Главная >> 5 >> 18

Хирургическое вмешательство в оперу

Десять лет Дайнис КАЛНС не получал от государства на свой Оперный праздник ни сантима. Бывало, выкладывал из собственного кармана деньги на гонорары и авиабилеты певцам, но в конечном итоге своего добился: ежегодно около 15 тысяч человек собираются на последний уик-энд июля в Сигулду, чтобы послушать музыку под открытым небом. Многие иностранцы подгоняют отпуск специально под эту дату. Ну и сам Калнс, конечно. Одиннадцать месяцев в году он - заведующий хирургическим отделением Сигулдской больницы, а в июле - продюсер, и только продюсер.


Дайнис Калнс


XII Оперный праздник в Сигулде - это "Цыганский барон" Штрауса (17 июля, 21.00), большое представление для детей (24 июля, 15.00), "Дон Жуан" Моцарта (24 июля, 21.00) и гала-концерт (25 июля, 17.00). Кто не успеет, тот опоздает навсегда - потому что спектаклям, поставленным в Сигулде, уготована участь бабочки-однодневки. Певцам и режиссерам, конечно, обидно, что их труды увидят только пять тысяч человек. Это все равно что постановку в Опере после восьми показов "похоронить". Может, скоро все изменится. Может, сигулдские спектакли будут ездить за границу, ведь летних фестивалей в Европе не счесть. Вот выйдет доктор Калнс на пенсию и займется всерьез продвижением своих проектов в глубь Старого Света... Хотя насчет пенсии - это, наверное, только мечты. Хирургов в Сигулде не хватает.


- Я думал так: согласится в "Дон Жуане" Анна Нетребко участвовать - сразу дам рекламу на все страны. Она очень хотела, но не смогла. У нее в году только три дня свободных, - говорит Дайнис, вздыхая. - Я расстроился, а она меня утешала: ну что вы, столько девушек хороших, не хуже меня споют.


Анна Нетребко приезжала в Сигулду в 2001 году - самая тоненькая, самая молоденькая, самая хорошенькая солистка Мариинского театра. Ей тогда только прочили большое будущее, причем громче всех в общем хоре звучал голос Калнса. Теперь Нетребко - мегазвезда и любимица Пласидо Доминго. Хирург Калнс редко ошибается с диагнозом. Он нисколько не сомневался, что Инга Кална, Элина Гаранча, Александр Антоненко и Кришьянис Норвелис, певшие в Сигулде еще студентами, сделают карьеру за рубежом. Так и вышло. В связи с чем надо особенно пристально следить за юной Майей Ковалевской. Протеже Калнса уже выиграла два международных конкурса и дебютировала на сцене Латвийской Национальной оперы. Но прежде ее услышали в Сигулде...


На ближайшее время лимит открытий исчерпан, считает Калнс: страна маленькая, каждый год оперные певцы не рождаются. Надо ждать и радоваться тому, что солистка ЛНО Ковалевска будет петь в "Цыганском бароне", а солистка Венской оперы Гаранча в 2006-м исполнит роль Кармен. Доктор Калнс, который толком не может спланировать свой уход на пенсию, программы своего оперного праздника планирует загодя и досконально.


- Сначала приходит название - откуда-то сверху, как будто подсказывает кто. Придумать самому невозможно, наверное. Вот, к примеру, "Цыганский барон". Лет 5-6 в голове эта идея вертелась, и все вхолостую, пока Майя Ковалевска не появилась. У нас в Латвии за всю историю оперетты такой Софии не было! Оставалось только партнеров ей подобрать. "Дон Жуан" - тот, конечно, масштабней будет. Мы из семи стран народ собрали: из Америки, России, Австрии, Болгарии, Латвии, Эстонии и Литвы. Хотя, знаете, я за звездами не особо гоняюсь. Мне важно, чтобы певцы, которых я приглашаю, нашей публике полюбились, чтобы их и через год приняли с удовольствием. Тенор Норман Шанкль уже третий раз к нам из Штатов приезжает: и голос у него хороший, и сам он очень симпатичный, интеллигентный человек. Очень всем нравится.


Однажды, в 2001 году, Калнс решил показать в Сигулде не два представления, как обычно, а три - "Любовный напиток" Доницетти, "Свадьбу Фигаро" и "Севильского цирюльника". И прогадал. Хотя ставил все Юрий Александров из Мариинки (он не только в России, но и в Италии, и Австрии нарасхват), а солисты Мариинки Нетребко, Акимов и Шкляр были на первых ролях.


- Народу пришло меньше, чем я ожидал. Никак не могу понять, почему наши слушатели любят гала-концерты больше, чем спектакли. Может, потому что оперы начинаются поздно, когда стемнеет, и наряжаться красиво нет смысла?


Скорее, дело в том, что гала-концерты у нас случаются еще реже, чем оперные премьеры. И на какой премьере, скажите на милость, вы услышите сразу четверых отличных теноров - Роберто Сакки, Нормана Шанкля, Александра Антоненко и Карлиса Зариньша? Да еще в компании Инессы Галанте, Наталии Ушаковой и Соноры Вайце? Такая роскошь доступна только тем, кто проводит последний уик-энд июля в Сигулде...