Театр всегда играл прогрессивную роль 6 Лизни любого общества. Он обладает великой силой, может позвать за собой и вести. Поэтому стоит на страже государственной безопасности. Это не громкие слова. Если вдуматься глубоко, так и есть. Государственный Бурятский академический театр драмы - это гордость республики, наше национальное достояние. А свое достояние любое государство оберегает, помогает ему всеми силами. Театр должен чувствовать твердое плечо государства, его заботу и внимание.
История театра насчитывает тысячелетия. Живое общение театра ничем не заменить. Ни телевидением, ни фильмом, ни компьютером. Театр - истина. Поэтому вечен.
НЕ ХЛЕБОМ единым жив человек...
Вспоминаю, как совсем еще девчонкой бегала смотреть выездные спектакли, с трепетом ждала очередных гастролей бурятского театра. Игра на сцене была потрясающим зрелищем для нас, детей из провинции. И стар, и млад в те времена битком набивались в тесном сельском клубе. Приезд наших талантливых артистов для сельчан был поистине праздником. И сейчас провинция остается для нашего театра потенциальным зрителем. Хотя и горожане нынче ждут не дождутся очередного открытия театрального сезона. С весны до осени выдержав достаточно длинную паузу, в октябре мы готовы ринуться в храм Мельпомены.
Наш театр знают и любят в Бурятии, в России и за ее пределами. Вот и нынче государственный театр имени Хоца Намсараева с огромным успехом гастролировал в Хакасии (при финансовой поддержке министерств культуры РФ и РБ), в Иркутской области, Китае (Внутренняя Монголия), Агинском автономном округе, Мухоршибирском, Курумканском, Закаменском районах. Эти нынешние межрегиональные гастроли изобилуют благодарственными письмами, теплыми отзывами в адрес не только театра, но и правительства нашей республики. Например, заместитель Председателя Правительства Республики Хакасия И.А.Пилюгина, министр культуры этой республики Н.М.Дьяченко, Председатель Верховного Совета Республики Хакасия В. Н. Штыгашев благодарят руководство Республики Бурятия и театра за оказанную возможность познакомиться впервые с лучшими образцами сценического искусства и пишут, что талантливые артисты сумели донести до зрителей Хакасии благоухающий аромат исторически родственной культуры Бурятии. Далекая горная Закамна по своей инициативе отправила за артистами автобус. Агинчане бесплатно устроили артистов в гостинице, заправляли машины.
Гастролями во Внутреннюю Монголию в Китае драматический театр открыл историческую страницу. Если будет возможность, такие обмены состоятся каждый год. Таким успехом не любой театр может гордиться. Все измеряется прозорливостью директора, талантом режиссера, актера, художника. В тесном содружестве они творят чудеса. Здесь особое место занимает главный режиссер. Это серьезная профессия, требующая наличия таких качеств, как принципиальность, решительность. И в то же время он должен быть очень тонким человеком, глазами души видеть внутренний мир каждого артиста.
Неутомимому в поисках руководству театра ясно видны контуры будущего. Межрегиональные гастроли однозначно продолжатся. Есть уже приглашения. Будут, разумеется, гастроли по своим регионам. Городских зрителей надо порадовать свежей драматургией. С 15-го по 30-е сентября театр собирается принять участие в международном фестивале "Антон Павлович Чехов - XXI век", который состоится в Монголии. Фестиваль проводится по инициативе деятелей Монголии. Чеховской "Чайке", спектаклю "По древнему обычаю" (Б. Гаврилов) и "Живой свече" (Д. Сультимов) дали высокую оценку известные московские театральные критики, театроведы: доктор искусствоведения, профессор РАТИ А. В. Барташевич (Москва), кандидат искусствоведения О. И. Лоевский (Екатеринбург), кандидат искусствоведения И. Г. Мягкова (Москва), кандидат искусствоведения О.И. Малахова (Москва). Первый секретарь российско-монгольского посольства, которое, кстати, первым поддержало инициативу деятелей Монголии, Л. Г. Скородумова пригласила наш театр одним из первых принять участие в нем. Дает добро наше Министерство культуры во главе с министром В. Б. Прокопьевым.
Состоится международный фестиваль "Ангажемент Нины Заречной" в городе Елец
Липецкой области. Отправили нашему театру также приглашение. Участие в нем принимают театры Москвы, Улан-Удэ, Японии, Китая...
На встрече с главой Агинского автономного округа Б. Б.Жамсуевым, с председателем комитета по культуре округа Р. Ц. Цыдендоржиевым подписали двухсторонний договор об открытии в центре округа, Агинском, филиала нашего театра. Агинский округ и коллектив театра - учредители. Будут свой бюджет, штатное расписание у филиала. В Агинском округе в начале мая состоится декада. После этой декады состоится торжественное открытие филиала.
За созданные условия во время летних гастролей для творческой работы артистов руководство театра сердечно благодарит глав районов, председателей комитетов по культуре.
Следующий год объявлен театром конкурсным. Об этом подробно писали в республиканских СМИ. Театр наш не блуждает, не пускается в свободное плавание, а, выбрав дальновидную программу, правильное, мудрое направление, обращенное к людям, все дальше развивается в контексте российского театра, очищая, врачуя наши души, чувства, помыслы.
А пока в театре идет большой ремонт. На 1 миллион рублей идет установка светооборудования и системы синхронного перевода. Выделенные на ремонт деньги ушли на сварочные работы тепловых сетей в основном здании театра, в художественном и столярных цехах, в гараже.
Театр очень надеется, что наше правительство в бюджете 2005 года выделит деньги на завершение кровли здания, новые кресла (старые, обшарпанные кресла приходится столяру ежедневно, без устали ремонтировать), на другие нужды для сохранения театра - национального достояния.
Нелишне повторить, что театр - это живое общение. Его ни с чем не сравнить. Некоторые телепередачи, концерты нашпигованы истеричными, рвущими нервы ритмами. Самозванные "звезды" истошными воплями, громкими криками доводят молодежь до исступления. А сцены насилия, унижения человеческого достоинства?.. Даже если зритель понимает, что смотрит фантастические, не реальные сюжеты, его подсознание принимает их за реальность. ...Мистические духообщения, экстрасенсорные и биоэнергетические сеансы... Всем этим вызывается фантом всего плохого. Наше сознание спит как бы наяву, а действия совершаем по внушению. Это называется зомбированием. "В результате растет циничное поколение, - говорит главный режиссер театра Сергей Бальжанов, - но я оптимист и верю в прекрасное будущее". Перемены в обществе, конечно, будут. Но говорят же, что, обозначая проблему, наполовину ее решаем, называя вещи своими именами, мы перестаем себе врать. Так, может, в этом случае правильно поступаем...
Артисты наделены особым даром. Их надо любить, уважать, относиться к ним трепетно, благоговейно. Почему я так пишу? Потому что сама профессия этого требует.Ведь в театре работают, точнее, служат одни таланты, воспринимающие жизнь на тонком уровне, легко ранимые. Так научимся же быть благодарными зрителями. Будем приходить не только на открытия театрального сезона, но и на все спектакли, концерты со цветами, нарядные. Не будем брать штурмом гардеробные, буфеты. Нужно научиться быть зрителем. И детей своих учить, приводя их в театр, помогая им понять загадочный мир, дух его. Наши дети, внуки учились бы сопереживать, сочувствовать, отличать хорошее от плохого.
В каждом человеке с детства заложены божественное начало и противоположное. По какому пути идти ему - учат семья, школа, театр.
Так будем ходить в наш родной театр, как в школу жизни, будящей, будоражащей, заряжающей наше воображение только позитивной энергией.