеры фильма "Русское" по мотивам ран-
Эмир Кустурица - праздник для славянской души. Эта фигура - почти двухметровая - с кудлатой головой, взглядом сперва чуть исподлобья, - неотразимо харизматичная и почти совсем родная - славянская, была встречена шквалом восторга и ослепляющими вспышками фотокамер. Его, Кустурицы, фильм "Жизнь чудесна" - самое счастливое и жизнеутверждающее впечатление фестиваля. Его коты, ослицы и собаки вдохновляют режиссера не меньше, чем самые звездные герои Джонни Деппа или Фэй Данауэй. Его любимый роман - "Мастер и Маргарита", а в сегодняшней Москве ему не нравится только обилие рекламы. Он называет свои фильмы арттерапией и показывает их один за другим в течение 8 дней в сумасшедшем доме. Я думаю - мы бы все не отказались от этой терапии.
ней прозы Эдуарда Лимонова. Полнометражный дебют А.Велединского. Юного Эди играет молодой и талантливый актер Алексей Чадов (он перед фильмом не выступал, но был в зале, в последних рядах, пройти вперед было невозможно). Мастерские актерские работы Евдокии Германовой и Михаила Ефремова (родители -предатели, заложники системы) и запоминающиеся характеры яркими штрихами обозначили любимые Галина Польских, Алексей Горбунов, Дмитрий Дюжев.
Во время показа зал бурно реагировал на экранную жизнь героя - то замирая в тревоге, то взрываясь смехом, то - аплодисментами. Многие участники фильма были в зале - это им напрямую была адресована благодарность зрителей. После фильма Алексея обступила во дворе толпа друзей и вновь обретенных поклонников - поздравить, пожать руку, сказать спасибо - за искреннюю и волнующую работу. Дюжева (он тоже там был) так не трясли, но обсуждали кино и с ним.
***
Но вот уж где можно было посмотреть "кино с комфортом" - так это в обновленных залах МДМ-2, "Ударник", "Ролан". Кресла-мешки, кресла под девизом "Усни, бэби", подлокотники на 2 и 4 руки и
даже парные кресла для влюбленных в последних рядах. Именно в МДМ мне и довелось увидеть еще один фильм о подростке, одну из самых скандальных картин фестиваля (конкурс "Перспективы") "Моя мать" Кристофа Оноре. В главной роли - Изабель Юппер, которую не зря называют сегодня "самой смелой из европейских актрис", а все болячки и пороки современной цивилизации юный герой открывает для себя именно через долгожданное общение с обожаемой мамой. Шок от этого фильма был тяжелый, затяжной, и публика, подуставшая от негативных эмоций, в самом финале - возможно, вопреки замыслу режиссера - не впала в пафос, а засмеялась. Никакого сочувствия героям!
Интересно, что даже самая клубно-тусовочная принаряженная публика устремлялась отнюдь не только на модного Альмодовара - звезды Каннского фестиваля нам не в новинку. Вот после конкурсного
фильма Владимира Машкова "Папа" поток зрителей - пестрый и разновозрастный - из "Пушкинского" плавно и величаво растекся по Тверской, и все в каком-то едином ритме, в серьезно-трогательном настрое, - неся с собой дыхание фильма, его атмосферу, его послевкусие, шли долго не разлучаясь. Это не совсем фестивальный фильм - может быть, скорее, семейное кино. Во всяком случае каждый в долгу перед своими родителями. Мы все - перед нашими стариками, перед поколением людей, которых знаем и грешными и наивными... Об этом тоже говорили зрители, обсуждая достоинства картины и находки режиссера и актера.
В.Машков - постоянный гость Дома кино, в фильме "Папа" играет старика-отца и сдержанно, и точно, и самоотверженно. Он выглядит - вне фильма - прекрасно, в хорошей форме. И, в общем-то, гордится званием русского "мачо" или "Бандераса российского экрана". Но роль есть роль - и вот старик с небритой многодневной щетиной, собирающий открытки с видами Парижа и Бранденбурга, мечтающий о великом будущем для сына, заставляет его часами играть на скрипке, а тот торопится на пустырь к пацанам, которые проверяют, у кого крепче нервы, то есть, кто позже спрыгнет с рельсов перед проходящим поездом.
Образ сына - в детстве, атмосфера пыльного городка Тульчина, и портреты его обитателей, на мой взгляд - особенная режиссерская удача Машкова. Впрочем, краски Москвы конца 30-х годов тоже убедительны, но не так колоритны. Режиссер и зритель Владимир Машков хорошо знал, что фильм будет иметь своего зрителя. И приз зрительских симпатий он вышел получать не только с достоинством, искренне поблагодарил отборщиков программ за то, что взяли фильм в конкурс, но и гордый, и красивый. Еще бы -понимание и любовь зрителей дорогого стоят. Ее величество Публика сделала свой выбор.