Главная >> 5 >> 18

Очередной залп "Авроры"

Рида Утяшева: "Из всех искусств важнейшим считаю я кино!"


Изначально поводом для нашей беседы должна была стать поездка Риды Шарифьяновны на сочинский фестиваль "Кинотавр", традиционно проходящий в июне. Но встретиться сразу нам не удалось. Причины тому были разные. И основная - открытие кинотеатра "Аврора" - в процессе разговора (а он в конце концов состоялся) вытеснила подробности, касающиеся разнообразия, качества и художественного уровня программы любимого детища Марка Рудинштейна. Думаю, это вполне оправданно. Поскольку в ближайшие дни июля двери возрожденного (а если учесть, что связанная со строительством пауза растянулась на 9 месяцев, то просто новорожденного) дома кино распахнутся перед зрителями. Именно об этом, равно как и о других интересных вещах, рассуждает сегодня на страницах "ВУ" директор Развлекательно-культурного центра "Аврора" Рида Утяшева, имя которой хорошо известно уфимским поклонникам десятой музы:


- Предвосхищая ваш вопрос о "Кинотавре", сразу скажу: я не столько поехала на фестиваль, сколько на кинорынок, совмещенный организаторами с творческим смотром в Сочи. Кинорынки обычно проходят три-четыре раза в год, и практика проведения их в параллель с фестивалями уже не нова. Была попытка совместить один из таких с Московским МКФ, а что касается сочинского форума, то подобное "соседство" становится, пожалуй, традиционным.


- На этом кинорынке вы представляли интересы именно РКЦ "Аврора"?


- Безусловно. Я отсматривала и отбирала фильмы с учетом, скажем так, "потребительских" возможностей нашей аудитории, зрителей из спального района - семейные (каковые можно посещать родителям с ребенком); молодежные (а это самая большая часть публики); естественно, для малышей, поскольку вы, думаю, помните: изначально "Аврора" возникла как детский кинотеатр; мелодрамы, комедии, боевики, "ужастики" и... элитарные ленты.


- Очевидцы утверждают, что новый кинозал "Авроры" на сегодняшний день чуть ли не один из лучших в Уфе...


- Мне, во всяком случае, тоже так кажется. Мы в процессе строительства использовали последние достижения в области этой индустрии, позаимствовав опыт у самых "продвинутых" кинокомплексов страны и Европы. Достаточно сказать, что зал "Авроры" уникален. Он уютный, овальный, с полукруглым экраном, полукольцом (и, естественно, амфитеатром) поставленными креслами, с современнейшей системой кондиционирования и вентиляции. Но даже не это самое главное. Главное то, что акустика и звук в "Авроре" не имеют аналогов ни в Уфе, ни в Башкортостане, ни, пожалуй, в других городах России. Речь - об особенном расположении сабвуфера - акустической системы низких частот. Акустика во всех кинотеатрах традиционно фронтальная - аппаратура (ну, если уж совсем просто, колонки) расположена на стенах, а у нас это частично решено иначе. Все придумал наш дизайнер Марат Давлетшин, и когда я звонила специалистам в Москву, они довольно долго ломали голову над тем, как данную идею осуществить на практике. И все же мы добились желаемого. Излучатели низких частот у нас расположены за экраном и рукавами своеобразной трубы выходят из-под подмостков в зал - зритель попадает в эпицентр звуковой волны и просто ощущает себя участником происходящего.


- Сколько мест в кинозале "Авроры"?


- 226, а было 300. Но мы пошли на сокращение количества мест ради удобства зрителей. Начну с того, что в поисках оптимальной модели кресла для кинозала я, во-первых, "облазила" весь интернет. А во-вторых, лично пересидела на таком количестве кресел - корейских, российских, американских, немецких, - что цифра эта просто не укладывается в голове. Но я нашла нужный нам вариант, который в итоге и изготовили в Москве. Немаловажно и то, что это кресла с так называемым антивандальным покрытием. И мы (все-таки учитывая некий процент плохо воспитанной в этом смысле публики) надеемся - они прослужат нам долго. Кстати, мы предусмотрели и места для влюбленных. Речь о маленьких диванчиках без подлокотной перегородки - на двоих, для прильнувшей друг к другу в темноте зала парочке.


Так вот, об интернете. "Путешествуя" в сети, я случайно забрела на одну страничку, на которой молодежь делится своими впечатлениями от посещения кинотеатров, причем разговор она ведет не только о качестве и содержании лент, но и о дизайне залов. И представьте, я с изумлением читаю - в этот кинотеатр не ходите, там полный отстой: нет подлокотников с отверстиями для поп-корна; расстояние между рядами крошечное, так что ноги вытянуть нельзя; кондиционеры еле тянут и в зале духота; звук отвратительный. А вот этот кинокомплекс из разряда классных, кто не был, сходите! Начитавшись подобных откликов, я поняла, что рациональное зерно во всем этом, безусловно, есть. И коли мы хотим заполнить зал, то должны учитывать и такие, на первый взгляд, казалось бы, мелочи. Поэтому было решено отказаться от части кресел, расширить проходы между рядами, сделать подлокотники с отверстиями и так далее...


- А вы уверены в том, что 226 кресел зала "Авроры" будут заполнены? Район, в котором расположен ваш РКЦ, спальный, и я не знаю, в какой степени он испытывает киноголод... Основную массу его жителей составляют представители рабочих профессий (это к вопросу о ваших любимых элитарных фильмах, которые вы пропагандируете в программе Башкирского ТВ "Новое кино"). Безусловно, есть и интеллигенция, тем более что в какой-то момент здесь получали квартиры многие преподаватели высших учебных заведений - БГУ, БГПУ, БГМУ, УГАТУ и так далее. Но, как правило, эти люди свои, скажем так, "культурные нужды" связывают с центром города: там расположены все театры, галереи, филармония, концертные залы и в том числе кинокомплексы...


- Я абсолютно согласна с вами. Действительно, большинство представителей названной группы предпочитает "культурный голод" утолять вне границ своего района. Но все будет зависеть от уровня, художественной ценности и качества предложенного нами фильма. В свое время, когда в "Теремке", кинотеатре "Йондоз", в Зеленом зале "Родины" или в Доме офицеров одним сеансом показывали редкие ленты - "Двадцать дней без войны", "Пловец", "Пятая печать", "Амаркорд", "Репетиция оркестра", "Кармен", "Полковник Редль" и так далее, жаждущие прикоснуться к настоящему искусству съезжались со всех уголков города. Тогда ведь и проблем с транспортом было гораздо больше, но это никого не смущало, людей волновало только одно: попадут они в зал или не попадут.


...Помните, 6 лет назад я стала директором кинотеатра "Аврора" и "хозяйство", полученное мной, находилось в весьма плачевном состоянии? Поначалу, когда "Аврора" открылась (а лет тому минуло 13), народ в кинотеатр пошел охотно. Затем случилось то, что случилось со всем советским кино. В первую очередь развал кинематографа ударил по кинотеатрам (и если с трудом выживали такие крупные учреждения культуры, как, скажем, "Родина", что тогда говорить о маленькой "Авроре"?!). Плюс неурядицы чисто бытового порядка - текла, например, крыша, было холодно в зале... Короче, дорожку к нам зритель забыл. И что?


- Что?..


- Да просто пришлось на время поставить крест на мечтах об элитарном кино (точнее, отложить их в дальний ящик) и начать заниматься в каком-то смысле рекламными ходами. Чего не сделаешь, дабы вернуть людей в кинозал!


- Например?


- Например, я привезла из деревни живого поросенка и, показав его детям перед сеансом, объявила, что это тот самый Бейб, герой знаменитой картины, который приехал к нам из Америки. Успех авантюры превзошел все самые смелые мои ожидания. ЛжеБейба показали по местному телевидению, нами заинтересовались газеты.... Но это было только началом.


Следующим этапом стала организация всевозможных, скажем так, "посиделок" по интересам - национальных вечеров, детских праздников, семейных встреч и, наконец, конкурса "Мисс "Аврора", в конечном счете завоевавшего большую популярность. Для участия в нем народ приезжал из Демы, из Черниковки, даже из других городов республики. При кинотеатре сложился некий общественный совет, своего рода кружок, объединивший и любителей кино, и сторонников организованного досуга.


Мало-помалу зрители в "Аврору" стали возвращаться. На том этапе мне было важно вернуть жителям нашего района привычку ходить в кинотеатр. Согласитесь, привычку не самую плохую. Да, у нас у единственных тогда в городе собирались члены рок-клуба, и молодежь съезжалась на его "заседания" со всей Уфы, в том числе и Бог знает из каких "медвежьих углов". Еще тогда я взяла это на заметку: если ты предлагаешь людям эксклюзив, то они придут, не считаясь со временем и расстоянием.


- Но ведь сейчас "Аврора" качественно изменилась, следовательно, новой форме волей-неволей должно будет соответствовать принципиально иное содержание...


- Да, но не от всего, что наработали мы за 6 последних лет, стоит отказываться. Например, на первом этаже РКЦ теперь у нас расположено кафе с замечательной мягкой подсветкой, прекрасным дизайном - уютное местечко, в котором днем можно побывать семьей, вечером оно примет влюбленные парочки и молодежные компании, здесь приятно собираться и людям более солидным. Так вот, в старой "Авроре" мы всегда проводили специальные детские сеансы. И теперь планируем таковые в рамках этого кинокафе, на стене которого укреплен большой экран - надеемся возобновить здесь "заседания" семейного клуба, то есть не только "мультяшки" и, например, "Гарри Поттер", но и угощение (днем кафе станет работать по принципу бистро, а вечером - ресторанчик с хорошей кухней), игры с ростовыми куклами, воплотившими в себе черты сказочных героев, посиделки вместе с мамой и папой... После полудня станем показывать фильмы для подростков, вечером - для людей, скажем, среднего возраста, а позднее, и это новинка, сеансы non-stop - две или три картины без перерыва (в зависимости от их длины) по цене одной ленты. Например, соединить "ужастик", боевик и комедию либо мелодраму - в таком подборе можно легко варьировать.


Замыслов много - создать на втором


этаже настоящий детский городок с батутами, шарами, играми и игрушками, в котором бы детей встречал воспитатель. А родители в это время или сидят в баре (у нас теперь и таковой есть), кафе, либо смотрят фильм. Хотим организовать ежемесячные выставки художников, фотомастеров, пригласить живой оркестрик, чтобы по вечерам у нас звучал, например, саксофон.


Ну и, конечно, пришло, наконец, время сеансов элитарного кино. Раньше я ездила по стране, побывала и на стажировке в Штатах и всегда смотрела во все глаза и завидовала тем, кто работает в прекрасных современных, оснащенных по последнему слову техники кинотеатрах. Боже мой, думала я, наступит ли момент, когда "Аврора" достигнет таких высот? Оказывается, все возможно, главное - очень этого хотеть и не отчаиваться.


- Рида Шарифьяновна, а вы уверены в том, что основная часть публики "Авроры" примет сеансы элитарного, артхаусного кино?


- Нет, но это, кстати, абсолютно нормально. Попытаюсь вам коротко изложить суть одного из занятий семинара, который я посещала в рамках кинорынка. Таких, как я - по возрасту, психофизическим данным, уровню запросов-ходит в кино всего лишь 7 процентов от общей массы зрителей. А вот основной процент аудитории кинотеатров - 70 (!) - составляют люди от 14 до 30 лет. Они любят комедии, боевики, энергичное кино, костюмное и так далее. Так почему же мы, исповедуя собственные интересы и привязанности, должны забывать о таком огромном количестве зрителей? Стало быть, необходимо искать иной способ существования, иную форму и, конечно же, точки соприкосновения.


- Значит, в Сочи вы выбирали фильмы, ориентируясь на эти 70 процентов?


- Конечно, я думала о них (кинотеатр должен окупать себя), но и интересы других не забывала. Тем более, сейчас мы откроемся скромно, без помпы - впустим в зал зрителей и будем, глядя на их реакцию, в течение месяца-двух анализировать, чего еще "Авроре" не хватает, начиная от выбора афиши и заканчивая разработкой корпоративной этики, собственного стиля (в том числе и в униформе - ведь хотелось бы собрать в новом здании молодежный штат сотрудников).


А вот в День российского кино, 27 августа, надеюсь (тьфу-тьфу, если все сложится благополучно) провести презентацию здания, открыться празднично и торжественно. Кстати, увиденный мною на "Кинотавре" фильм Павла Чухрая "Водитель для Веры", о котором сейчас говорят все российские, да и зарубежные СМИ, идеальный вариант для такого дня. Прекрасная лента, умная, тонкая, масштабная - ее воспримут и 7, и 70 процентов.


- И последнее. Что ждет зрителей кинозала РКЦ "Аврора" в июле и августе?


- Ленты "Мгновения Нью-Йорка", последняя мировая премьера - "Человек-паук-2", маленький зритель увидит третьего "Гарри Поттера", и еще многое-многое другое. Что же касается "Кинотавра" (о "Водителе для Веры" речь уже шла), мне бы хотелось обязательно показать нашим зрителям жесткую, обнажающую нервные окончания ленту Валерия Тодоровского "Мой сводный брат Франкенштейн"; произведший на меня очень сильное впечатление фильм "Шиза" Гульшад Омаровой, дебютантки в кинорежиссуре (но не в кино, поскольку она совместно с Сергеем Бодровым-младшим писала сценарий картины "Сестры"), актрисы из Алма-Аты, которая теперь живет в Роттердаме. (Вот только не знаю, пойдут ли на него?) А также российские ленты "Рецепт колдуньи" - в ней снялись Наташа Королева и Амалия Гольданская (Мордвинова), и "Слова и музыка" с Верой Сотниковой в главной роли. Кстати, к вопросу о международном кинофестивале, традиционно проходящем в рамках "Кинотавра". На сей раз афиша его оказалась настолько бедной и бесцветной, что выбирать было не из чего...


Беседовала Илюзя КАПКАЕВА.


НА СНИМКАХ Ханифа СУНАГАТУЛЛИНА: обновленная "Аврора"; Рида Утяшева на "Кинотавре" (с Дмитрием Харатьяном) - из фотоархива нашей героини.


Важно!


Завершив в РКЦ "Аврора" монтаж звукового оборудования, специалисты московской фирмы "Арт Саунд К" поздравили автора идеи Марата Давлетшина: "Поразительно, такого акустического эффекта нет ни в одном кинотеатре страны и, пожалуй, Европы!"


Добавим, что в "Авроре" установлено оборудование известнейшей в мире фирмы "Килоник синема саунд", которая "оснастила" 80 процентов кинокомплексов Европы и фестивальный кинозал в Каннах.