"У меня сейчас такой период в жизни, что я очень счастлив
Творчество композитора сродни работе винодела. С одной стороны, можно сделать быстро дешевый, бормотушный портвейн, с другой -элитное выдержанное вино или дорогой коньяк. Композитор и певец Олег Кваша, несомненно, относится ко второй категории. Он не пишет по семьдесят композиций за месяц и не является сторонником третьего закона Гегеля, что количество может перейти в качество. В активе Олега Семеновича порядка ста песен. Немного? Зато практически каждая из них - народный хит... Сейчас большую часть времени артист проводит в звукозаписывающей студии. Идет подготовка к выпуску его нового, седьмого по счету альбома.
- Олег Семенович, в последнее время известные исполнители все реже выпускают новые альбомы. Отчего так?
- Мой готовящийся альбом новым можно назвать с большой натяжкой. Выйти в свет он был должен еще два года назад. Тогда мы с Аллой Борисовной Пугачевой даже песню одну переписали. Это моя самая первая песня, которая была написана в 1982 году, - "Крысолов". Мы сделали ее новую транскрипцию, новое прочтение. Даже хотели клип снимать, но не получилось.
Теперь о причине задержки с выходом альбома. Дело в том, что на тот момент я оказался перед выбором: записывать альбом и продолжать концертную деятельность либо с сентября 2002 года и весь 2003 год заниматься только одной песней и петь ее практически каждый день. Эта песня - официальный гимн 300-летия города - "Санкт-Петербург - гордая белая птица".
- До сих пор в тяге к официозу Олег Кваша замечен не был. Как же так получилось, что исполнителем гимна стали именно вы?
- Честно сказать, никогда не думал, что мне придется петь официальную песню. Я всегда был композитором и писал все, что хотел. И соответственно, исполнял все, что хотел. Однако когда эта песня была написана и принята правительством Петербурга в качестве официального гимна, возник вопрос: кто ее будет исполнять? Естественно, губернатор Яковлев попросил, чтобы я составил список людей, которых я вижу в качестве исполнителей. Я честно перечислил всех достойных питерских представителей петербургской эстрады от "А" до "X", от Асадуллина до Хиля. И Боярский там был, и Рогожин, и Сенчина, и Пьеха, и Сергей Захаров... Непосредственно выбор исполнителя был возложен на советника по культуре. А это был как раз Сергей Георгиевич Захаров. И он сказал, что все кандидатуры, в том числе и он сам, по тем или иным профессиональным причинам (которые Сергей Георгиевич аргументировал) не годятся. Я говорю: "И кто в итоге будет петь?" И Захаров сказал: "Знаешь, чтобы никому обидно не было, пусть эту песню будет исполнять сам автор. Ты написал, ты и пой. Как Газманов - написал и пел". Так я год с лишним отдал юбилею.
- Что будет представлено в новом альбоме?
- Там будут выверенные, точно рассчитанные на определенную аудиторию песни. С точки зрения стилистики альбом очень разнообразный. Каждая песня исполняется с разной аранжировкой: есть, как мы шутливо называем, "эрегированное регги", есть электронное диско, есть хорошая, проверенная "колбаса" а-ля "Скутер", есть баллады чуть ли не в стиле "Лимбискет", есть и инструментальная композиция (обычно она заканчивает каждый альбом) и, что для очень многих будет приятно, в качестве бонус-трека планируется "Санкт-Петербург - гордая белая птица". Дело в том, что до сих пор по ряду причин приобрести эту композицию было невозможно.
- А как насчет клипов?
- Могу сказать, что будет снято два или три невысокобюджетных видеоклипа. Один из них, я думаю, будет снимать режиссер из Уфы Виталий Мухамедзянов. В свое время он снимал мне "Зеленоглазое такси". Сейчас он занимается всеми мультяшными клипами "Глюкозы". Второй будет делать либо Саша Игудин (если сойдемся по цене, потому что в последнее время он снимает глобальные проекты), либо, возможно, попробует силы мой автор текстов Валерий Панфилов. Он, в общем-то, телевизионщик, снимает в основном рекламные ролики, но руки у него чешутся снять видеоклип.
- В то же время достойного клипа на гимн 300-летия так и не появилось...
- На самом деле на эту песню существуют четыре видеоряда. Я бы не назвал их клипами. Дело в том, что, когда эта песня была принята в качестве гимна, при подготовке к празднику она входила в первую десятку наиболее приоритетных направлений. Например, на первом месте стояла встреча президента России.
Песня, по-моему, находилась на седьмой позиции.
Проект заключался в том, что было нужно сделать инструментальную "минусовую" фонограмму (музыкальную композицию без голоса. - О. Б.) для всех школ, кадетских корпусов, воинских частей. Фонограмма была записана, но, как мне известно, тираж так и не был сделан и, соответственно, распространен. Второе. Нужно было сделать оркестровку для сводного военного оркестра, чтобы песня исполнялась в маршевом стиле. Этого не было сделано вообще. И эти "не было сделано" можно перечислять долго. Но была одна графа -"создание эстрадного варианта песни с хором ТРК "Петербург". За это направление отвечал я, и оно было сделано. А вот за что я не отвечал, то и сделать, естественно, не мог.
Когда я понял, что время идет, а средства на съемки достойного клипа не выделяются, то, в силу моих скромных возможностей, предложил свой вариант выхода из положения. Дело в том, что в то время весь город реставрировался и снимать его было невозможно: Александрийский столп в лесах, Петропавловка - в лесах, кони Клодта отсутствуют, Адмиралтейство красят. Все основные символы оказались в процессе реконструкции, и снимать их было .невозможно. Тогда я предложил взять фрагменты фотографий, отсканировать их, загнать в компьютер и менять их на каждом такте музыки. Сверху мы подложили живое "компьютерное" небо. Видеоряд смонтировали, подложили музыку и начали крутить по питерским каналам.
Второй вариант видео сделал Леша Лушников. Его он крутил по "Синим страницам". Затем, когда уже песня стала популярной и любимой, она получила "Золотой граммофон". Вручение награды и исполнение песни проходили в Ледовом дворце и снимались центральным телеканалом. Концертный вариант видео был третьим псевдоклипом.
- Почему же не было выделено денег на клип?
- В конце ноября 2002 года я лично с губернатором Яковлевым открывал Троицкий мост и развязку в Автове. Мы стояли на ветру и исполняли "Санкт-Петербург - гордая белая птица". Я спросил про клип, и Яковлев ответил, чтобы я пришел к нему на прием. При встрече он подписал распоряжение Запесоцкому (тогда он возглавлял Фонд-300) о выделении 20 тысяч долларов (без учета налогов) на съемки достойного видеоклипа. Запесоцкий в середине декабря с этой должности ушел. И вроде как распоряжение подписал. А когда на это место пришел Борис Киселев, то он этого распоряжения не нашел. Деньги куда-то пропали. Вроде как они были выделены, но до адресата не дошли...
Денег не было, время шло. Попытались было крутить по телевидению те видеоряды, что имелись, но тогдашний руководитель ТРК "Петербург" Ирина Теркина сказала, что ее не устраивают все три варианта. Решили снимать за очень небольшие деньги и в кратчайшие сроки (буквально за несколько дней) что-то принципиально новое. Теркина позвонила Борису Ивановичу Деденеву (петербургский клипмейкер. - О. Б.). Видеоряд придумывали Деденев с Теркиной. Я в этом процессе участвовал полчаса: приехал, отпел треки, уехал. Ни в создании концепции, ни в написании сценария, ни в монтаже я участия не принимал. Кстати, сам Деденев говорил, что эта затея - чистой воды авантюра: снять клип в такие сжатые сроки на такую серьезную песню...
- Стоп. Олег Семенович, несколько минут назад вы говорили, что деньги на съемки куда-то потерялись...
- Когда возник вопрос о финансировании видеоряда, что снимал Деденев, денег и не было. Но, поскольку песня - мое детище, я сказал: "Хорошо, давайте за производство клипа заплачу я".
До этого гимн я пел бесплатно. Меня приглашали, я исполнял. Когда встал вопрос о финансировании, я поставил условие: если плачу я, то извините, ребята, но за исполнение, когда вы меня будете приглашать, буду брать деньги. Они согласились. Сейчас могу констатировать, что спустя год вложения "отбились" с лихвой.
- Что, по-вашему, показал этот случай?
- Эта история показала, на мой взгляд, что, по большому счету, правительству Санкт-Петербурга, Комитету-300 и федеральным структурам было не до гимна. В то же время жизнь показала, что песня любима и нужна людям.
Что мы вспомним сейчас про Олимпиаду-80? Как мишка поднимался в небо и прекрасную песню Пахмутовой: "До свиданья, наш ласковый мишка," возвращайся в свой сказочный лес". Прошло 850-летие Москвы. Мы что, помним, кто там как маршировал? Не помним. А песню Газманова поем до сих пор.
Получается, чиновники не осознали простой вещи: праздник проходит, но что-то должно остаться. И это как раз - песня. Гимну празднования 300-летия правительственные структуры не уделили должного внимания, а потом в последний момент, впопыхах, кустарным способом пытались исправить положение, хотя он был принят 25 апреля 2002 года. А снимать клип стали в начале апреля 2003 года.
- Ради песни "Санкт-Петербург - гордая белая птица" вы не сняли клип с Пугачевой. Прима не обиделась?
- Конечно, человеку, наверное, неприятно было. Потому что несколько месяцев мы работали над фонограммой, потом она утверждала сценарий клипа. Но, с другой стороны, я могу сказать честно: Пугачева в декабре 2002 года собиралась снимать "Рождественские встречи" в Петербурге, с тем чтобы они были показаны 7 января 2003 года. При этом планировалось, что все исполнители будут питерские. Но там не срослось по финансам, тут административно не сложилось, и в итоге идея так и не была реализована.
А то, что она на меня затаила обиду, потому что я не снял "Крысолова", и теперь не будет со мной здороваться, это вряд ли.
- А как вы относитесь к поступку ее супруга с ростовской журналисткой?
- Я обсуждал эту ситуацию с коллегами. По нашему мнению, это абсолютно подсудное дело. Считаю, что Киркоров должен понести наказание в соответствии с законом. Могу сказать больше: все, с кем я об этом ни разговаривал, говорят то же самое. Мне кажется, что, если у этой девочки из Ростова будут хорошие адвокаты, Киркорову и его защите замять дело не удастся.
В середине 90-х годов очень многие артисты вели себя на периферии (не в Питере, не в Москве) некрасиво. Например, уважаемый мною Коля Фоменко. Город Ханты-Мансийск. Идет интервью, в котором 5 процентов правды, а 95 - лжи. Фоменко плохо высказывался о своих бывших "секретовских" коллегах. Я совершенно точно знаю, что Максим Леонидов (он тогда жил в Израиле) никогда никакие крыши не красил и маляром не работал. Да, у него была в Израиле малярная фирма, но сам он играл, записывал пластинки, ставил мюзиклы. А Коля говорил, что Макс сидит в Израиле без работы и красит крыши. Если бы Макс был здесь, услышал, что о нем говорил Фоменко, и подал бы на него в суд, то Коля бы платил за клевету. И таких примеров множество.
С другой стороны, я думаю, что если бы Филипп Киркоров давал интервью на MTV и ему бы задали аналогичный вопрос, он бы так себя не повел. Думаю, он не подумал, что какое-то там ростовское телевидение возьмет да и передаст пленку в местный корпункт НТВ. А те взяли, молодцы, и передали. А энтэвэшники взяли, молодцы, и показали.
- Кстати, а как бы вы ответили на подобный вопрос?
- Вопрос был, кстати, вполне профессиональный. У него спросили: "Почему в вашем репертуаре такое количество перепевок?" Если бы я был на его месте, то сказал бы, что у меня настолько высокая планка, что в нашей стране либо очень мало, либо просто нет достойных композиторов, которые могли бы написать песни такого уровня. И Игорь Крутой - плохой, и Игорь Николаев - плохой, Матвиенко -плохой, Константин Меладзе -плохой, Корнелюк - плохой, Кваша - плохой, поэтому я вынужден брать мировые шлягеры, перекладывать их на русский текст и петь. Вот такой бы я дал ответ.
- Значит, действия звезды критикуете...
- Лично для меня Киркоров не звезда. Его супруга - звезда, а он - нет. Для меня звезда - Михаил Боярский, как бы я к нему ни относился, это культовый персонаж - мушкетер, д'Артаньян... Вообще, в нашем эстрадном мире настоящих звезд немного. Я считаю, что как бы к нему ни относились, но Иосиф Кобзон - звезда, у него есть харизма, какая-то история. Связан он с мафией, не связан, в любом случае это - глыба, величина. А Киркоров для меня всегда был каким-то сладким мальчиком, которого любят определенного (именно определенного!) возраста женщины. Молодежь его, например, не воспринимает.
Я думаю, что большая часть страны к Киркорову относится негативно. И мне кажется, что со временем у него действительно развилась звездная болезнь, поехала крыша, что лишний раз подтвердило, что он не звезда.
- Один из показателей звездной болезни - отказ выступать с тем или иным исполнителем в сборных концертах. Как у вас с этим?
- У меня такого нет. Я знаю, что многие исполнители говорят: если такой-то будет участвовать в концерте, то я не буду. Или если этот участвует, то буду выступать после него. Мне абсолютно все равно, в какой очередности петь. У меня вообще, может это и плохо, нет никаких врагов. Я ко всем отношусь хорошо.
- О'кей, вы со всеми дружите, а как это стыкуется с вашими музыкальными пристрастиями?
- У меня две тысячи виниловых пластинок, компакт-дисков чуть поменьше. Есть вся классика (Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуман, Шуберт...), есть много джаза, в основном традиционного, практически полные дискографии Высоцкого, Окуджавы, Клячкина, Кукина, Визбора, практически вся классика рока, много хороших образцов итальянской эстрады, много поп-музыки, все диски Мадонны...
В 80-е годы я покупал все, что можно достать. А потом уже отбирал дома, что хорошо, а что плохо. У меня есть самая разная музыка. Могу сказать совершенно четко: нет таких музыкальных направлений, которые я бы не воспринимал. В любом из направлений есть хорошие образцы, есть плохие.
- Скажите, что вам нравится в Питере, а что - нет?
- Каждый день, возвращаясь со студии, я беру супругу, и мы делаем круг по Малому проспекту Васильевского острова, далее по набережной Макарова, потом по Биржевому мосту, за Петропавловку, мимо "Авроры", по Литейному мосту, далее по Дворцовой набережной пролетаем и выруливаем у Стрелки. Ставим машину, гуляем по Стрелке Васильевского. Из-за того, что практически все последнее время погода была не очень, там практически не было ни людей, ни машин. Город пустой. Даже туристов не видно. И мне это очень нравится. Вот он такой пустой, какой-то прохладный. Но тем не менее на этом маршруте очень ухоженный: все подсвечено, дороги хорошие. Город-сказка.
Но если взять Верейскую улицу... Она находится рядом с Технологическим институтом. Боже мой! Там можно оставить подвеску любого автомобиля. Только джип может проехать. А это буквально шаг от Загородного проспекта. Центр города. А на нашем родном Васильевском? Косая линия. Рядом Большой проспект - чудо. Едешь хорошо, потом раз - "убитая" Косая линия. И по ней же каждый день люди ездят на работу!
В общем, потемкинские деревни в нашем городе процветают. Центр нормальный, но шаг влево, шаг вправо - Верейская улица или Косая линия. А там ведь тоже живут люди, там тоже ездят машины. Поэтому двойственное впечатление от города: центр сделали, но люди живут не только там.
- В процессе разговора возникает ощущение, что вы - человек, который доволен своей жизнью...
- У меня сейчас такой период в жизни, что я, очень счастлив. Я очень долгое время (21 год) жил один. Это большой срок, я развелся еще в 1983 году. В этом году я наконец встретил девушку, которую очень люблю. Надеюсь, она меня тоже. Мы ждем ребенка, у нас очень теплые отношения. Когда я бываю в каких-то красивых местах один, мне очень жаль, что ее нет со мной и она не видит этой красоты.
***
Из досье "ТС"
Родился 13 сентября 1958 года
Окончил музыкальное училище и Государственную консерваторию. В течение нескольких лет выступал на танцплощадках и в ресторанах. В 1982 году начал сочинять музыку.
Самые известные и любимые в народе песни Олега Кваши ("Зеленоглазое такси", "Суббота есть суббота", "Я больше не хочу тайком любить", "Крысолов", "Отставной майор", "Пой, бродяга", "Горбун", "Бессонница") исполняли Алла Пугачева, Ирина Понаровская, Лариса Долина, Михаил Боярский, Николай Караченцов, Анне Вески, Марина Цхай, Юрий Охочинский, Сергей Рогожин.
В то же время, по словам Олега Семеновича, для него важнее, чтобы его песни пели не популярные артисты, а обычные люди. Так, ему приятно, когда, будучи на гастролях в небольшом городке, он приходит поужинать в гостиничный ресторан и слышит там свои песни.
- Я могу сказать, - говорит Олег Кваша, - что апофеозом для меня был сюжет в программе "Намедни", которую я очень любил. Там говорилось о кооперативе женщин-таксисток в Уфе. "Намедни" показали, как женщины сидели за столом и внезапно так, по-бабьи, затянули: "0-ё-ё-ёй, зеленоглазое такси". Вот это для меня и значит популярность: когда простые люди знают твои песни, поют и любят.
Кваша - лауреат многих музыкальных конкурсов, в том числе и международных. Получил Гран-при Международного фестиваля советской песни, диплом Союза композиторов.
Дважды лауреат премии "Золотой граммофон".