Леонид Шварцман - Газете
Сегодня Газета начинает публиковать серию материалов, посвященных художникам-мультипликаторам классического советского кино, - людям, создававшим образы, на которых воспитывались целые поколения. Первый в серии - Леонид Шварцман. Этот седой человек со шкиперской бородкой и острым, внимательным взглядом принимал участие в создании эпохального "Феди Зайцева", герой которого - нарисованный на стене человечек - на годы стал эмблемой "Союзмультфильма". Он придумал всех персонажей очаровательной "Варежки", музыка из которой неизменно предваряла показ мультиков на советском телевидении. Наконец, он создал образ Чебурашки. С Леонидом Шварцманом беседовал Сергей Капков.
Авторитет с "хрустальной звездой"
Народный художник России (2002) Леонид Аронович Шварцман родился 30 августа 1920 года в Минске. На киностудии "Союзмультфильм" работал в 1948 - 2002 годах. Леонид Шварцман - безусловный авторитет в анимационной среде. В свои восемьдесят с хвостиком он ездит на Всероссийский открытый фестиваль анимационного кино в Суздаль, посещает все "круглые столы" и всегда дает точную, трезвую оценку увиденному на экране. В прошлом году Шварцман работал и в жюри фестиваля, и, что удивительно, он до сих пор помнит каждый фильм конкурсной программы, о судьбе которого спорил с коллегами по судейству. Нынешние столпы анимации для Леонида Ароновича - молодые люди, ученики, о которых он отзывается с восторгом. Но чаще художник вспоминает о своих учителях и старших коллегах. Лев Атаманов, пригласивший Шварцмана в сериал "Котенок по имени Гав", неоднократно советовал ему заняться режиссурой. В конце концов это произошло, и "виной" тому стала неожиданная кончина мастера в самый разгар работы над проектом. Леониду Ароновичу пришлось самостоятельно заканчивать пятую серию фильма. К тому времени Шварцман уже давно работал художником-постановщиком в кукольном кино, но теперь он вновь решил вернуться в рисованное. Правда, надо оговориться: в середине 1970-х Леонид Шварцман уже попробовал свои силы в режиссуре - снял самостоятельный фильм "Как верблюжонок и ослик в школу ходили". Многолетнее сотрудничество с Григорием Остером над "Котенком Гавом" и "Попугаями" вылилось в новый сериал. Для начала Шварцман выбрал симпатичную историю о том, как детсадовцы потерялись в зоопарке и подружились с семьей обезьян. Фильм "Гирлянда из малышей" был принят очень тепло, и Остер написал еще несколько историй. В итоге родились шесть серий фильма "Обезьянки младшего возраста". Последняя была снята в 1997 году. Восторгаясь искусством Уолта Диснея, Шварцман ругает его сегодняшнее наследие, бесконечные низкопробные сериалы, заполонившие телеэкраны. Поэтому телевизор он вообще перестал смотреть. Зато из кинопроцесса не выпал: как академик "Ники" он отслеживает всю современную продукцию, выдвинутую на соискание премии. Сам же в родном отечестве не получил ни одной государственной награды. Неоднократно выдвигался на Государственную премию (и за "Золотую антилопу", и за "Снежную королеву", и за "Крокодила Гену"), а получил лишь "Хрустальную звезду" в Голливуде. Но это его совершенно не беспокоит. "Юмор спасет мир, - утверждает художник. - Не красота и любовь, а именно юмор. Это редкое качество - на вес бриллианта. Среди новых мультфильмов, которые создают сейчас молодые аниматоры, я особенно выделяю смешные. Недавно я посмотрел фильм "К югу от севера" Андрея Соколова и вспомнил, что в прошлом году вручал ему приз за комедию "Подкидыш". Значит, это уже не случайность, а талант! Это уже дар! И такие фильмы - залог того, что с нами все будет нормально".
Насколько я знаю, до войны мультфильмы практически нигде нельзя было увидеть, телевидения еще не существовало, а прокатчики анимацией не интересовались. Помните ли вы свою первую встречу с этим жанром?
Я, если можно так выразиться, по-настоящему увидел анимацию в 1945 году. В Москву привезли фильм Диснея "Бэмби", который стал для меня потрясением! И до сих пор им остается. Но я уже кое-что знал об этом искусстве по разговорам. Поэтому когда я поступил во ВГИК на художественный факультет, то выбрал отделение мультипликации. Для художника-графика это значительно интереснее, чем создавать декорации, чертить их, строить. Это не мой путь.
Вы с детства увлекались рисованием?
Да. Я жил и учился в Минске и в шестнадцать лет поступил в студию, где преподавал выпускник Императорской академии художеств Валентин Викторович Волков. Он как бы по эстафете передавал нам школу Чистякова - учителя Репина, Серова и других живописцев. Для меня это была основа всей будущей творческой жизни. Через два года поехал в Ленинград в надежде проступить в Академию художеств. Но... кишка оказалась тонка, и до войны я учился в школе при академии. А на "Союзмультфильме" я оказался, будучи еще студентом ВГИКа. Преподаватель Анатолий Сазонов пригласил меня к себе ассистентом - ему понравилась моя курсовая работа на третьем курсе. Это был 1948 год.
Помните свои первые впечатления?
Еще бы! Я попал к знаменитым сестрам Брумберг на фильм "Федя Зайцев", старшее поколение должно его помнить. Это была одна из первых крупных работ студии после войны, довольно успешная. А мне достались образы игрушек - матросиков, солдатиков, матрешек. Тот период я вспоминаю как сплошной праздник! В бытовом смысле мы все жили сложно и поэтому практически переселились на студию. Приходили к девяти утра, уходили в полночь. Играли в шахматы, разыгрывали друг друга, ели, выпивали (и хорошо выпивали!), крутили романы, женились. И тем не менее очень много трудились.
В 1950-е годы "Союзмультфильм" создал несколько потрясающих полнометражных картин, на некоторых вы были художником-постановщиком. Этот период вы тоже вспоминаете как праздник? Дело в том, что где труднее, там всегда интереснее. Над "Снежной королевой" мы трудились больше двух лет. Предварительно проделали огромную работу по сбору материала: о поездке в Данию и думать нельзя было, поэтому все наши командировки ограничились Прибалтикой. Там фотографировали и рисовали. Много материала нашли в Библиотеке имени Ленина. В титрах значатся два художника: Шварцман и Винокуров. У нас было разделение: я работал с персонажами, а Александр Васильевич - с декорацией и фонами, он был хороший живописец. У каждого - масса работы! С одной стороны, десятки героев фильма, с другой - пейзажи, дворцы, церкви. Ежедневно приходят аниматоры, прорисовщики, каждого нужно проверить, подправить. Тысячи рисунков! При этом надо учесть, что "Аленький цветочек" идет 40 минут, "Золотая антилопа" - 30, а "Снежная королева" - 1 час 10 минут.
В этих фильмах использовали популярный тогда метод - эклер, когда снимали живых актеров, а потом по ним рисовали мультипликат...
Совершенно верно, было такое направление. Вот, например, в "Аленьком цветочке" роль купца Степана Емельяныча играл Николай Боголюбов, популярнейший актер кино и театра, ученик Мейерхольда. Его помощника изображал мхатовец Владимир Грибков. Чудище играл великий Михаил Астангов. Ему сделали горб из подушки, нацепили какой-то халат, и он угрюмо бродил по сцене. Из сестер наиболее яркой была средняя, Любава, ее играла комедийная артистка Мария Барабанова. А Настеньку - молодая и хорошенькая Нина Крачковская. На прекрасного принца пригласили Алексея Баталова - он только вернулся из армии, совсем молодой, симпатичный человек в шинели, сапогах. Эти съемки облегчали работу аниматорам - они покадрово переводили отснятый материал на бумагу и потом изучали движения. Так у нас создавался внешний образ.
Получается, что один и тот же фильм вы снимали дважды: сначала с актерами, потом - с рисованными героями?
Теперь понимаете, какая это титаническая работа?! Хотя были сцены, которые целиком создавали аниматоры. Например, всю линию сказочника Оле-Лукойе в "Снежной королеве" сделал Федор Хитрук. Гениально! У него был только голос актера Грибкова, и на основе этой записи Хитрук создал удивительный образ.
Вам приходилось что-то менять в своей работе после того, как записывали актеров?
Нет. Я вгонял их в рисованный образ. Сейчас поясню. Когда обводишь контур человека, то на бумаге получается очень странная вещь: у актера становится очень маленькая голова. Если в нормальном человеке укладывается восемь голов, то у нас в мультипликации должно помещаться пять-шесть - чуть меньше, чем на самом деле. Тогда рисованный герой воспринимается зрителями нормально. Поэтому мне приходилось менять пропорции: увеличивать головы, перерисовывать черты лица и так далее.
Из всех ваших героев какой лично у вас - самый любимый?
Конечно, Снежная королева. Создать такой персонаж!..
Что же в ней интересного?
Ну как же, такая женщина! Холодная красавица, которая покорила не только Кая, но, думаю, и зрителей.
А я думал, что аниматорам интереснее не "голубые", а характерные герои. Помнится, еще сам Дисней говорил, что больше всего намучился с Белоснежкой и Принцем, тогда как гномы доставляли ему истинное удовольствие. Вы правы, характерные герои всегда получаются лучше. Более того, наиболее интересны отрицательные персонажи - активные, нахальные, деятельные. В этом смысле я любил работать с животными на сериалах "Котенок по имени Гав", "Обезьянки", "38 попугаев".
Вот, кстати, насчет "Попугаев"... В детстве меня мучил вопрос - почему у Слоненка на хоботе очки?
Ну он же по характеру очкарик! Он - интеллигентный, умный, положительный, отличник. Первый ученик. Это вполне естественно. Но я хочу сказать, что образы Слоненка и Мартышки как-то сразу нашлись. Значительно сложнее была работа над Удавом - у него никак не появлялось обаяние. Я ходил в зоопарк, рисовал удавов, потом часами сидел за столом и пытался придать змеям человеческие черты. Не получалось. И лишь когда я удлинил его голову, нарисовал веснушки и приподнял брови, Удав стал полноправным героем фильма. Но тут возникла новая трудность: как им управлять? Как змея должна себя вести, общаться с другими персонажами, чтобы за ней интересно было наблюдать? Помог Юра Норштейн, который на первом фильме работал мультипликатором. Он предложил: "А пусть Удав кладет голову на кончик хвоста, будет этаким мыслителем..." И дело сдвинулось. А этот живой жест прошел через весь сериал. А с Попугаем произошли некоторые метаморфозы. Сначала у него был длинный хвост. И тот же Юра Норштейн возмутился: "Нет, не пойдет, надо убрать. Этот хвост мне мешает". Директор кукольного объединения Иосиф Боярский был в шоке: все куклы уже готовы, начались съемки, и вдруг что-то приходится переделывать. Но в итоге получился такой необычный Попугай - пожалуй, самый активный персонаж из этой команды.
Кстати, вначале мы даже шутили: в нашем Попугае чувствовалось сходство с директором Боярским. Но потом он почему-то все больше стал смахивать на Владимира Ильича...
То есть мультипликаторы могут попросить художника-постановщика что-то изменить в персонажах?
Художник сам должен помнить о том, что его герои будут переведены на рельсы анимации, поэтому нужно создавать не просто образ, но и форму, удобную в работе для многих людей: мультипликаторов, прорисовщи-ков, фазовщиков. Помните фильм "Варежка"? Сколько там было собак! И как было интересно сделать так, чтобы каждая собака, каждая порода несла в себе узнаваемый и очень яркий характер. Просто зоологические персонажи в мультфильме не смотрелись бы, выпали. Но кроме внешнего рисунка важно было и устройство кукол, простое и удобное в обращении.
А вы наделяли своих героев чертами знакомых?
Обязательно. И людей, и животных. Потому и Слоненок в очках - это третьеклассник, который старательно выполняет все задания. Когда я рисую, пробую разные варианты и успокаиваюсь только тогда, когда эти наброски начинают мне кого-то напоминать. Без этого будет пусто, безлико.
В "Варежке" лично для меня потрясением стал образ мамы. На экране возникла заостренная фигура с сигаретой, с непослушной копной черных волос, в модных очках... В советской мультипликации мамы были далеко не такими.
А на этом и строился весь сценарий, интрига фильма. Мама не понимает и не видит свою дочку, она живет в своем мире. И ее я тоже рисовал по одной очень близкой знакомой - первой жене моего друга Левы Мильчина. Я почувствовал, что это она - и внешне, и по характеру.
Леонид Аронович, вам часто - особенно последнее время - приходится рассказывать историю появления Чебурашки. Как вы думаете, с чем связан его успех?
Безусловно, это успех не только куклы, но и самого образа - его безотказный характер, трогательность, совершенная детскость, изумительный голос Клары Румяновой. Вокруг него вертится и сюжет фильма, и все персонажи. Он - центр.
А может быть, главное, что это первый нетрадиционный персонаж и в литературе, и в кино? Что-то новое в российской анимации?
Конечно, как образ Чебурашка был совершенно необычный. Но я думаю, что это все вместе, комплексно. Поэтому он оказался на эмблеме нашей студии. Вообще, фильм "Крокодил Гена" это плод работы двух человек - Эдуарда Успенского и Романа Ка-чанова. Там очень много очищено от разной шелухи, которая была в книге, фильм стал значительно стройнее и яснее. Успенский - писатель яркий и талантливый, но (давайте говорить откровенно) описания Чебурашки у него нигде нет. Есть предисловие, где можно прочитать, что это "неуклюжий плюшевый зверек", что "глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый". Все. Про большие уши ни слова. И я стал рисовать, пробовать. Ко мне приходил режиссер Качанов, мы вместе смотрели, обсуждали, он критиковал, я менял. И в результате этих встреч появился тот Чебурашка, который стал известен всему миру. Правда, у него еще оставались маленькие ножки и хвостик, но тут возмутились мультипликаторы. В итоге от ног остались только ступни, а потом и хвостик пропал. Эдуард Успенский в этом процессе не принимал никакого участия, несмотря на то, что он везде говорит и пишет о своей роли в создании мультфильма о Чебурашке. Я с ним не спорю, да и не общаюсь. Но многие люди, которые работали над картиной, еще живы и могут подтвердить мои слова.
У вас нет чувства, что вы фактически причастны к истории, к неким волшебным таинствам, альтернативы которым пока нет?
Наверное, причастен. Ведь почти полвека проработал на студии, участвовал в создании очень многих известных фильмов. И то, что в Японии произошел бум Чебурашки, - мне это приятно, я этим горжусь. И в Америке, я знаю, любят наши фильмы. Это очень важно. Я счастлив, что работаю в мультипликации для детей. Это очень доброе и светлое искусство, которое меня привлекает в силу моего характера, что ли. Мне есть что сказать детям.
***
Фильмы, в создании которых Леонид Шварцман принимал участие в качестве художника-постановщика:
1952 - "Аленький цветочек" (реж. Л. Атаманов)
1954 - "Золотая антилопа" (реж. Л. Атаманов)
1955 - "Пес и Кот" (реж. Л. Атаманов)
1957 - "Снежная королева" (реж. Л. Атаманов)
1959 - "Похитители красок" (реж. Л. Атаманов)
1961 - "Ключ" (реж. Л, Атаманов)
1962 - "Сказка про чужие краски" (реж. Л. Атаманов)
1964 - "Дядя Степа милиционер" (реж. И, Аксенчук)
1966 - "Потерялась внучка" (реж. Р. Качанов)
1967 - "Варежка" (реж. Р. Качанов)
1969 - "Крокодил Гена" (реж. Р. Качанов)
1970 - "Письмо" (реж. Р. Качанов)
1972 - "Мама" (реж. Р. Качанов)
1973 - "Аврора" (реж. Р. Качанов)
1976 - "38 попугаев" (реж. И. Уфимцев)
1976 - "Котенок по имени Гав" (реж. Л. Атаманов)
1978 - "Приключения Хомы" (реж. Г. Бардин)
1980 - "Ежик плюс Черепаха" (реж. И. Уфимцев)
1981 - "Как будто" (реж. И. Уфимцев)
2001 - "Дора-Дора-помидора" (реж. И. Ковалевская) и другие.
Режиссер-постановщик фильмов:
1975 - "Как верблюжонок и ослик в школу ходили"
1982 - "Котенок по имени Гав" (выпуск 5)
1983 - "Гирлянда из малышей"
1984 - "Осторожно - обезьянки"
1985 - "Обезьянки и грабители"
1986 - "Я жду тебя, кит"
1987 - "Как обезьянки обедали"
1988 - "Доверчивый дракон"
1989 - "Всех поймал"
1990 - "Невиданная, неслыханная" 1993 - "Обезьянки, вперед!"
1995 - "Обезьянки в опере"
1997 - "Обезьянки - "скорая помощь" и другие.