Главная >> 5 >> 18

/Семейный клуб/

/Особый случай/ ДЕВЯТЬ ЖЕН ХУДОЖНИКА


70-летний отец нянчит маленькую дочку


Счастья одного человека хватит на многих, только делиться надо щедро. Этой простой жизненной установкой и руководствуется Анатолий Розов - заслуженный художник Чувашии, лауреат премии имени И. Яковлева, почетный гражданин Цивильска. Он уже и не помнит, скольким женщинам говорил комплименты, мило улыбался, дарил цветы и ... детей. За свои 70 лет Анатолий Сидорович был женат девять раз. Все браки счастливые, ни один из них он не считает пустой тратой времени. Столько же, по записям в паспорте, он имеет детей.


Анатолий Сидорович родился в Покров день в деревне Торваши Цивильского района. Был последним, шестым ребенком в большой крестьянской семье. С малых лет работал в поле и на огороде, плел лапти на продажу. Особенно тяжело жилось в послевоенные годы голода и разрухи. Тогда 17-летний подросток решил уехать на заработки. Приписал себе в документах лишний год и вместе с пятью сотнями других молодых парней из Чувашии отправился в Нижний Тагил. С этого момента и началась для него другая жизнь.


Будущий художник работал плотником-столяром на кирпичном заводе, строил знаменитый Уралмаш, учился на водителя. Новые профессии помогли, когда Анатолий Сидорович участвовал в строительстве Куйбышевской и Чебоксарской ГЭС, служил срочную в Германии - возил солдат и офицеров.


Первый опыт семейной жизни Анатолий получил, когда ему было всего 22 года. С женой Надеждой Ивановной познакомился на первомайской демонстрации. Пригласил на свидание. А потом родилась девочка Светлана.


- В 1957 году поехал я в Москву на VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, - рассказывает художник. - Познакомился там с ливанской девушкой. А другая - индианка - сама пригласила меня на встречу у Кремля. Но я не пришел. Позже дома жене рассказал об этих иностранках. А она меня отругала - за то, что... не пошел на свидание. Разве можно, говорит, так женщин обижать и обманывать! Вот такая она была неревнивая. С Надеждой я прожил дольше всех - 11 лет.


Художник - натура творческая, в одном городе ему тесно. Вот и А. Розов много путешествовал по стране. Поэтому на "семейном счету" у него были супруги из Рязани, Ленинграда, Тольятти. В волжский автоград он уехал в 1973 году вместе с другим известным чувашским художником - Праски Витти. Оба они работали в Куйбышевском союзе художников. Талантливым мастерам дали квартиры - у Анатолия Сидоровича была аж четырехкомнатная. Тогда его и приглядела Людмила. Заполучив через загс обаятельного парня с приличным жильем, молодая супруга скоро затеяла дележ квартиры. Пришлось разводиться, отдав бывшей жене положенную часть имущества.


Спустя несколько лет А. Розов все-таки вернулся в родные Чебоксары. Начал преподавать на худграфе пединститута. Познакомился там со студенткой-первокурсницей из Набережных Челнов. "Гуляли мы с ней по залам выставки, где были работы известных художников, - говорит Анатолий Сидорович. - Я вызвался быть экскурсоводом, рассказывал Татьяне о Микеланджело, про пышные тела героинь его картин. И она, видно, решила эти образы воплотить.Сутки меня не выпускала из своей квартиры - так родилась еще одна девочка".


Татьяна Александровна, конечно, знала о бурном прошлом своего мужа, но не думала, что оно будет ее преследовать. Однако через год после свадьбы в Чебоксары приехали все четыре бывшие жены с детьми. Требовали вернуть "милого". Хозяйке пришлось разместить гостей на кухне. Две недели спорили, а потом решили оставить все, как есть. С Татьяной Александровной Анатолий Сидорович прожил до 1994 года.


Почему все его браки недолговечны? На этот счет у художника только догадки. Может, женщин преследовало его прошлое - не давала покоя ревность, а может, на уме у них были только квартиры Анатолия и его деньги. Или быстро надоедали его неординарность и "охота к перемене мест". Ведь А. Розов не только художник - он ставил спектакли на сценах театров от Свердловска до Ленинграда. У него было 19 персональных выставок: в Ижевске, Новосибирске, Рязани, Тольятти, Санкт-Петербурге. Такая же и семейная жизнь была - разная и недолгая. Уверен Анатолий Сидорович только в одном - он безумно любил всех своих женщин.


Сейчас ему 71-й год. В свободное от творчества время нянчит своего девятого ребенка от девятой жены - девочку Дарью. Познакомился с новой супругой Мариной случайно. Друзья уговорили сделать флюорографию. Пошел в строительную поликлинику. "Заглянул в кабинет и увидел ее. И она посмотрела на меня как-то особенно. Потом рассказала, что сразу поняла - это тот единственный, кого ждала всю жизнь", - рассказывает художник.Новоиспеченная пара расписалась два года назад, когда Марине было 28 лет. Солидный возраст мужа ее нисколько не смущает. Даже мама невесты брак одобрила - настолько Анатолий Сидорович ей показался обаятельным человеком. А дочь свою наставила: семью береги, не за квартиру замуж выходишь, за человека.


И. СОЛОВЬЕВА.


/Детское лето/ ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДАРОК


Спросите любого ребенка, что такое праздник. Наверняка он ответит - это когда дарят подарки, можно съесть что-нибудь вкусненькое и увидеть что-то необычное. И все это - в компании друзей.


В канун Дня республики центр социальной помощи семье и детям Калининского района решил объединить все эти желания и устроить для ребятишек веселое путешествие на красивом большом автобусе по городам и весям Чувашии. Началось оно ясным солнечным утром 23 июня.


Для многих мальчишек и девчонок, посещающих центр, это был первый выезд за пределы города. Их удивляло все, что они могли видеть за окнами автобуса. Кто-то радостно закричал: "Смотрите, жеребенок!" А вот и другие картины неведомой горожанам сельской жизни - пастух с отарой овец, маленькая девочка со стаей длинношеих гусей, крестьяне, ворошащие деревянными граблями скошенное сено. И всюду земля покрыта ковром изумрудной травы с полевыми цветами - ромашками, лютиками, розовыми и белыми головками клевера.


Ближе к Ибресям панорама изменилась, по сторонам дороги до самого горизонта темной стеной встали знаменитые леса. Когда-то в них прятались от государевых слуг чувашские крестьяне, а теперь на месте их поселений стоят современные деревни и села. А вот цель нашего путешествия - музей под открытым небом. Здесь было что посмотреть и потрогать руками - домашнюю утварь в курной избе и доме зажиточного крестьянина, двери, косяки, лавки, печь, ткацкий станок, люльку, лучину. А до чего здорово полазить внутри настоящей мельницы и понять, как она ловит ветер!


Распрощавшись и поблагодарив за гостеприимство, мы отправились в Канаш. Экскурсию по городу с нами провел сотрудник музея краеведения. Домой, в Чебоксары, все сорок уставших, но счастливых путешественников вернулись только под вечер.


Л. АСТРАХАНЦЕВА.


/Ситуация/ СЕЛЬСКАЯ "САНТА-БАРБАРА"


Как-то пришлось мне ехать на рейсовом автобусе из райцентра в Чебоксары. Внимание пассажиров долго привлекали подвыпившие парень с девушкой, очень уж откровенно ласкавшие друг друга. Одни попутчики возмущались, другие просто отворачивались. Пара слегка поостыла лишь после того, как интеллигентного вида мужчина что-то шепнул парню на ухо.


Моя попутчица, молча наблюдавшая за влюбленными, вдруг сказала: "Да что там молодежь, в нашей деревне теперь и пары в годах ведут себя не лучше, еще почище, чем в "Санта-Барбаре".


Мы разговорились. Оказывается, семья Марины, несколько лет проживавшая за пределами Чувашии, три года назад переехала в деревню мужа.


- Я и сама из деревни, помню, как нас воспитывали в детстве, - продолжала Марина, - быть скромными, трудолюбивыми. Учили беречь девичью честь, а коль замуж выйдешь - быть верной и преданной мужу женой. И большинство семей тогда придерживались этих неписаных законов, боялись людского суда. А гулящих, да еще рожающих незамужних женщин осуждали.


Свобода нравов, думала она тогда, существует только за границей и в больших городах.И не подозревала, как быстро и широко "сексуальная революция" развернулась и в селах - только в их деревне, по словам Марины, сразу несколько "любовных треугольников".


Семьи полные, имеют по два, а то и по три ребенка - иногда уже замужних дочерей. Но, имея законных супругов, то муж, то жена заводят роман на стороне. Обманутые и обиженные половинки, как правило, пытаются вышибить клин клином. Вот и получается: Иван бегает "налево" к соседке Галине, его жена Валентина принимает у себя соседа Гришу, а Гришина "благоверная" встречается с холостяками моложе себя лет на 10-15, благо их в деревнях теперь развелось десятками.


Конечно, периодически женская половина ходит в синяках, но по праздникам семейные пары вполне мирно гуляют вместе. Одна из этих дам недавно в узком женском кругу даже пожаловалась на соседку, отправившую своего мужа на заработки в Москву, - Зина, мол, стерва, выпроводила моего Петра, и живет с Николаем. А для меня и мужика нет...


Что тут скажешь? Перевоспитать односельчан Марины, многим из которых уже за тридцать и сорок лет, наверное, невозможно. Лишь бы яблоки от этих яблонь упали подальше, лишь бы дети их не пошли по стопам родителей...


Е. ФЕДОРОВА.


/Братья меньшие/ РЕВНИВАЯ МАША


Жили-были в нашем доме два зеленых попугая - Гоша и Маша. Гоша души не чаял в своей подружке, но та оставалась равнодушной к его ухаживаниям и лишь изредка позволяла кавалеру кормить себя из клюва. Когда птиц выпускали на прогулку по квартире, Гоша старался все время быть рядом со своей возлюбленной, а она, капризничая, перелетала с места на место.


Все изменилось с появлением в доме морской свинки. Гоша с интересом наблюдал за новым соседом, сильно походившем на здоровенную откормленную крысу. Потом слетел вниз и "пошел на контакт" с представителем "чужой цивилизации". Знакомство прошло успешно. Через некоторое время два абсолютно разных существа с удовольствием уплетали из одной тарелки пшенку, овес и геркулесовые хлопья. А за ними с ревностью следила брошенная подруга. Ей явно не нравилась сложившаяся ситуация. Вместо того, чтобы сидеть рядом с ней, Гоша общался черт знает с кем! Ведь у этого существа даже не было перьев! И Маша решилась на страшную месть. Она слетела на пол, быстрыми шагами направилась к морской свинке и начала дергать шерсть из носа, ушей, головы. Надо отдать должное нашей свинке: несмотря на боль, она не позволила себе ничего лишнего, хотя с помощью огромных зубов "а ля бобер" могла бы запросто поставить глупую птицу на место. Вместо этого свинка, громко вереща... позвала попугая. Гоша прилетел и отогнал ревнивую супругу. После этого случая я заметила, что из общей чашки ели уже три члена нашей семьи.


М. БАГАДЕРОВА.


/Очень личное/ "Я ТЕБЯ ЛЮБУ"


Какое счастье, что ты есть! Я так ждала нашей встречи. Родная, ты потрясаешь меня своим талантом, великодушием, чуткостью, добротой. Ласковый огонек в твоих глазах, льющийся смех, твои забавные шутки, песни, придуманные тобой, танцы, которым ты отдаешься с душой, мы должны вместе сберечь и пронести через всю жизнь.


Невероятная озорница, ты увлечешь в хоровод даже самого унылого и ленивого, заставишь петь и смеяться. Какое счастье видеть, как твои маленькие ручонки лепят из неподатливого пластилина непонятную фигуру, и ты называешь ее кошкой; синей краской выводишь на бумаге круг и называешь его солнцем. А как наивно пытаешься подружиться с тенью от люстры, зловеще выступающей на потолке в вечерней полутьме, ласково называешь ее "тень-тень-потетень".


Возможно, твой мир гораздо шире и ярче нашего, если ты в самых обычных вещах видишь столько невероятного?


Нежная, хрупкая, ты умеешь любить открыто, бескорыстно, самозабвенно. "Я тебя любу", - говоришь ты и крепко обнимаешь за шею. Какое счастье, что я могу целовать, обнимать тебя, что ты всецело моя. Такой огромный поток любви к тебе вырывает из моей груди слезы радости. Любовь между мамой и дочкой не сравнима ни с чем. Мне не нужно добиваться этой любви, не нужно скрывать и сдерживать порывы, когда так хочется прижать тебя к сердцу, мне не нужно лицемерить и лгать, казаться лучше. В волнах этой любви я плыву и очищаюсь от всех грехов и недостатков.


Ты - тоненький цветок, который нужно беречь, хранить от невзгод, ты же - стержень, опора, которая не дает упасть и потеряться в этой жизни. Ты - прилежная ученица, которая внимает каждому слову, ты же - строгая учительница, которая всего лишь взглядом дает оценку каждому моему поступку. Ты - моя лучшая подруга, благодаря которой не бывает минут скуки и безделья. Ты искренне разделишь со мной радость, и не даешь напасть хандре только потому, что ты у меня есть, мое солнышко, моя радость.


Тебе скоро два года... как это много для нас с тобой!


Я благодарю Всевышние Силы за то, что я - Мама, за то, что именно ты - моя Дочь.


Т.ЩЕРБАКОВА, любящая мать.


/Хозяева/ НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОГО ДОМА


Сейчас полстраны ездит в Москву на заработки - кто торговать, а кто по строительной части. Николай Козлов - строитель неплохой, и его мастерство в первопрестольной уже оценили по достоинству. Съездил на "шабашку" несколько раз, заработал неплохие деньги и выкупил у себя в Ибресях старый дом.


Когда-то здесь жил купец Крылов, затем на втором этаже открылась контора общепита, а на первом - мясной магазин. Дому больше ста лет, но Николая Алексеевича это нисколько не смущает. Первый этаж кирпичный, ему ничего не будет, да и второй, бревенчатый, сохранился хорошо.


Новый хозяин в прошлом году уже поменял старую кровлю, обложил весь дом кирпичом. На первом этаже он собирается открыть продовольственный магазин. Помогают Николаю Алексеевичу друзья, да и остальные члены семьи не остаются в стороне. Жена, дочка и сын принимают в строительстве самое активное участие. И уверены - после ремонта старый дом простоит еще сотню лет.