Главная >> 5 >> 18

"И ПОМУЧИЛА Я ЖАРИКОВА..."

И другие откровения Натальи Гвоздиковой накануне женского дня


Поздравляем вас с праздником! - выпалили мы на одном дыхании и протянули розу. И тут же осеклись... А с каким, собственно, праздником? На календаре было 23 Февраля. А перед нами - заслуженная артистка России Наталья Гвоздикова. В Томск она прилетела по приглашению нефтяной компании "ЮКОС" в День защитников Отечества, чтобы их, защитников, приветствовать со сцены и подарить им песню. Из неловкого положения вызволила нас сама Наталья Федоровна:


- К 23 Февраля имею самое прямое отношение. Мой дед был профессиональным военным. И отец - профессиональный военный. Благодаря моему папе я родилась в... Китае и выросла в военных городках. Так что с младенческого возраста путешествую по миру. Сначала, как дочь военного, объездила огромное количество городов, а потом выбрала "разъездную" профессию. Когда мне доводится выступать на гарнизонной сцене, и я чувствую запах кирзовых сапог, сразу вспоминаю детство. Как нас с сестрой солдаты катали на танках. Хотя папа был строгим и баловать. нас не давал, но когда он уезжал в командировку, то солдаты, к нашему удовольствию, позволяли себе нарушить его приказ.


Но я не только дочь военного, но и мать военнообязанного. Наш с Женей сын Федор окончил институт, где есть военная кафедра. Когда он принимал присягу, я рыдала от гордости и счастья.


Отдав дань военному празднику, мы плавно перешли на женский праздник, который уже маячил на горизонте. И заговорили о нашем, женском, - о любви.


Встреча "Возле этих окон"


- Помню, когда на экраны вышел фильм "Рожденная революцией", зрители вас с Евгением Жариковым "поженили". Еще до того, как поженились ваши герои. И уже позже узнали, что вы и впрямь поженились.


- Мы были женаты еще до начала съемок "Рожденной революцией". А познакомились за год до этого, на съемках другого фильма - "Возле этих окон". То была картина о молодых москвичах, снятая по роману Лазаря Карелина. Я играла приемщицу в ателье, девочку, которая потеряла мать, осталась одна и попала в лапы к преступникам. А Женя был агитатором, он все время стучался в квартиру и никак не заставал дома.


Фильм получился не бог весть какой. Но в нашей с Женей судьбе он сыграл решающую роль. Дело в том, что к началу съемок у каждого из нас была своя семья: у меня -муж, у него - жена. И вначале никакой симпатии между нами не возникло. Более того, мы с Евгением не приглянулись друг другу. Так случилось, что я опоздала на первую репетицию, хотя, по сути, я человек очень пунктуальный. И Жарикову это не понравилось. "Молодая и уже позволяет себе".


Несмотря на то, что я к этому времени снялась в фильме "Ох, уж эта Настя" и получила за него приз на Всесоюзном фестивале в Тбилиси, по сравнению с Евгением еще была просто начинающей актрисой, подающей надежды. Он-то уже снялся у своего однокурсника Андрея Тарковского в "Ивановом детстве" и еще нескольких картинах! Кстати сказать, в момент знакомства Жариков мне тоже не понравился. Поэтому я просила режиссера попробовать меня с другим очень известным актером, с которым я снималась в предыдущем фильме. Но меня, как и Евгения, заставили сниматься по приказу.


Помню, я даже разыграла Жарикова. Приехала на "Мосфильм" первой и узнала, что нас утвердили. И уже на выходе сталкиваюсь с Женей. Я говорю: "Поздравляю. Вас утвердили"-"А вас?" - "А меня нет", - "А кого утвердили?" - "Идите, вам скажут". Потом мы встретились уже в пошивочной. Но когда мы приехали пробоваться на съемки, через некоторое время я почувствовала, что нравлюсь ему. Ну, знаете, женщины всегда тонко чувствуют. И тогда я начала его мучить. Ох, уж я поиздевалась над ним. Заставляла ревновать, сходить с ума. В общем, что хотела, то с ним и делала.


А потом мы поняли, что любим друг друга и хотим быть вместе. Мне предстоял еще разговор с мужем. Для себя я решила: от того, как сложится этот разговор, будет зависеть мое решение. В результате я стала женой Евгения Жарикова.


Между прочим, когда мы летели в Томск, я Римме Васильевне Марковой рассказывала, сколько людей в кинематографе сватались ко мне. Сватались на полном серьезе. Мне никогда не приходилось подыскивать себе женихов. Смотрю на себя в первых сериях "Рожденной революцией" и думаю: "Какая ж я была красивая!". И с Жариковым я, конечно, продешевила. Можно было и подороже себя "продать".


- Перед публикой, вне экрана, вы появляетесь всегда вместе с Евгением Ильичом и олицетворяете счастливый долгий творческий союз.


- Незадолго до приезда в Томск мы участвовали в передаче Владимира Молчанова "Частная жизнь", где нас представили как счастливую пару. Приклеили этот ярлык, и ходи с ним! К сожалению или к счастью, но в жизни все совсем по-другому. Не могу сказать, что все годы замужества я была безоблачно счастлива. Случались и такие моменты, когда мы стояли даже не в пяти, а в одной минуте от развода. И на очень серьезных основаниях. Меня удержали от разрыва моя мама и наш с Женей сын Федор.


Оценки меняются -фильмы остаются


- "Рожденная революцией" создавался как правильный фильм, агитирующий за советскую власть. Не случайно его показывают в канун 7 Ноября. Сегодня сменились приоритеты, оценки некоторых событий, а изменился ли ваш взгляд на ту эпоху, которая показана в фильме, ваше отношение к героям и к пафосу картины?


- Как оно может поменяться, если в основу "Рожденной революцией" легла реальная история, и у наших героев были реальные прототипы? Лента-то фактически документальная. К прототипу Николая Кондратьева бандит Ленька Пантелеев приходил сам, хотел сдаться - это исторический факт. И все дела, которые раскрывал герой Евгения Жарикова, не выдуманы. Все так и было. Да, Женин герой - идеальный. Он соединяет в себе порядочность по отношению к профессии, по отношению к женщине, к людям.


Пока шли съемки 10-серийного фильма о милиции, мы не знали, живы ли участники тех событий, о которых шла речь, или нет. И после выхода на экраны ленты тоже никто не дал о себе знать. Но десять лет спустя, после того, как закончили снимать "Рожденную революцией", мы с Женей приехали на гастроли в Петрозаводск. И вдруг нам позвонили с телевидения: "Жива Мария Кондратьева - ваша героиня в фильме "Рожденная революцией". Хотели бы с ней встретиться?". Ну, конечно, хотела бы. И я позвонила в Москву, вызвала сына Федора в Петрозаводск и корреспондента из журнала "Советская женщина", с которым мы тогда дружили.


Я очень волновалась перед встречей. Но когда открылась дверь, мы обе просто рухнули друг на друга. Обнимались, целовались. Как родные люди, которые долго-долго не виделись. Конечно, плакали. А потом говорили, говорили, говорили. И когда приехали к ним, увидели, что эти люди живут очень скромно. Мы были на могиле Сергея Кондратьева. Он умер в 56 лет от рака. А вот имя реальной жены


Кондратьева и моей героини совпали. Но в жизни судьбы наших героев сложились по-иному. Настоящая Мария Кондратьева не училась в Смольном институте. Все было прозаичнее. Впрочем, фильм-то создавался о милиции, а не о Марии.


Как память о той встрече в 1988 году в Петрозаводске осталась фотография, на которой запечатлены я, Женя, Федор и Мария Константиновна Кондратьева.


Пошла на повышение


- Вопрос о творческих планах звучит всегда банально, но не спросить, чем сегодня заняты любимые артисты, было бы неправильно.


- Жене недавно предложили роль в 58-серийном телефильме. Он день читает сценарий. Молчит. Два читает. Молчит. На третий не выдерживаю я: о чем фильм-то? "Ты знаешь, - говорит он, - я настолько запутался в персонажах и сюжетных линиях, что уже забыл, кого мне предложили играть".


В последнее время я отказываюсь сниматься в кровавых фильмах. Предпочитаю играть в детских. Потому что работать с ребятами всегда интересно. Последняя моя киноработа связана со сказкой "За тридевять земель". Ее несколько раз показывали по телевидению. Хотела в ней сыграть Бабу-Ягу, но на эту роль уже утвердили Валентину Талызину. И я стала директором маленькой сельской школы, в которой происходят всякие чудеса. В общем, пошла на повышение. Если помните, в фильме "Большая перемена" я играла просто учительницу. И вообще часто играла учительниц. Моя героиня - и мама, и учитель, и воспитатель для тех ребятишек, что учатся в школе.


А еще я снялась в детской передаче "Улица Сезам", где выступила в роли ведущей. На этой передаче я впервые столкнулась с куклами. До этого я даже не представляла, что играть с куклами не так просто. И поначалу, признаюсь, я была в шоке. Висят на таких треножках тряпочки и тряпочки, а ты должна с ними общаться, как с живыми. Но молодых ребят, которым приходится работать в костюме Зелибобы, вес которого 25 килограммов, или Кубика, мне еще больше жалко. Однако сниматься в "Улице Сезам" было безумно интересно. И я благодарна Юрию Поповичу, что пригласил меня в детское кино. Есть еще одна задумка по поводу детского фильма, но на него деньги не дают.