Народная артистка России, прима Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева, преуспевающая бизнес-леди, мать троих взрослых детей, счастливая бабушка троих внуков Лариса Ильинична ЕГОРОВА отмечает свой юбилей. Ее бенефис пройдет сегодня в родном театре, которому она служит, преданно и самозабвенно, вот уже тридцать семь лет.
Мы сидим в ее уютном, во французском и чуточку испанском стиле, ресторане "Дангина". И каким бы серьезным ни получался разговор, ну как в первый день весны без романтики! Хочется, как в юности, декламировать стихи Блока, помечтать о далеких, неизведанных берегах... В друзьях детства всегда находишь какой-то кусочек себя, и, может быть, этим они по-прежнему дороги тебе уже во взрослой жизни. Помню, еще маленькой, десятилетней, а это было в нашей таежной Тэгде, где она в одно время жила у родной тети Анны Ильиничны, Лариса одинаково хорошо проделывала немыслимые акробатические трюки, пела и рассказывала соленые анекдоты.
И, наверное, вот этот задор и стал той необходимой приправой к ее сильному, почти мужскому, характеру. Чтобы, несмотря ни на что, удержаться на высоте, а главное, чувствовать ее внутри себя, не падать в глазах собственных. Это очень важный момент сегодня для многих и многих россиян.
- ЧАСТО актрисы проживают очень долгую творческую жизнь и уходят со сцены, не дождавшись своей звездной роли, - говорит моя собеседница. - Мне же, я считаю, повезло. Потому что звездных ролей было очень много. Это Барабанщица, Толгонай, Медея, дочь русского актера, Мамаева в Островском, это Софья в "Последних", Агазия в "Не бросай огонь, Прометей! ". Это Цзян Цин в "Катастрофе" Батожабая, это Аркадина. Когда мне дали роль Барабанщицы, моя мама Евгения Ильинична, а она была человек прямой, довольно-таки резко отозвалась на это. Я ей сказала, что там есть момент, когда героиня снимает одежду и в купальнике вскакивает на стол. "Надо же, только тебе могли дать такую роль. Не кому-то, а тебе! ". И тогда я ее убеждала, что люди всю жизнь живут ради одной вот такой роли.
- Ваша "Чайка" в постановке главного режиссера Сергея Бальжанова приглашена в Елец на "Ангажемент Нины Заречной", куда съезжаются лучшие "Чайки" России. Как у вас, Лариса Ильинична, складывались отношения с Аркадиной?
- Очень долгие годы я, можно сказать, пробиралась к этой роли сама. Лет десять, как мы переехали из старого театра в новый, у меня была творческая пауза. Бесследно, бесповоротно утекали годы...
- Но ведь были же роли Камалы в "Сиддхарте" Гессе и Ольги в спектакле "Его алмазы и изумруды" Лобозерова.
- Да, но за это время я могла бы сыграть массу ролей. Хотя, что сетовать, в Москве, к примеру, столичные актрисы в десять лет одну роль играют. Пока до них очередь дойдет... У нас, провинциальных актеров, несколько иначе. Но было время, когда я играла в неделю по шесть центральных ролей, каждый вечер.
- Наступившая тогда пауза, вы считаете, была неоправданной на тот момент?
- Да, мне жаль потерянных лет. Но я не стояла на месте, а занялась бизнесом. Меня эта пауза подвигла! Я вообще не люблю опускать руки, унывать из-за чего-либо. Решила, что раз на сцене ничего нет, значит, надо что-то делать. "Спасибо" тогдашнему руководству театра, что оно не видело меня в каких-то ролях, но зато я обеспечила будущее своих детей.
- И тогда же вы открыли свой театр "Дангина", вложив в него свои деньги...
- Мне не хватало сцены, я скучала по ней. И первым моим спектаклем была "Техника любви кочевников" Булата Гаврилова, которую мы поставили и в Монголии, в частном театре, а затем менялись партнерами.
И вторым в конце этой паузы, уже в 2000 году, стал спектакль "Медея" Ануя, который мы ставили с Туяной Бадагаевой в Улан-Баторе. Роль Медеи для меня - одна из любимых. Наверное, в ней я воплотила весь свой накопленный багаж актрисы. Я счастлива, что у меня есть этот багаж.
- Актриса без багажа, что соловей без голоса.
- Медея, я думаю, это моя натура.
Женщина крайностей, женщина риска. Любовь - так до конца, до предела.
- Но вернемся к Аркадиной. Что она значит для вас?
- Это первая моя роль после паузы в театре. Аркадина - актриса до мозга костей. Она привыкла блистать. Мы трактовали ее как знаменитую актрису, которая не терпит вторых ролей. И когда мне поручили эту роль, я, естественно, отложила свой бизнес в сторону (им занимался мой муж), где-то полтора месяца мы работали над спектаклем. Естественно, что-то мне было близко, а что-то приходилось вытаскивать, мы очень кропотливо работали с режиссером.
- Ведь Чехов ставился на бурятской сцене впервые.
- Да, одно время "Три сестры" хотел поставить наш Цыден Цымпилович. Но как-то не пришлось... Чехов интересен своими недомолвками, копанием в душе человеческой. И все это надо уловить. Работа над
"ролью продолжается до сих пор, ее надо шлифовать. "Чайка" - одна из больших работ театра, и я приглашаю всех, кто еще не был. Хотелось бы видеть в зале и молодых зрителей.
- Вы считаете, что молодежь плохо посещает ваш театр?
- Жалко, что она предпочитает больше бары, пиво и прочее. Мы приучили зрителей к однодневным спектаклям, песням, концертам, просто лицезреть. А потому на серьезные вещи они ходить не склонны. Надо возвращать молодежь в театры.
- О чем еще болит голова у народной артистки России, а теперь еще и кавалера ордена Дружбы?
- Прошлой поездкой в Якутию, а возили мы туда несколько спектаклей, мы доказали, что наш театр вышел сегодня на новый уровень. Но вот как изыскать средства на другие полномасштабные гастроли, и не только в Монголию и Якутию? Сможет ли национальный театр принять участие в чеховском фестивале "Ангажемент Нины Заречной", куда уже есть приглашение, а средств пока нет? Чья это задача? Не только, наверное, Бурятского театра, но и правительства республики. Надо ведь не только накормить народ, но и работать над его духовным воспитанием, особенно молодых. В связи с этим всегда вспоминаю Улан-Батор, где на спектаклях в огромном зале очень много молодежи. Там она, я заметила, не пьет так повально, как у нас. Молодежь там стремится к знаниям, многие учатся в Америке, Болгарии, Чехословакии, Японии, Германии.
- Окрестности Верхней Березовки уже третий год украшает ваше кафе-юрта "Баатарай ургоо". Гостям города оно, конечно же, пришлось по вкусу, особенно своей экзотикой. А теперь вы открыли салон красоты "Баттерфляй". Что вы можете предложить читательницам "Бурятии" в канун 8 Марта?
- Поздравляю всех женщин с праздником и приглашаю в наш салон, где вам будет предложена японская косметика для волос, основанная на натуральных компонентах, с лечением на клеточном уровне. А также японские маникюр и педикюр. Я желаю всем быть красивыми, хотя бы в праздник!