Крупный материал посвятил немецкий Der Tagesspiegel главному культурному событию прошлой недели - Московскому международному кинофестивалю. "Город выглядит, как некое поселение Дикого Запада - одна реклама и кое-где дома. Московские здания не назовешь низкими. Но налепленная на них реклама зачастую еще выше. Похоже, у восьмимиллионного мегаполиса нет чувства меры, здесь настоящая смена миров. Раньше гигантские буквы "СЛАВА КПСС" символизировали мощь Советского Союза. Теперь на их месте реклама картофельных чипсов "Lays". Картофельные чипсы вместо коммунизма".
"Возможно, историю британского агента КГБ Кима только сейчас самое время показать в Москве. Режиссер Марек Каниевска правильно поступил. В своем фильме "Иная лояльность" он раскрывает позицию женщины (Шарон Стоун), которая, не ведая того, вышла замуж за агента КГБ. У "Иной лояльности" только один недостаток. Фильм чересчур посредственен. Как и многие ленты этого фестиваля. Они зачастую затрагивают волнующие темы, но содержание без формы ничто - в этом неподкупность кино.
Эстонская лента "Бунт свиней", рассказывающая о летнем студенческом лагере 1986 года, тем не менее, получила второй приз.
Итак, 1986 год. Это самый откровенный момент. Глубже проникнуть в действительность постсоветские фильмы не в состоянии. Неужели о ней нельзя говорить вслух? Кино - это действительность под землей. Может и Москва находится под землей? Наверху ничего не сходится, внизу сходится все. Совершая поездку на метро, окунаешься в атмосферу сталинской Москвы 50-х. Проходя по станциям, видишь настоящие мраморные мосты. Армии штукатуров вырезали из камня горы средиземноморских фруктов из римского рога изобилия, чтобы украсить ими серп и молот. Вечный народный праздник под землей. Праздник в египетском духе... А сейчас под символами народных достижений просят подаяние нищие. А у выхода в метро стоят русские женщины средних лет - классическая "дежурная", из разряда тех, которые раньше, строго и не зная снисхождения, следили за порядком в отелях и спальных вагонах поездов. Теперь они продают здесь цветы со своих пригородных участков. Цветы, которые никто не покупает.
Неужели народ снова проиграл?", - задает вопрос Der Tagesspiegel.
"Самые сильные фильмы этого слабого конкурса - российские. "Время жатвы" Марины Разбежкиной и "Свои" Дмитрия Месхиева. Оба режиссера приблизительно 1960-го года рождения, но и они забрались глубоко в прошлое.
Разбежкина со своими грандиозными пейзажами. Искусство ради искусства, - скажут невнимательные. Но этот фильм так хорош вовсе не из-за искусства, а чтобы показать, что Тося не замечает всей этой красоты. Тося - комбайнер одного колхоза, которая каждый год получает красное знамя за победу в соцсоревновании. По-другому она не может: знамя погрызли мыши, и передать его следующему победителю невозможно.
Нет ничего более безразличного для истории, чем индивидуум. И нет ничего более безразличного для коллектива, чем индивидуум. И лишь для кино нет ничего более важного. Быть может, поэтому мы его и любим. Фильм Дмитрия Месхиева "Свои", получивший все главные призы, рассказывает о Великой Отечественной войне. Это не новая тема для российского кино. Новым представляется взгляд режиссера на эту войну, в том числе и в эстетическом плане. Немецкие солдаты - вовсе не монстры - показаны в необычных условиях военного быта, тогда как главный герой - самый настоящий антигерой - враг Советского Союза, старый кулак, который, казалось бы, имеет все основания, чтобы поладить с немцами, но не может этого сделать", - заключает Der Tagesspiegel.