Главная >> 5 >> 18

ФАЛЬШИВЫЙ ОТЗВУК ФЕСТИВАЛЯ

Вопрос ребром


Очередной, 31-й фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, что традиционно проходит на Мастрюковских озерах под Самарой, завершился. Не так давно этот некогда романтический слет туристов стал всероссийским праздником, о нем знают в стране, за рубежом, и к живописной излучине Волги ежегодно устремляются десятки тысяч поклонников бардовской песни. Но времена меняются, и флер романтизма некогда чисто туристического слета растаял вместе с дымом первых костров.


Полагаю, очень удивился бы Валерий Грушин, окажись он в XXI веке на месте проведения фестиваля. Язык не поворачивается назвать толпу подростков, накачанных пивом, поклонниками самодеятельной авторской песни. Прекрасно себя чувствуют на туристическом слете люди, которые приехали "типа оттянуться на природе и потусоваться"...


Не случайно в последнее время все чаще высказывается мнение, что место проведения слета любителей авторской песни надо переносить в другое место, чтобы вернуть ему настрой на поэтику прежних лет. И для этого есть все основания.


Настораживает резкая коммерциализация праздника. Представители крупного и среднего бизнеса, почувствовав интерес к массовому мероприятию, по сути, превратили туристический слет в шоу-бизнес. Политики на региональном уровне постарались придать фестивалю налет демократического ток-шоу и при помощи прикормленной прессы стригут купоны в свою политическую копилку.


Интересно, что нашлись даже претенденты на земельный участок в районе Мастрюковских озер. Вдруг объявилась некая фирма "Самара-Гео", которая якобы обеспечивает "функционирование на территории фестиваля государственных служб". На деле все "функционирование" ограничилось торговлей напитками, ширпотребом и установкой платных биотуалетов.


А лесники и природоохранители стонут: после каждого фестиваля участок горы и береговая полоса Мастрюковских озер получают труднозаживающую рану. Еще бы! Сто тысяч пар ног в течение трех дней втаптывают травяной покров так, что многие участки с каждым годом восстанавливать становится все труднее. Сколько мусора остается на фестивальной поляне "после бала" -вопрос особый.


Учитывая, что любое массовое скопление людей (а в этом году было около 100 тысяч человек) требует к себе повышенного внимания, самарская милиция работала в усиленном режиме. На фестивале был организован временный отдел внутренних дел, руководил которым начальник управления охраны общественного порядка ГУВД Самарской области полковник милиции Иван Николаевич Яханов:


- На фестивале было задействовано 500 сотрудников областной милиции, а также привлечены сотрудники ППС, участковой службы и инспектора по делам несовершеннолетних. В целях недопущения совершения террористического акта кинологи и специалисты-взрывотехники осуществляют контроль фестивальной поляны и горы.


И что же? За время проведения фестиваля было изъято семь килограммов наркотических средств. Задержаны 174 "туриста" в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения, 240 "бардов" прихвачены лесниками, когда те обливали водкой деревья и поджигали их. Были и драки, и поножовщина -один человек от ножевых ранений скончался. Такой вот аккомпанемент фестиваля. Кроме этого, на территории слета, можно сказать, прописались пожарные, специалисты МЧС, врачи "Скорой медицинской помощи" и другие причастные службы.


Вот так и получается - для кого праздник, а для кого и тяжелые трудовые будни. Кстати, на славу поработали на фестивале и железнодорожники. По словам начальника пригородной службы Куйбышевской железной дороги Евгения Коноплева, на время проведения фестиваля было назначено дополнительно 62 электропоезда. На платформе имени Валерия Грушина установили 12 касс по продаже билетов, а в дни массового отъезда работало уже 20 касс. Ежедневно в направлении Самары и Жигулевского моря уходило до 15 пар пригородных поездов. Общий объем пассажиропотока составил 90 -95 тысяч человек.


Но вот вопрос: насколько выгодно дороге участие в фестивале?


Ведь общая сумма затрат, эксплуатационные расходы на проведение фестиваля составили 560 тысяч рублей. Неплохо за три дня закопать на фестивальной поляне полмиллиона рублей! А ведь эти средства еще надо заработать. Хотелось бы уяснить, а какая необходимость и выгода для железной дороги в мероприятии, не имеющем отношения к работе железнодорожного транспорта? И так ли уж важно пиарить участие железнодорожников в чужом празднике?


Напомним, что генеральным партнером фестиваля Куйбышевская железная дорога стала три года назад. В то время прежний начальник дороги Евгений Плохов собирался выдвигать свою кандидатуру в губернскую Думу. Пресс-служба дороги стремилась использовать любой подходящий момент, чтобы широко представить своего кандидата широкой общественности. А тут как раз оргкомитет фестиваля обратился за помощью к железнодорожникам с просьбой выделить специальный вагон для доставки "дорогих" московских гостей, а заодно подвести на поляну свет, ну и деньгами пособить, сколько не жалко. И пошла гулять губерния за казенный железнодорожный счет.


Давно уже нет "ответственного товарища" Плохова, никто никуда не баллотируется, а убытки по-прежнему растут. Проводятся какие-то лотереи, благотворительные акции, перевозятся какие-то гости, хотя трудно представить, что москвичи не в состоянии оплатить свой проезд.


Безусловно, - фестиваль - дело хорошее, нужное. Но стоит ли дороге оплачивать чьи-то прихоти, когда не решены все проблемы с обеспечением безопасности движения поездов? Когда показатель исполнения графика проследования пассажирских поездов один из худших на сети? Да мало ли еще других нерешенных вопросов, на которые можно было бы потратить эти средства?