Главная >> 5 >> 18

"ГОСПОДА ИМПРЕССИОНИСТЫ МОГЛИ БЫ ПОТЕСНИТЬСЯ"

К 80-летию художника Анатолия Савченко


Наталья Абрамова, редактор киностудии "Союзмультфильм":


"Анатолий Савченко - счастливая страница в мультипликации, как и сама мультипликация для него - счастье. Он создал поистине народных героев, живых, трогательных, теплых. А умение заложить в персонажей характер - это особый талант, данный не каждому художнику. Актерам, приходившим на озвучание, эти рисунки очень помогали. Герои у Савченко всегда были изумительными, в них обаяние удивительным образом сочеталось с эксцентрикой. Наверное, поэтому тот же хвастливый попугай Кеша продолжает жить и сегодня - на экран выходят новые фильмы с его участием. Этим можно только восхищаться, как в свое время восхищалась нарисованным Карлсоном сама Астрид Линдгрен. Толя Савченко - художник от Бога, и для нашей мультипликации он - просто чудо".


Эдуард Назаров, режиссер:


"Фильм "Вовка в тридевятом царстве" в свое время нанес оглушительный художественный удар по студии. Анатолию Савченко начали подражать, как в свое время пол-Европы стали рисовать под Прийта Пярна, а у нас - ставить под Юрия Норштейна. Но безуспешно. Таких, как Савченко, больше не было и нет. И на экране, и в книгах его персонажей ни с кем не спутаешь, они всегда острые, характерные. И "цветовод" он необыкновенный. Помните быстро проскакивающие тона в "Малыше и Карлсоне"? Если их остановить и разглядеть - это ж красота небесная! Господа импрессионисты могли бы потесниться. И при всей своей гениальности Анатолий Михайлович всегда оставался скромнейшим человеком, не влезавшим ни в какие "политические" баталии. Более доброго человека на "Союзмультфильме" нельзя было встретить. Может быть, не очень корректное сравнение, но лично мне он напоминал в то время Пятачка - сочетание здорового розового цвета щек с голубыми глазами потрясающе!"


Анна Атаманова, художник:


"Толя относится к той старой плеяде блестящих художников "Союзмультфильма", с которыми работалось чрезвычайно интересно. К тому же он всегда располагал к себе, будучи доброжелательным и глубоко порядочным. В нашем декораторском цеху, где я трудилась, его прозвали "Толя-лапочка". Это о многом говорит. Если другие художники были довольно жесткими и требовательными, с ним всегда работалось легко. Даже если кто-то делал не так, как хотел Савченко, он старался не обидеть и указать на ошибки тактично, вежливо. И, конечно, успех всех его фильмов, которые мы знаем и любим, - в большей степени заслуга художника Анатолия Савченко.


Мои родители очень дружили с его семьей. Когда в нашем доме отмечался какой-нибудь праздник, и Толя, и его жена Клавочка всегда были в прекрасном настроении, веселые, жизнерадостные. Это и сейчас очень улыбчивая и красивая пара".


Виктор Никитин, художник-постановщик:


"Толя - художник поиска, новых решений, изобразительных открытий и талантливых находок. Некоторые из созданных им персонажей в кино и книжной графике разбежались по разного рода рекламам и оберткам товаров для детей. Это ли не признак популярности?! А сколько всего создано персонажей за всю долгую жизнь в стенах студии! Он никогда не завидовал другим художникам и всегда искренне радуется успехам других. Эти добрые качества человека всегда помимо воли мастера отражаются и на его рисунках.


Толя Савченко - это наше военное поколение, которое создавало лицо студии "Союзмультфильм", и, надеюсь, это достойное лицо - на радость ребятишкам".


Александр Курляндский, драматург, писатель:


"Процесс создания героев фильма - дело двух человек, режиссера и художника. Когда Анатолий Савченко рисовал попугая Кешу, я не вмешивался, но результатом остался очень доволен. К сожалению, в дальнейшем мы практически не общались, но я знаю, что в книжном мире авторитет Савченко очень высок, в детской литературе он считается профессионалом высочайшего класса. В последнее время Анатолий Михайлович из-за возраста и болезней отказывается от любого сотрудничества.


и, переиздавая того же "Блудного попугая", мы вынуждены прибегать к работе других художников и видоизменять героев. И здесь я должен отметить, что обаяние первоисточника никто так и не переплюнул. В историю войдут и Кеша, и Кот, и Ворона, нарисованные именно Анатолием Савченко".


***


Фильмы художника-постановщика Анатолия Савченко


1953 - "Лесной концерт" (реж. И. Иванов-Вано)


1954 - "Мойдодыр" (реж. И. Иванов-Вано)


1955 - "Необыкновенный матч" (реж. Б. Дежкин и М. Пащенко)


1956 - "Приключения Мурзилки" (реж. Е. Райковский и Б. Степанцев)


1957 - "Опять двойка" (реж. Е. Райковский и Б. Степанцев)


1958 - "Петя и Красная Шапочка" (реж. Е. Райковский и Б. Степанцев)


1960 - "Мурзилка на спутнике" (реж. Е. Райковский и Б. Степанцев)


1964 - "Петух и краски" (реж. Б. Степанцев)


1965 - "Вовка в тридевятом царстве" (реж. Б. Степанцев)


1966 - "Окно" (реж.Б. Степанцев)


1967 - "Песня о соколе" (реж. Б. Степанцев)


1968 - "Малыш и Карлсон" (реж. Б. Степанцев) 1970 - "Карлсон вернулся" (реж. Б. Степанцев)


1971 - "Сердце" (реж. Б. Степанцев) 1973 - "Щелкунчик" (реж. Б. Степанцев) 1976 - "Муха-Цокотуха" (реж. Б. Степанцев) 1979 - "Почему ослик заупрямился" (реж. Б. Степанцев)


1984 - "Возвращение блудного попугая" (реж. В. Караваев)


1985 - "Дереза" (реж. А. Давыдов)


***


Папа Карлсона


Анатолий Михайлович Савченко родился 30 июня 1924 года в Новочеркасске. Воевал. В 1953 году окончил ВГИК с дипломом художника-постановщика мультипликационных фильмов и был зачислен в штат "Союзмультфильма", где и проработал до 1990 года. Среди профессиональных наград - приз МКФ в Аннеси фильму "Петя и Красная Шапочка" (1958), приз МКФ в Карловых Варах фильму "Мурзилка на спутнике" (1960), приз МКФ в Майаме фильму "Окно" (1966), призы Международного фестиваля фильмов, посвященных работе Красного Креста, в Варне (1973) и приз Международного фестиваля соцстран по охране здоровья в Нише (1972) фильму "Сердце". Приз МКФ детских фильмов в Хихоне фильму "Щелкунчик" (1974) и премия "Ника" фильму "Возвращение блудного попугая", выпуск 2 (1987). 30 июня 2004 года Анатолию Савченко был оказан единственный знак внимания со стороны высшей власти государства - поздравительная телеграмма президента России в связи с 80-летием.