Главная >> 5 >> 18

КУЗЬМИНКИ НА ФОНЕ СВОЕГО ТРЕХСОТЛЕТИЯ

В минувшие выходные праздновалось 300-летие усадьбы Кузьминки. Хотя годом ее основания, то есть земельного пожалования Строгановым, считается 1702-й, два года назад усадьба не была готова встретить юбилей. С чем же она встречает его теперь?


До всяких юбилеев передали верующим и отреставрировали церковь во имя Влахернской иконы Божией Матери. Работа архитектора Елены Воронцовой, руководителя проекта реставрации, отмечена как лучшая на профессиональных смотрах.


Что касается гражданских зданий и парка, то неустройства начались еще до революции. Наследники Строгановых Голицыны, превратившие усадьбу в мировой шедевр, с годами перестали дорожить своим созданием, оставив его дачникам. Господский дом и один из флигелей сгорели в 1915 году, когда в них размещался временный госпиталь.


Экспериментальный институт ветеринарии, пользователь усадебного комплекса с 1918 года, в 30-х годах построил новый главный дом (непохожий на прежний) на старом месте, а флигель воссоздал в 50-х. Тем временем в усадьбе исчезали и исчезли Чугунные ворота, Пропилеи, памятники Петру (бывавшему в Кузьминках) и Николаю I, беседка в честь императрицы Марии Федоровны, Березовый домик, Проволочный мостик...


В 1978 году сгорел шедевр архитектора Доменико Жилярди - Музыкальный павильон в ограде Конного двора, с тех пор воссозданный. Весь Конный двор, давно покинутый ветеринарами, отреставрирован на средства префектуры только к нынешнему празднику, с приспособлением к первоначальной функции (проект Елены Воронцовой). Временно, для праздника, здесь разместились экспозиции Музея русской усадебной культуры, основанного в Кузьминках в 1999 году на правах филиала Музея истории Москвы.


Концепция тотальной музеефикации Кузьминок существует, но не обеспечена бизнес-планом. Правительство Москвы не может финансировать музейное приспособление и реставрацию всех зданий и строений. Кузьминки не станут вторым Кусковом (еще и потому, что территория огромна и с голицынских времен открыта для гуляющих). Постепенный уход ветеринаров в новое здание на Рязанском шоссе сопровождается приходом в усадебные постройки коммерческих организаций, способных оплачивать аренду и реставрацию.


Владельческие перемены сопровождаются дальнейшими потерями: в 90-е годы в Кузьминках сгорели пустовавшие Дом на плотине (архитектор Михаил Быковский), Ванный домик (Доменико Жилярди) и дача сенатора Полуденского (Алессандро Жилярди). Первый вчерне воссоздан инвестором, другие два лежат в руинах. От воссоздания в бетоне, а не в дереве Дом на плотине спасла слабость грунта над водой.


Дальнейшее зависит от способности правительства Москвы согласовать усилия и интересы старых и новых арендаторов и ведомств. Парк культуры и отдыха, лесничество, приход, Ветеринарный институт, местный Экоцентр с Музеем пчеловодства, Музей старинных автомобилей в парке, Музей усадебной культуры с главным помещением в Служительском флигеле, Музей Паустовского во Флигеле садовника, частная школа на Садоводстве и детский сад того же владельца на Красном дворе, Фонд архитектурного наследия имени Андрея Рублева на Скотном дворе (где к юбилею выполнены противоаварийные работы), инвесторы восстановления Дома на плотине и дачи Полуденского... Это далеко не полный перечень организаций, участвующих в деле.


Тугой имущественный узел затянулся на Господском дворе и в Верхнем парке. Два флигеля уже уступлены Ветеринарным институтом городу и перешли в распоряжение Музея усадебной культуры. Один из них - давно пустующий раскрытый сруб, который, однако, можно сохранить. Другой - недолговечный новодел из силиката, подлежащий сносу и воссозданию в первоначальном материале. Теперь ветеринары покидают новодельный главный дом и два замечательных, подлинных памятника работы Доменико Жилярди - Египетский павильон и Померанцевую оранжерею, сохранившую интерьеры. Оставаясь юридически хозяином этих строений, институт раздумывает, уступить их городу или сдавать в аренду. Как гражданин, директор Института ветеринарии Михаил Гулюкин предпочел бы видеть все в руках Музея усадебной культуры. А как директор, он думает о выгоде своей организации. Дело осложняется путаницей в оформлении владельческих прав самого института: по словам Гулюкина, Министерство имущества предполагало оспорить их в суде.


Кто же всем этим управляет? Образованный в 1997 году природный и историко-культурный комплекс "Кузьминки-Люблино" не имеет юридического лица. В 2001 году для управления комплексом была образована территориальная единица с особым статусом, но вскоре она была упразднена как неэффективная. Управление перешло в префектуру Юго-Восточного округа.


В пользу Кузьминок работают профессионализм и энтузиазм многих людей. Работают музейщики во главе с Антоном Горяновым. Местные экологи во главе с Александром Сержантовым. Лесничие во главе с Михаилом Смирновым. Реставраторы во главе с Еленой Воронцовой, которая ведет в Кузьминках все архитектурные объекты, опираясь на полувековые разработки научно-реставрационных проектных мастерских.


Ландшафтное проектирование и парковая реставрация до недавнего времени были сосредоточены в не менее опытных руках - в "зеленой" мастерской института "Моспроект-4", где накоплен капитальный опыт изучения и воссоздания усадебных парков. Однако накануне пресловутого второго фестиваля цветников генеральное проектирование парка волей управления охраны памятников перешло в "Моспроект-2". Результат не заставил себя долго ждать: фестивальное оформление новым проектировщиком подъездной аллеи - Влахернской перспективы - вызвало критику специалистов и общественных защитников Кузьминок. Действительно, зачем было мостить плитой две семисотметровые прогалины газонов, сохранявшиеся по бокам проезда с первой половины XIX века? Зачем тратиться на искажение подлинного, а не на восстановление утраченного или грозящего утратой?


Также непонятно, зачем было тратиться на обелиск в честь 300-летия Кузьминок, спешно установленный по инициативе города, в обход комиссии по монументам, то есть с нарушением нескольких законов.


Столичная пресса нахваливает цветники в Кузьминках. Но цветники - "последние краски устроенного ландшафта". А он еще далеко не устроен.