Главная >> 5 >> 18

Над Лаврой шарики летали

III Всероссийский фестиваль тепловых аэростатов специальных форм прошел в Сергиевом Посаде


СОБЫТИЯ


Несколько десятков участников и не одну тысячу зрителей вот уже третий год подряд собирает в Сергиевом Посаде уникальный июльский фестиваль "Небо святого Сергия". Он приурочен к Дню памяти преподобного Сергия Радонежского, благословлен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и поддержан губернатором Московской области Борисом Громовым. Нынешнее лето не стало исключением.


Три дня - с 16 по 18 июля - над куполами Свято-Троицкой Сергиевой лавры, жилыми микрорайонами, окружающими древний город лесами, неспешно скользили по воздуху яркие аэростаты необычных форм. Смотрим направо - "Кружка кофе". Глядим налево - "Царь-колокол". На горизонте "Желтая Подводная лодка" огибает "Водовзводную башню Кремля"... Когда братья Монгольфье в 1783 году запускали над Версалем первый в мире воздушный шар, они даже подумать не могли о чем-либо подобном.


Всего в этом году в подмосковное небо поднялись около двадцати аэростатов. Могло бы быть и больше, но, сетуют организаторы фестиваля, сильно подкачали погодные условия. Поэтому тех, кто, не испугавшись капризов природы, все же приехал к обители преподобного Сергия из разных уголков нашей страны, без преувеличения можно назвать отважными смельчаками. Кстати, среди пилотов немало именитых в аэростатниковых кругах персон - участники российских и международных фиест, рекордсмены, призеры и победители всевозможных чемпионатов.


- Выбрать нужный воздушный поток, развернуть аэростат в определенном направлении и умело маневрировать аппаратом, красиво приземлиться - вот в чем заключается мастерство, - считает председатель оргкомитета фестиваля Юрий Вронец.


Поднять шар вверх и пролететь нужную дистанцию бывает порой намного легче, чем опуститься на землю. Особенно если посадку сопровождают сильные порывы ветра. По этому поводу у аэростатников даже существует своя шутливая поговорка-напоминание: умный полетел, мудрый живет.


- Умничать и хвастаться в нашем деле, действительно, не к месту. Опытный пилот в первую очередь подумает о безопасности перелета. И если погодные условия сомнительны, полет все же лучше отложить, - говорит пилот Валерий Бокша из клуба воздухоплавания в Жуковском.


Сам Валерий за 290 своих летных часов в экстремальные ситуации попадал не раз. "Одна произошла со мной в 2002 году на чемпионате России по воздухоплаванию в Дмитрове, - вспоминает Бокша. - Дул сильный ветер и при грубой посадке лопнул топливоподающий шланг. Конечно, было трудно сразу сконцентрироваться. Избежать пожара и взрыва удалось только благодаря тому, что были погашены все огни".


Из-за неустойчивой погоды, сильного ветра в первый день фестиваля ни один аэростат в воздух не поднялся. Кое-кто из участников попытался хотя бы надуть шары, чтобы показать зрителям экзотические формы, но и эти попытки пришлось оставить: удерживать огромное полотно при резких порывах ветра было крайне сложно.


Однако пришедшие на городской стадион "Луч" гости праздника разочарованы не были. Они увидели выступления молодежных музыкально-танцевальных групп, награждение отличившихся во время прежних выступлений пилотов, услышали официальные приветствия советника губернатора Московской области, боевого летчика, Героя Советского Союза Виктора Кота, представителя областного Минтранса Михаила Липатова, президента российской ассоциации участников космических полетов, дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта Геннадия Стрекалова.


А вот в субботу и воскресенье пилоты по-настоящему оторвались.Как в прямом, так и в переносном смысле. Один за другим в небо над обителью святого Сергия плавно поднимались причудливые аппараты. Особый интерес вызвали копия Водовзводной башни Кремля (аэростат высотой 59 метров считается самым большим в Европе) и "Желтая Подводная лодка" - посвящение группе The Beatles (пилот Лев Маврин - один из известных и старейших мастеров).


Большинство из представленных на фестивале аэростатов сделаны на подмосковном заводе "Интеравиа-Сервис", который, собственно, и стал организатором грандиозного мероприятия. За 15 лет на предприятии изготовили более 100 воздушных шаров, летающих сегодня не только в России, но и за рубежом. Однако некоторые клубы, например, в Жуковском, научились изготавливать шары самостоятельно.


- В нашем клубе уже немалый арсенал - два больших и много маленьких шаров. Один из них был сделан специально для программы "Спокойной ночи, малыши!", - рассказывает Валерий Бокша, в прошлом старший научный сотрудник НИИ авиационного оборудования.


- Занятие воздухоплаванием -удовольствие не из дешевых. На какие средства вы существуете?


- Многие нас считают сумасшедшими, - улыбается Валера. -Все, что у нас есть, мы несем в клуб. Стоимость одного шара -около 15 тысяч долларов. Плюс техобслуживание, затраты на проезд и прочее. Деньги зарабатываем на основной работе.


- За что любите полеты?


- Наверное, больше всего за их романтизм, ощущение необъяснимого удовольствия и восторга.